Литература эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций

Краткое описание

В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

-docs-Grakanagitutyun-zarubejnaja literatura-ROLF-3k.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

     Германский гуманизм  значительно отличается по многим своим особенностям от гуманизма вИталии и других романских странах. В Германии не возник идеал всесторонне развитого человека, не было органичного усвоения античного наследия, не появилось большой национальной литературы и относительно небольшим было число германских “титанов Возрождения” – к ним прежде всего следует отнести художника Альбрехта Дюрера, писателей Эразма Роттердамского и Ганса Сакса.

    Движение Реформации  охватило все слои германского  общества. Деятельность Мартина  Лютера, зачинателя Реформации, была многообразной. Он выступает как профессор теологии , руководитель первого периода Реформации (1517-1520гг) и как переводчик Библии на немецкий язык, и это послужило основой для создания немецкого литературного языка, то есть, стало первым шагом к объдинению раздробленной Германии. Второй этап Реформации – дворянское восстание (1522-1523гг), изначально обреченное на неудачу, поскольку дворяне смотрели,вспять” и хотели вернуть утраченное главенствующее положение в обществен. В восстании принимал участие гуманист, поэт и прозаик Ульрих фон Гуттен, который умирает вскоре после поражения восстания. Третий этап – это Крестьянская война , закончившаяся поражением крестьян и закреплением раздробленности,

      Культура и литература эпохи Реформации связана в первую очередь с идеологией и мировоззрением широких народных масс, поэтому на первый план выступают жанры, в которых показаны самые разные человеческие типы, представители разных социальных групп и профессий.В основном это сатирические жанры, возникшие на основе поэтики городской литературы. Темы любви и рыцарских приключений перейдут в народные книги и получат уже новое освещение. Наиболее распространенным был жанр “свод”, возникший на основе схоластики и ее методов разрешения сложных проблем посредством их расчленения на более простые.В “своде” собирались в единое целое  люди самых разных профессий и социальной принадлежностей и принимали участие в каком-либо событии или действе. К этому жанру относятся два крупных произведения предреформационной эпохи – “Корабль дураков” Себастиана Бранта (1494) и “Похвала Глупости” Эразма Роттердамского (1509).

     В основе обоих  этих произведений лежит тема  Глупости, получившая широкое распространение  в предреформационную эпоху. Эта  тема и образы дураков были связаны с особой культурой праздников плодородия, которые праздновались в европейских городах и некоторые из которых празднуются и в наше время. Если в раннем Средневековье Глупость ассоциировалась со смертью, с человеческими грехами, из-за которых он попадает в ад, то накануне Реформации, в связи с появлением нового восприятия человека, его природы и возможностей, образ Дурака стал просто образом человека с его недостатками и слабостями, но уже не грешника, которого ждало наказание в аду или даже костер – в земной жизни.

   “Корабль дураков” Себастиана  Бранта был написан на немецком  и переведен на многие европейские  языки и на латынь. Все дураки  Германии спешат на корабль, чтобы  отправиться в Наррагонию –  Глупландию. Образ корабля  в античной и христианской культуре нередко выступал как символ человеческого пути в бурном житейском море. Действие поэмы перенесено полностью в земную жизнь, часть иллюстрирующих ее гравюр выполнена Альбрехтом Дюрером. Здесь самые разные виды дураков – те, кто проматывает состояние, кто любит модно одеваться, кто не хочет учиться, любит бражничать и бездельничать, и т.д.Здесь и вполне невинные слабости человеческой натуры, и грубые ошибки в выборе пути, но самое главное – это широкая панорама жизни, причем Себастиан Брант в конце говорит, что он и сам такой же дурак,поскольку он человек.

  “Похвала Глупости” носит  более ясно выраженный сатирический  характер. Форма заимствована из  античной литературы, это автопанегирик, когда человек хвалит себя  см, но делает это в шутливой форме. Госпожа Глупость в трех частях своего монолога предстает в трех разных обликах . В первой части – это народная мудрость и сама жизнь, во второй она принимает парад самых разных Дураков, здесь слышится голос самого Эразма, резко критикующего  пороки и, в особенности, пороки духовенства. В третьей части появляется идея  веры в Бога, которая осуществляется помимо рассудка.

 

К другим известным произведениям предреформационной и реформационной эпохи относятся “Письма темных людей,/сборник/, “Адагиа” – пословицы и поговорки на греческом и латыни- Эразма, “Вадиск или Римская троица” Ульриха фон Гуттена.

 

                                              Возрождение во Франции

    Предпосылки возникновения  Возрождения во Франции в общих  чертах те же, что и в Италии – экономическое и политическое развитие страны, развитие культуры и искусства, причем во многих областях чувствовалось влияние Италии /Итальянские походы Франциска  1 (1515-1547), переводы античных авторов и итальянских писателей эпохи Ренессанса, приезд во Францию по его приглашению художников и архитекторов, появление стиля Фонтенбло, общие изменения стиля общественной и частной жизни французов/

    Специфика французского  Возрождения заключалась  в первую  очередь в двух моментах:

 

1). “Дворянский” характер ренессансной культуры, роль королевского двора, забота короля об образовании дворян и значение филологии как основы образования, организация Коллеж де Франс как светского университета и оплота свободного гуманистического знания. Роль Гильома Бюде и Лефевра д Этапля как ученых-гуманистов и носителей идей Ренессанса.

 

2). Влияние религиозных противоречий, борьбы протестантизма и католицизма, которая во второй половине 16 века вылилась в религиозные  войны и Варфоломеевскую ночь  – резню протестантов (гугенотов) католиками. Появление кальвинизма.  Развитие протестантизма отразилось и в литературе, большая или меньшая свобода  деятельности протестантов проявляется в тональности разных частей романа Рабле.

 

Писатели и поэты Франции как универсальные личности с широким взглядом на бытие, энциклопедической образованностью. Это стихийные материалисты , восприимчивые ко всему вещественному и чувственному, исповедующие культ прекрасного, заботящиеся о форме.

 Кружок Маргариты Наваррской, поэзия Плеяды, философия Мишеля Монтеня.

 

                                             Творчество Франсуа Рабле (1494 – 1553)

 

Франсуа Рабле – ученый, философ, врач, автор научных трудов, редактор народных книг, - остался в истории литературы как автор знаменитого романа  “Гаргантюа и Пантагрюэль”

В 1532 году в Лионе выходит в свет анонимная народная книга   “Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа”. В этой книге было множество веселых приключений,  которые переживали герои-великаны, пародировались рыцарские романы артуровского цикла.

    Рабле пишет и публикует  под именем Алькофрибас Назье  в 1532 году “страшные и ужасающие  деяния и подвиги преславного  Пантагрюэля, короля дипсодов, сына  великого великана Гаргантюа”. В  ней раасказывается  о детстве и обучении ПАнтагрюэля, о его встрече с Панургом, высмеивается схоластическая ученость докторов Сорбонны.Книга носит в основном шуточный характер, хотя уже намечаются некоторые проблемы и тенденции гуманизма – аллюзии на античность, насмешки над схоластикой, знаменитое письмо Гаргантюа сыну о новом времени и новых возможностях ренессансного человека..

    В 1534 году Рабле пишет  начало истории “Повесть о  преужасной жизни великого Гаргантюа”, которая станет первой книгой  романа. В книге пародируется  эпос и рыцарский роман. Жизнь героя описывается начиная с его рожденияч, фантастика сочетается с реалистичесмкими и натуралистическими деталями. Главные сюжетные линии и эпизоды второй части – воспитание Гаргантюа, история с колоколами Собора Парижской богоматери , война с королем Пикрохолем, солдатам которого дает героический отпор монах брат Жан, после чего Гаргантюа в благодарность строит для него Телемскую обитель.

     В 1546 году выходит  “Третья книга героических деяний  и речений доброго Пантагрюэля”  выходит в свет уже под настоящим именем автора. Здесь описывается покорение и колонизация Пантагрюэлем страны дипсодов, причем молодой принц ведет себя как гуманный иимудрый правитель – это антитеза той колониальной политике, которая проводилась в разных странах и, в первую очередь, в Америке. 

         Во Франции  в это время уже начинается  реакция, Франциск  1, который сначала  терпимо относился к гугенотам, теперь, после “ночи плакатов”, стал проводить против них  репрессии, казнить кальвинистов  и всех свободомыслящих. В этой книге Рабле смягчает прежний сатирический и шутливый тон,  изымает в переизданиях первых двух  книг места, в которых выражалось сочувствие кальвинистам и были выпады против сорбонистов. Но тем не менее три первые книги были осуждены в 1547 году богословским факультетом Сорбонны.

Краткая редакция “Четвертой книги героических деяний и речей Пантагрюэля” вышла в 1548 году, в ней опять господствует буффонный стиль, но через четыре года, находясь уже под покровительством кардинала дю Белле, Рабле переиздает эту книгу в расширенном варианте, придав своей сатире резкий характер и выступив против религиозного фанатизма и политике короля, который его допускал. Фабулу книги составляет плавание Пантагрюэля, Панурга и их друзей мимо многих фантастических островов к оракулу Божественной бутылки.

Пятая книга представляет обработанный, возможно, друзьями Рабле его черновой набросок “Звонкий остров” об окончании плаванья и прибытия к оракулу Божественной бутылки. Она вышла в 1564 году, через десять лет после смерти Рабле. Здесь описаны Звонкий остров, остров Пушистых котов, царство Квинтэссенции и, наконец, прибытие к оракулу Божественной бутылки.

 

          В романе  Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле  происходит внутреннее преобразование  романа от рыцарского к роману нового времени. Эпический сюжет о жизни и подвигах героев-великанов, королей и защитников  своего народа дополняется рассказом о воспитании героя. При этом проблема воспитания  затрагивается дважды – в истории Гаргантюа и Пантагрюэля. Рабле в процессе работы над романом совершил путешествие в Рим, а в Италии в это время появились новые, ренессансные идеи и теории воспитания. И акцент в романном повествовании переносится с внешних событий на внутренний план действий, на формирование личности.

           В романе имеет особое значение принцип диалога – в него вступает герой по отношению к окружающим его людям и сторонам действительности. («Роман-диалог»)

           В  романе пародируется героический  эпос, народная книга о Гаргантюа  и Пантагрюэле, а затем  в романе описывается  предысториея рода Грангузье и здесь явственно чувствуется пародия на Библию, на Ветхий завет, на античные мифы – пока не появится на свет Гаргантюа, а затем и его сын Пантагрюэль. (чудесное рождение героя, проявление его могучей силы, его первые подвиги и т.д.) Но особое значение имеют упоминающиеся в романе бесконечные точные цифры, которые создают «эффект реальности» и в то же время противоречат эпическому стилю повествования (излишняя точность).

           Особое  значение имеет описание двух войн – Гаргантюа сражается с войсками короля Пикрошоля – это обыкновенные люди, а на стороне Гаргантюа молодой монах брат Жан, тоже наделенный богатырской силой. В случае с Пантагрюэлем это война с королем Анархом, его великаны в каменных латах сражаются во главе с ужаснейшим Вурдалаком. И в обоих случаях побеждают силы добра.

           Образ  Панурга – сравнить с адвокатом  Пателеном. Человек Нового времени  и его отрицательные стороны. Панург в последних книгах  романа.

            В книге о Пантагрюэле  более явственно выражена пародия на эпос, а в книге о Гаргантюа более ярко выражено карнавальное начало – она начинается карнавальным пиром, праздничным поеданием требухи и колбас, всеобщим пьянством, хмельными разговорами и, наконец, рождением Гаргантюа. И хотя он связан с этой карнавальной стихией, едой и пьянством, он проявляется не как могучий эпический герой, а как личность, наделенная природным умом . Особое значение имеет языковая стихия , живое карнавальное слово, связанное с жизнью и смертью, перерождением и обновлением. И это живое слово противопоставляется слову мертвому (схоластическая ученость Янотуса  Брагмарда.)

            Проблема воспитания решается  в связи с образами воспитателей  и ученых –схоластов (Панократ, Эпистемон  – и Тубал Олоферн).

            Особое значение имеет в романе  утопия – она противопоставлена  реальной истории Европы, и только  в связи с утопией могут  осуществиться гуманистические  идеалы, воплощенные в образе  патриархального государства Грангузье  и Гаргантюа, а Пантагрюэль показан скорее как обычный человек (если не принимать во внимание его поединок с Вурдалаком), любимый герой Рабле, от его имени образовано название особой философии – пантагрюэлизма, гуманной и свободной. Идеал гуманизма и утопии – Телемская обитель, «монастырь с точностью до наоборот», карнавальное переосмысление реальности в самом строгом и иерархическом ее воплощении – монастыре. Утопия обозначает завершение эпоса и рождение романа нового времени.

 

 

Дополнительная литература – М.М.Бахтин. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.М., 1965.

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4

Литература Англии эпохи Возрождения.

Кристофер Марло. Шекспир.

 

 Культура и литература эпохи Возрождения в Англии возникли на основе культурного наследия тех стран Европы, где Возрождение началось гораздо раньше. И поэтому многие элементы этих национальных вариантов культуры Возрождения были усвоены и восприняты в Англии. Поэзия, драматургия, живопись и архитектура достигли своего расцвета в XVI веке, на который приходится правление династии Тюдоров – Генриха VIII и его дочери Елизаветы, и в течение которого происходит рост экономики, укрепление политического положения и военной мощи Англии, разгромлена испанская Непобедимая Армада и достигнуто относительное равновесие сил разных социальных слоев, в основном – дворян и буржуазии.

Информация о работе Литература эпохи Возрождения