Литература эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций

Краткое описание

В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

-docs-Grakanagitutyun-zarubejnaja literatura-ROLF-3k.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Влияние Мольера на развитие европейского театра. «Мизантроп» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова.

 

 

Лекция 7

Литература ХУШ века. Эпоха Просвещения

Литература Англии

 

Восемнадцатый век – один из самых интересных периодов в истории мировой культуры и литературы. Это Век Просвещения, век Разума, Век Галантный, век накануне Французской буржуазной революции. В последнем десятилетии этого века в европейской культуре и литературе возникает новое великое направление – романтизм.

 Временные границы между культурно-историческими периодами ХVII и ХVШ веков примерно обозначаются двумя крупными событиями в истории Европы – это «Славная революция» в Англии (государственный переворот 1688-1689 годов и Великая французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Но, как это отмечают современные исследователи Века Просвещения, эти границы очень условны, многие явления, подготовившие появление культуры и литературы ХVШ века, возникли еще в ХVП веке, новая эпоха не разрывает резко с предыдущей, а скорее постепенно вызревает в ее недрах, о чем свидетельствует наличие самых разных – историко-политических, экономических, идеологических и других факторов. В целом для культурно-исторического пространства Европы характерен закат абсолютизма, дряхления феодальной системы или отдельных ее элементов, кризис европейского сознания в целом и в то же время – это век, когда укрепляется гражданское общество и успешно протекают процессы цивилизации в разных странах Европы.

Хотя это время называется «веком Просвещения», и оно доминирует в самых разных областях жизни, оно не было единственным, которое определяло облик столетия. Да и само Просвещение не было однолинейно направлено на Французскую революцию, в его границах было немало явлений, несвязанных с ее подготовкой.

Высокая оценка разума как центрального понятия общественной, научной и культурной жизни не должна напрямую связываться с исторической ролью поднимающегося «третьего сословия» - буржуазии, а имеет скорее общечеловеческую направленность.

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной воле… Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения» (И.Кант) Современный исследователь М.Фуко пишет, что Просвещение было не только коллективным действием, но мужественным поступком индивида, решившего жить самостоятельно и ответственно. И основные идеи Просвещения отмечены не узко-классовой, а общечеловеческой направленностью. В разных станах Европы в Просвещении участвовали люди самых разных социальных слоев и групп. Основные идеи Просвещения: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества (идея прогресса возникает именно в ХVШ веке, до этого существовало только понятие «Золотого века, светлого прошлого»); защита научного и технического познания, религиозная и этическая терпимость, защита прав человека и гражданина, отказ от догматических метафизических систем, которые нельзя было проверить опытным путем, критика суеверий и утверждение деизма – как формы религии Просвещения (Бог создал Землю и человека, но далее он не вмешивается в дела людей), борьба против сословных привилегий и тирании. Таким образом, не только политика, но и все области социальной жизни, культура и наука становились предметом изучения просветителей. Само Просвещение тоже не представляло единого движения, внутри него возникала полемика (спор Вольтера с Руссо во французском Просвещении) и прошло сложную эволюцию.

 Если ХVШ век считался веком Разума, то само это понятие было достаточно сложным и неоднозначным. Наряду с рационализмом существовал и сенсуализм как чувственное познание мира («чем разум человека становится просвещеннее, тем его сердце чувствительнее»), сердце и ум действуют и реагируют вместе, хотя и представляют две автономные сферы.

 Для менталитета и философского и художественного сознания ХVШ века характерны универсальность и компромисс (сочетание оптимизма и скептицизма, иронии и меланхолии, патетики и трезвости, атеизма и мистики, старого и нового) . Компромисс становится в ХУШ веке выражением терпимости и культурного плюрализма. Если для культуры Возрождения был характерен диспут, диалог, то культура ХУШ века – это в первую очередь «культура разговора, беседы», причем разные мнения не противопоставляются, а дополняют друг друга и направлены на совершенствование искусства общения – и с «другими», и с самим собой. Отсюда – значение эпистолярного жанра как «писем к самому себе», школа чувств и форма для философского спора ( в частности, о счастье)

 Универсализм эпохи Просвещения предполагал проникновение идей новой философии в литературное произведение, органическое сочетание его художественной и идейно-философской «сторон».ХVШ век это «век философов», но философией считалось любое прогрессивное направление научной мысли, направленное на разрешение насущных проблем современности, философия была актуальной и боевой, а «партия философов» - передовым отрядом Просвещения. Идеи Локка, Лейбница, Спинозы, Беркли, Юма и других великих философов утверждаются либо выступают как объект полемики во многих произведениях писателей Просвещения. Полемика по вопросам свободы совести велась не столько против самой религии, а против церкви, которая во многих европейских государствах отразила «кризисность» политической и социальной ситуации. (Вольтер подписывал письма девизом «Раздавите гадину!», имея в виду церковь).

Вера в добрую природу человека обусловила появление нового типа героя и новое направление развития сюжета в просветительской прозе и поэзии. Герой уже не должен обязательно принадлежать к высшим социальным слоям (как это было, например, в трагедии французского классицизма), он, напротив, нередко предстает как бы вышедшим из рук природы, лишенным социальной обусловленности – это подкидыш («Том Джонс» Филдинга), дикарь, оказавшийся в мире цивилизации («Простодушный» Вольтера), особое значение имеет «шекспировская тема» - повесть о двух братьях – хорошем и плохом («Том Джонс» Филдинга, «Разбойники» Шиллера и т.д.)

Особое значение имеют счастливые концовки самых невероятных историй о приключениях такого найденыша. Счастливые финалы в известной степени должны расцениваться как соответствие доброму началу, носителем которого является главный герой – несмотря на все его слабости и ошибки и как награда за его доброту и бескорыстие.

 

 Основные направления в литературе Просвещения

Картина литературных направлений в эпоху Просвещения достаточно сложная и не сводится к какой-либо застывшей  схеме, следует иметь в виду сочетание и взаимопроникновение разнообразных течений и направлений, создающее в целом достаточно пестрое полотно. Для просветительской литературы характерно сочетание элементов реализма («просветительский реализм»), классицизма, рококо, сентиментализма, а в литературе некоторых стран – и предромантизма, просветительская литература развивается как бы «поверх и между» литературных направлений, сочетая «просветительские» и «непросветительские» варианты одного и того же направления.

 Основные литературные направления ХVШ века – классицизм, рококо и сентиментализм. На основании античной эстетики и эстетики классицизма ХVП века возникает эстетика как научное понятие (впервые это слово использует А.Баумгартен, профессор университета в Галле-Заале, затем оно будет зафиксировано в словарях). Категория «вкуса» ложится в основу классицизма ХVШ века, причем «вкус» этот еще не индивидуальный, а «общий вкус культурных людей» (как и в ХУП веке). Но этот просвещенный вкус предполагает менее строгие правила и большую терпимость. Поэтому появляется как более гибкая и широкая система жанров (Вольтер:»Все жанры хороши, кроме скучных»), так и национальные варианты классицизма («Веймарский классицизм», французский «революционный классицизм»)

В системе жанров также происходят значительные изменения – происходит слияние литературных жанров с научными («философская повесть») и высоких жанров с низкими («Ирои-комическая поэма»)

 

Литература Англии эпохи Просвещения

 

Историческое развитие Англии характеризуется тем, что важнейшие события произошли еще в ХУП веке. К ним относятся буржуазная революция середины ХУП века, Казнь короля Карла !, военная диктатура Кромвеля, реставрация монархии Стюартов, «Славная революция» 1688-1689 годов, после которой у власти оказывается Вильгельм Оранский. Эта власть фактически представляет собой компромисс между средним классом – буржуазией и дворянами – крупными землевладельцами. Политическая власть, однако, оставалась в руках этих крупных землевладельцев, и борьба за ее перераспределение определит социальную жизнь в Англии в ХУШ веке ( виги и тори). Начало эпохи Просвещения в Англии совпадает с началом «Славной революции» , В целом английское Просвещение носило скорее умеренный характер. Конституционная монархия воспринималась самими англичанами и жителями других европейских стран как передовой государственный строй, а Англия – как страна законов и порядка («английская тема» в литературе Франции и Германии) (Рост экономики, захват колоний, борьба за господство в американских колониях)

 Периоды развития Просвещения в Англии:

1.с конца ХУП века по 1730-е годы – ранний этап

2. 17409-50-е годы – зрелый этап

3. 1760-1790-е годы – поздний этап.

 

(Борьба между материализмом  и идеализмом в английской  философии, сенсуализм Локка. В Его  трактате «Некоторые мысли о  воспитании» (1693) возникает мысль  об изначальном природном равенстве людей, о влиянии окружающей среды на формирование характера ребенка). Локк выступил против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тиранов. Локк выступал сторонником деизма, т.е. вольнодумства и своболомыслия Последователями Локка выступили А.Шефтсбери и Б.Мандевиль. Шефтсбери в траттате «Характеристики людей, нравов, мнений времен» доказывал единство истины, добра и красоты, господство разума над страстями, а его противник Б.Мандевиль утверждал, что человеческая природа эгоистична, но эгоизм и пороки способствуют развитию общества, ибо они стимулируют деятельность людей («Басня о пчелах») От учений Шефтсбери и Мандевиля берут начало два идейных течения в английском Просвещении. Сторонники Шефтсбери (Аддисон, Стил, А.Поуп) исходили из оптимистического взгляда на природу человека. Последователи Мандевиля (Гей, Свифт) видели основу общества в эгоизме человеческой природы.)

 Ведущие жанры английскойц раннепросветительской литературы – поэма, трагедия, комедия,эссе. (Публицистика Аддисона и Стила, журналы. Типы английского общества в журналах и их развитие в художественной прозе) Ирои-комическая поэма А.Поупа «Отрезанный локон» (Байрон о Поупе).1714год. Английский просветительский классицизм в театре (Дж.Лилло)

 Зрелый просветительский реализм отразился в первую очередь в прозе – эпистолярные романы Ричардсона кладут начало жанру семейно-бытового романа и «коимческим эпопеям» Г.Филдинга.

 Литература позднего периода Просвещения представлена направлением сентиментализма (Пейзажная лирика, «кладбищенская поэзия» Томсона, Юнга и Грея; «Сентиментальное путешествие»(1768) Л.Стерна. Поэзия Макферсона как явление английского предромантизма. («Песни Оссиана» Дж.Макферсона).

Другим явлением предромантизма был «Готический роман», начало которому положил Горас Уолпол («Замок Отранто», 1764), и традицию которого продолжат Анна Радклиф, Уильям Бекфорд и завершит Мэтьюрин («Мельмот Скиталец», 1820)

 

 Даниель Дефо (1660-1731)

Основные произведения Дефо:

«Чистокровный англичанин»(1701) сатира;»Всеобщая история торговли» (1713)

«Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719),

«Моль Флендерс» (1772)

«Полковник Джек» (1772)

«Капитан Синглтон» (1720)

 

 «Робинзон Крузо» (анализ)

 

Образ главного героя – человек вообще и буржуа, жизненный опыт и трудовая деятельность, путь человеческой цивилизации в масштабе одной человеческой жизни. Робинзон как представитель цивилизации и Пятница. Робинзон на острове и в Англии – две стороны образа представителя буржуазии. Дневник Робинзона. Связь с цивилизацией (корабль еще не затонул).

 

 Джонатан Свифт (1667-1745)

Политическая деятельность Свифта в Англии и Ирландии. «Спор» Свифта с Дефо. Тема человека, вышедшего в море – образ современного англичанина.

Основные произведения Свифта:

«Сказка бочки» и «Битва книг» (1704), «Путешествия Гулливера» (1721-1725)

 

 

 «Путешествия Гулливера» (анализ)

От Робинзона к Гулливеру – эволюция героя от практического к размышляющему.

 

 

 

 

 

 

Лекция 8

Французская литература XVIII века

 

Восемнадцатый век считается веком Франции. Французская культура и литература отразили сложные социальные и исторические процессы, которые привели в Французской буржуазной революции, а затем к наполеоновским войнам и началу новой эпохи в европейской и мировой истории. Но в новейших исследованиях этого периода французской литературы утверждается более широкий взгляд на всю картину в целом и рассматриваются те явления, которые не были связаны с политикой и подготовкой Французской революции. В первую очередь – это рококо в самых разных областях – в изобразительном искусстве, интерьере, садово-парковом искусстве, литературе и т.д. Особое значение имеет также культура аристократического и буржуазного салонов, понятие «остроумие», умение вести беседу, спор о счастье – все это в той или иной форме отразилось в литературе.

 Для общественной и политической жизни Франции, которую можно подразделить на три периода – правление Людовика XIV и период регентства Филиппа Орлеанского, правление Людовика XV и Людовика XVI – характерен экономический упадок, разорительные войны, нередко кончавшиеся поражением Франции, полицейский режим и произвол властей («карт бланш», заключение в Бастилию без суда и следствия , церковная реакция, сожжение еретиков на кострах, гонение на протестантов, их эмиграция в другие страны, восстания крестьян, подавляемые правительственными войсками).

 Королевский двор из центра культуры, каким он был при Людовике XIV – короле Солнце, превратился в «могилу нации» (карты, падение нравов, безудержная роскошь, продажность вельмож)

Информация о работе Литература эпохи Возрождения