Литература эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций

Краткое описание

В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

-docs-Grakanagitutyun-zarubejnaja literatura-ROLF-3k.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Для германского Просвещения были актуальны вопросы воспитания и образования – в связи с платоновскими идеями, согласно которым сильное и жизнеспособное государство может существовать только при наличии правильной системы воспитания и образования.

Общая картина развития литературных направлений была достаточно пестрой – в ней сочетались барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, просветительская и непросветительская поэзия, проза и драматургия, причем черты поэтики разных направлений могут сочетаться в творчестве одного писателя.

 Основные периоды Просвещения в Германии.

1. 1690-1720-е годы – формирование  раннего немецкого рококо, философская  «подготовка» Просвещения – деятельность  Лейбница и Вольфа, просветительская  деятельность Томмазиуса.

 

2. 1730-40-е годы. Становление классической  эстетики Готшеда и борьба с нею «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Появляются морально-публицистические периодические издания и первые немецкие романы в духе сентиментализма.

 

3.1750-60-е годы. Это «эпоха Лессинга». Разработка эстетических теорий  и появление самобытных немецких  памятников литературы. Происходит смена ориентиров – отказ от подражания французским классицистам, как этого требовал Готшед, и восприятие античности – по концепции Винкельмана – как идеала гармонии, спокойствия и красоты. Античность противопоставляется как более соответствующая современным требованиям – барочному вкусу, влияние которого в Германии было еще достаточно сильным. Жанровая система обогащается в этот период новыми формами – появляется лирическая драма, ода, эпическая поэма (поэмы Клопштока), новелла и воспитательный роман ( «Агатон» К.М.Виланда), в поэтике которых сочетаются элементы просветительской литературы с пиетизмом и рококо.

 В творчестве Лессинга продолжается  борьба за национальный немецкий  театр («Гамбургская драматургия») и закладываются основы жанра мещанской драмы («Эмилия Галотти»), формальные принципы классицизма отразились в последней драме Лессинага, в «философской притче о терпимости» - в «Натане Мудром».

 

4.1770-80-е годы. Зрелый период немецкого  Просвещения. Деятельность Клопштока, Виланда и Лессинга. Но центральным явлением становится движение «Бури и натиска», «штюрмерство».Оно представляет немецкий вариант европейского сентиментализма и внутренне связано с немецким романтизмом, в известной степени подготавливает его. Культ «гения». Идея индивидуального бунта как единственного пути к свободе и изначально обреченного на поражение. Деятельность Гердера и его труды по исследованию фольклора разных народов Европы. Первый период творчества Гете и Шиллера приходится на эпоху «Бури и натиска» в немецкой литературе.

 

5. 1790-е годы и начало Х!Х  века. Веймарский классицизм. Очень  сложное по проблематике, сочетанию  различных стилей направление в позднем немецком Просвещении. В эстетике Веймарского периода происходит отход от «бунтарских» тенденций Штюрмеров, в творчестве Гете и Шиллера начинается «художественный период», когда политические проблемы предлагается решить путем эстетического воспитания человека. Но это – не отказ от решения ключевых проблем немецкого Просвещения, а поиски новых путей. Веймарский классицизм представляет собой сложный синтез античности, воспринятой с позиций Просвещения, новых эстетических исканий , а также явлений, опосредованно связанных с нарождающимся немецким романтизмом.

 

Творчество Шиллера (1759-1805)

 

Творческий путь Шиллера характеризуется стремительным развитием, у него фактически не было периода ученичества, его юношеские произведения были созданы в эпоху «Бури и натиска» и сразу сделали Шиллера одним из первых драматургов и поэтов Германии. Но затем происходит быстрый отход от идей штюрмерства и переход на позиции Веймарского классицизма. В германском Просвещении имеет особое значение «продуцирование идеалов» и в этом смысле творчество Шиллера занимает особое место. Образы героев, которые борются за свои идеалы и одерживают моральную победу, заплатив за нее своей жизнью, - это лучшее из того, что составляет вклад Шиллера не только в немецкую, но и мировую литературу. Шиллер оказал большое влияние на русских писателей и в первую очередь – на Достоевского.

 

 Основные произведения Ф.Шиллера

 Период «Бури и натиска»

«Разбойники» - 1781

«Заговор Фиеско в Генуе» 1793

«Коварство и любовь» - 1783

«Дон Карлос» 1787

 

 Период «Веймарского классицизма»

«История 30-летней войны» 1791-93

«О грации и достоинстве» 1793

«Письма об эстетическом воспитании человека» 1795

«О наивной и сентиментальной поэзии» 1795

Баллады – 1797

«Валленштейн» 1796

«Мария Стюарт» 1801

«Орлеанская дева» 1802

«Деметрий» 1804

«Вильгельм Телль» 1805

 

«Разбойники». Анализ.

 

В этой первой драме Шиллера использован разнообразный материал:

а) разбойничество как специфическое явление германской жизни в ХУШ веке – как выражение социального протеста против деспотизма и тирании германских государей

б) Книга Шубарта «К истории человеческого сердца» - как связь психологии героя с его трагической историей в конкретной социально-исторической ситуации

в) «шекспировская тема» - история двух братьев как проявление человеческой природы в трагедии «Король лир»; образ злодея – из трагедии «Ричард Ш»

 г)народные легенды о благородном разбойнике (в Англии – о Робин Гуде)

 

Главные действующие лица – братья Карл и Франц фон Моор, конфликт между которыми опосредованно отражает противостояние «бурного гения» (мечта Карла о подвигах героев Плутарха) с реальной действительностью. Но решение Карла стать атаманом разбойников подается как изначально ошибочное – он поверил поддельному письму, отец его не проклинал, а возлюбленная не отвергала. Средства достижения свободы на деле обернулись жестокостью по отношению к невинным людям (гибель в огне целого города, когда разбойники спасали от виселицы своего товарища Роллера). Карл под чужим именем возвращается домой, встречается с Амалией и понимает, что она все еще его любит, но он, запятнанный кровью, не может к ней вернуться. Когда разбойники находят в лесу склеп, где Франц морит голодом своего старика-отца, они клянутся отомстить Францу и берут штурмом его замок, Франц кончает самоубийством. Карл остается среди разбойников один – все его друзья –бывшие студенты- уже погибли, он связан клятвой и не может покинуть шайку и уйти с Амалией. Амалия в отчаянии просит ее убить. Совершив это, Карл сдается властям, но сначала идет к бедному крестьянину, чтобы тот смог отвести его в полицию и получить за это деньги. Таким образом, оба брата кончают самоубийством, но смысл этих действий совершенно различный. Все характеры гиперболизированы, краски сгущены, высокий пафос сочетается с грубой речью разбойников. В целом в этой драме Шиллер выражает свою переоценку идей «Бури и натиска». Индивидуальный бунт не может привести к свободе и гармонии.

 

«Коварство и любовь». Анализ

 

Действие переносится в современную Германию, в небольшое немецкое княжество, которым правит герцог – тиран и деспот. Он ни разу не появится на сцене, но все жестокие и низкие поступки героев-«злодеев» происходят либо по его указаниям, либо ему в угоду. В драме использован материал из повседневной жизни германских княжеств в сочетании с сюжетными линиями из трагедий Шекспира («Отелло», «Ромео и Джульетта»). Главные действующие лица – Фердинанд фон Вальтер, его отец президент фон Вальтер, его возлюбленная – Луиза Миллер, дочь бедного скрипача Миллера, секретарь президента Вурм, леди Мильфорд – все имеют четкую социальную характеристику. Фердинанд – дворянин и офицер- и представить себе не может, что Луизу заставили написать подложное письмо, и из ревности он убивает ее, а когда правда раскрывается, он убивает себя сам. Старый Миллер наделен чертами особого человеческого достоинства – он указывает на дверь президенту, когда тот нагло себя ведет у него в доме. Тема отцов и дочерей является одной из самых распространенных в драматургии «Бури и натиска», чистота души и благородство Луизы выражается в ее готовности к самопожертвованию, когда президент приказывает посадить в тюрьму ее отца. «Вставным» эпизодом является рассказ дворецкого леди Мильфорд об отправке немецких солдат (фактически о продаже их) в Америку для войны на стороне Англии. Но по своей силе и психологической убедительности он занимает определенное место в сюжете и подготавливает решение леди Мильфорд, фаворитки герцога, покинуть его и начать новую жизнь.

 

Лекция 10

 

Творчество И.В.Гете (1749 – 1832).

 

 Творчество Гете завершает эволюцию многих моментов германского Просвещения, обощает его философский и художественный опыт.Универсализм германского просвеще6ния опосредованно отражается в на редкость многообразном даровании Гете – как ученого, государственного деятеля, художника и поэта. Особую проблему составляет его отношение к музыке. Фигура Гете – одна из наиболее сложных среди деятелей мировой культуры и литературы. И разгадке многих неясностей в его отношениях со своими современниками посвящено немало научных и художественных произведений ( роман «Лота в Веймаре» Томаса Манна).

 Родной город Гете Франкфурт-на-Майне был имперским городом, крупным центром экономики и культуры, хранившим многие средневековые традиции (ярмарки, публичные казни и т.д.). Гете получает прекрасное домашнее образование, становится студентом Лейпцигского университета, пишет первые стихи в духе анакреонтической поэзии. Затем – внезапная тяжелая болезнь, кризис в его духовной жизни, знакомство с алхимией и пиетизмом. Он заканчивает свое юридическое образование в Страсбурге в 1770, где знакомится с Гердером и начинает собирать народные песни и легенды. И в духе народных баллад он напишет свои стихи о любви к Фридерике Брион – «Свидание и разлука». Любовь выступает не как убежище от мира, а как напряженная возвышенная жизнь души. В дальнейшей его лирике тоже будут возникать нюансы сердечного переживания, точно и подробно описанные. Все мироздание предстает в его лирике как живая и подвижная стихия. Гете создает новое направление в европейской лирике, в котором сочетается философичность, индивидуальное чувство и элементы фольклора («Полевая роза», «Прометей», «Песнь странника в бурю»)

 Гете ищет нового героя, которпый бы воплотил идеи и веяния современности, идеал личности в духе «Бури и натиска». Но широкая известность к нему приходит с выходом в свет романа «Страдания юного Вертера» (1774).

 

«Страдания юного Вертера». Анализ.

 

Ленц называет Вертера «распятым Прометеем». Роман Гете создается на богатом материале европейской литературной традиции, но представляет принципиально новую художественную систему. На основе романного творчества Ричардсона, Филдинга и Ркссо Гете создает германский бюргерский роман как субъективную эпопею – исповедь молодого человека в письмах и дневниках, за которой встает панорама его времени. В романе Гете соединяет в художественное целое историю своей любви к Лоте Буфф с историей молодого чиновника Иерузалема, покончившего самоубийством. . Гете впервые показывает нового героя, внутренне свободного и благородного человека, вынужденного жить в условиях социальной несвободы, что и приводит к трагедии личности и самоубийству. Он стремится быть независимым от авторитетов и традиций, идет на индивидуальный бунт, но это изначально обречено на поражение. Центральная проблема романа – конфликт героя и общества, который не может разрешиться благополучно. Вертер – представитель передового бюргерства, прекрасно образованный, состоятельный и глубоко порядочный человек, но он не имеет никаких политических прав и осознает это свое бесправие как невозможность добиться счастья даже в личной жизни. Его меланхолия показана как социально обусловленная «болезнь века». Вертер идет на самоубийство не только из-за своей несчастной любви, но и из-за своего положения в обществе и в мире. Вертер – новый герой в старой Европе. Многочисленные аллюзии, намеки, ассоциации отсылают читателя к известным произведениям мировой литературы («Одиссея», романы Руссо, Ричардсона, поэзия Клопштока, «Песни Оссиана» Макферсона и т.д.) и дают «ключи» к образу Вертера. Тема природы – только в первой и третьей частях, поскольку только там говорится о чувствах героя.

 

Веймарский период.

В 1775 году Гете принимает приглашение герцогини Анны Амалии и приезжает в Веймар, где уже находятся Виланд и Гердер. Начинается зрелый период его творчества, совпадающий с эпохой «Веймарского классицизма». Самые значительные произведения этого времени – пьеса «Эгмонт» -1787, дилогия о Вильгельме Мейстере (1796 и1829), «Рейнеке Лис»(1794), Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1829), «Герман и Доротея», «Поэзия и правда», «Избирательное сродство», «Западно-восточный диван» «Фауст» (1773-1832).1788-1805 годы – расцвет культуры и искусства Веймарского классицизма. Сотрудничество Гете и Шиллера. Спор с идеями Французской революции и отход от идеалов «Бури и натиска».

Итальянская поездка Гете послужила стимулом для появления нового образа античности. Во время наполеоновского нашествия Гете – один из тех немногих, кто сумел разглядеть его положительные стороны – Наполеон принекс с собой прогресс и новизну в застойный мир германских государств.

 

«Фауст» Анализ.

Над «Фаустом» Гете работал в течение 60 лет. Впервые он познакомился с народной легендой, когда еще в детские годы увидел на ярмарке во Франкфурте кукольную комедию о докторе Фаусте. Образ из народной книги и кукольной комедии раскрывался однозначно – как грешник, который раскаивается, но несет наказание за свои грехи – его душа попадает в ад. В драматической поэме Гете образ Фауста получает намного более глубокий смысл. Центральный мотив – это великое «вопрошание о человеке» - что такое он и его природа, какие испытания он способен выдержать и во имя чего?

Структура «Фауста»

Пролог в театре

Пролог на небесах

1 часть – 25 сцен

2 часть – 5 актов.

 

В «Прологе на небесах» в соре Бога и Мефистофеля проводится точная и явная ассоциация с библейской историей из Ветхого завета – о праведнике Иове. Он выдержал испытания, которым, с разрешения на то Бога, подверг его Сатана. В границах риторической культуры эта связь с Библией должна в самом начале произведения указать на то, что в финале Фауст не будет взят Мефистофелем в ад.

 

! часть – микрокосмос, история  Маргариты. В народной книге Маргариты  не было, Сатана не мог помогать  любви – это дело Бога. Маргарита  – имя местной германской святой, которая боролась с чертом  и вышла из этой борьбы невредимой. Маргарита у Гете – и жертва Фауста, и его защитница перед Мефистофелем. Фауст, обретя вторую молодость, должен познать мир не как кабинетный ученый, а посредством своих чувств, он любит Маргариту и не заботится о ее дальнейшей судьбе, но, став виновником ее гибели, он глубоко раскаивается и становится другим человеком. Дух Маргариты он встретит на Вальпургиевой ночи и в раю, рядом с девой Марией. Тема погубленной дворянином девушки из народа – одна из самых распространенных в «Буре и натиске», но Гете придает ей новый смысл – Маргарита – жертва не только Фауста, но и всего общества. Особое значение имеет договор Фауста с Мефистофелем. За ним скрывается центральная проблема Просвещения – что такое человек? За что он может продать свою душу? Но Мефистофель и Фауст, заключая этот договор, как будто говорят на разных языках – «остановись, мгновение» - имеет у них совершенно разный смысл. Для Мефистофеля – удовлетворение низменных желаний, для Фауста – познание истины, переход из времени в вечность.

Информация о работе Литература эпохи Возрождения