Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций
В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.
Два значения понятия «просвещение». Популяризация идей не менее важна, чем философия.
Основные этапы Просвещения во Франции:
1.1715-1751 (от смерти Людовика Х!У до выхода в свет первого тома Энциклопедии)
Вождь передовых умов Франции в этом периоде – Вольтер
2. 1751 – до начала Революции, вождь – Дени Дидро
3.Третий период частично
В первом периоде ведется борьба против церкви, которая становится отражением всех негативных сторон в жизни французского общества, острая критика деспотизма и произвола, оправдание естественного стремления человека к счастью, философское обоснование «государства разума», которое должно быть построено разумными, но умеренными преобразованиями. Деятельность Монтескье («Персидские письма») и Вольтера.
Второй период характеризуется появлением «партии философов», объединения всех передовых интеллектуальных сил Франции вокруг Энциклопедии, главным редактором которой становится Дени Дидро. (Сотрудники Энциклопедии – Гельвеций, Гольбах, д Аламбер и другие) Судебные процессы над протестантами и вольнодумцами, но уже в самых разных слоях общества, как в аристократических кругах, так и среди мелкой буржуазии,- распространяются идеи энциклопедистов. В литературе наследие энциклопедистов претворяются в художественную форму, для многих жанров характерна публицистическая острота, ориентированность на насущные потребности французского общества, переход от «эволюции» к «подготовке к революции». В открытой тендециозности и высокой художественности заключается отличие французской литературы от литературы английского и германского Просвещения. ( Театр как проводник идей Просвещения, его роль в революционных «зрелищных действах», возрастает значение прессы и количество журналов и газет, в которых велась острая полемика по философским вопросам).
Для культуры и литературы французского Просвещения характерен универсализм, энциклопедичность (даже в общественной жизни, ведь невежество считалось позором). Наука и искусство могут вступать во взаимодействие (научная и теоретическая глубина, научное обобщение в художественном произведении, изящный и гибкий стиль научных трактатов, энциклопедическая образованность французских писателей-просветителей. Решающим критерием становится разум. Материализм. Деизм. Атеизм. Возникает идея прогресса – вечного движения человечества вперед. Пересмотр этих идей происходит на последнем этапе – в творчестве Ж.-Ж.Руссо, который становится критиком «государства разума» и всего буржуазного строя в целом.
Теория просвещенного монарха и государственный абсолютизм.
Теория «естественного человека»
Художественные направления: классицизм ( преимущественно в театре), просветительский классицизм.Серьезная и слезливая комедия и буржуазная драма. Деление жанров в соответствии с эстетикой классицизма на высокие и низкие.
Литература рококо и слияние жанров. Ирои-комическая поэма. Философская повесть. Научный трактат в виде поэмы.
Шарль-Луи де Монтескье(1689-1755). «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748)
Франсуа Антуан Прево – «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731)
Творчество Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778)
«Генриада» 1728. «Философский словарь» 1764, «История России в царствование Петра» 1759-1763.
«Орлеанская девственница» 1750.
Трагедии «Заира» (1732 ) и «Магомет» (1742)
Философские повести
«Задиг или Судьба» (1747), «Кандид или Оптимизм» (1759), «Микромегас» (1752)
ХУШ век во французской культуре иногда называют веком Вольтера, хотя он стоял во главе французского Просвещения в его первый период –около 30 лет в первой половине века. Но сама личность Вольтера (это псевдоним), человеческий тип просветителя-философа, писателя, общественного деятеля вбирает в себя многие характерные черты эпохи Просвещения. Путешествия по Европе, заключение в Бастилию, научная и издательская деятельность, участие в издании «Энциклопедии», борьба за свободу людей, ставших жертвами судебного произвола и гонений за свои политические взгляды – всего этого хватило бы на несколько жизней разных людей. Понятие «вольтерианство» подразумевало свободомыслие, остроумие, широкий взгляд на жизнь, особый тип поведения, когда человек не подчинялся строгим правилам этикета.
Основные произведения
«Генриада» -1728,
«Философские письма» -1734,
«Философский словарь» - 1764,
«История Карла ХП» -1731
«История России в царствование Петра 1» -1763
«Век Людовика Х1У» - 1751
«Опыт о нравах и духе народов»
«Орлеанская девственница» - 1750
драма «Магомет» -1742
«Заира» -1732
Наиболее интересны из прозаических произведений Вольтера его философские повести(1740-е -1760-е годы), в которых в гротескной, фантастической или достаточно реалистической форме отразилась французская реальность ХУШ века.
В повестях Вольтер не стремится дать психологический портрет героя или точно обрисовать его характер, но зато он дает предельно заостренное сатирическое изображение социального зла, жестокости и бессмысленности сужествующих общественных институтов и отношений.
В повести «Задиг» (1747) действие
происходит на Востоке, который
скорее представляет
В повести «Кандид», самой глубокой и значительной среди всех философских повестей, Вольтер переходит от оптимизма в духе раннего Просвещения к разочарованию и пессимизму. Он ведет полемику с философией Лейбница, с его идеей о «предустановленной гармонии добра и зла», о причинно-следственной связи, обусловливающей гармонию «в этом наилучшем из миров» Так учил Задига его друг и великий философ «провинции, а значит, и всего мира Панглос, -но все это опровергается самой жизнью молодого человека, жившего сначала в замке германского барона Тундер-тен-Тронка, несправедливо изгнанного оттуда, претерпевшего множество невзгод, несчастий и разочаровавшегося в «этом лучшем из миров», Как картинки в волшебном фонаре (а это было любимое развлечение детей и взрослых) сменяются страны и города, по которым странствует Кандид со своими друзьями – Какамбо, Мартеном, а затем и с вновь обретенной Кунигундой. Он разочаровывается во всем, но слышит от старого турка мудрый совет : «Каждый должен возделывать свой сад!» Так утверждается важность и ценность малых дел, но и здесь нельзя понимать все однозначно – слышна интонация мудрой иронии Вольтера.
Дидро и энциклопедисты
Дени Дидро (1713-1784) Дидро – критик, философ. Драматург. Прозаик
«Энциклопедия» как центральное явление науки и культуры
.Теория мещанской драмы.
«Племянник Рамо» (1762-1779)
«Монахиня» (1760)
«Жак-фаталист» (1773-1774)
Руссо и руссоизм
Жан Жак Руссо (1712-1778)
«Общественный договор» (1762)
«Эмиль или О воспитании» (1762)
«Юлия или Новая Элоиза» (1761)
«Исповедь» (1782-1789)
Творчество Бомарше
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)
«Севильский цирюльник» (1775)
«Женитьба Фигаро» (1784)
Бомарше представляет новый тип творческой личности и отражает в своей драматургии черты поднимающегося третьего сословия – буржуазии. Его жизнь была протестом против существующего строя. Сын часовщика, он, благодаря своим талантам и практической хватке, достигает видного положения в обществе, он вхож в королевский дворец, выполняет в Испании поручения французского правительства, помогает восставшим американским колониям получить оружие для борьбы с английскими войсками, издает полное собрание сочинений Вольтера, во время Революции он достает оружие для революционных армий, был арестован и чудом избежал смерти, эмигрировал, вернулся на родину, снял с себя обвинения, во время Директории он пользовался заслуженным почетом . Бомарше боролся за права литератора, человека искусства прямо выражать свое мнение и не зависеть от богатых покровителей ( во Франции того времени процветал протекционизм – успех произведения и сама возможность его опубликовать зависели от того, был ли у писателя знатный и влиятельный покровитель)
Его главные произведения – трилогия о севильском цирюльнике Фигаро. («Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность», «Безумный день, или женитьба Фигаро», «Преступная мать, или Второй Тартюф»)
Пьеса «Севильский цирюльник»
была подготовлена к
Комедия «Женитьба Фигаро» -
вершина драматургического
Эта пьеса смелее и серьезнее в аспекте поставленных проблем, острее звучит мотив социальной критики и протеста личности против феодальных предрассудков. Теперь противником Фигаро оказывается сам граф Альмавива, который способен, забыв о долге супружеской верности, обмануть свою Розину и готов посягнуть на честь Сюзанны – юной невесты Фигаро, апеллируя к давно отжившей привилегии – праву первой ночи. Фигаро, наученный своей суровой жизнью, ловкий и смелый, проявляет чудеса изворотливости и выходит победителем, сделав в финале графа смешным и заставив его раскаиваться и просить прощения. Особое значение имеет монолог Фигаро в последнем акте, в котором раскрывается вся сила ума и характера Фигаро – ему приходится бороться за существование, защищать себя и свою любовь не только против графа, но и против его времени. И если в первой пьесе у Фигаро были некоторые черты пикаро – веселого плута, знающего изнанку жизни, но не обремененного моралью и гуманными намерениями, то здесь Фигаро вырастает как почти героическая фигура, как обличитель социальных пороков Фпанции накануне революции. Героини пьесы – Сюзанна и Розина – тоже несут значительную смысловую нагрузку, Сюзанна – умная, честная, находчивая – под стать своему любимому Фигаро, она даже находит силы и возможность поддержать Розину в ее беде и найти из нее выход – посрамленный граф возвращается к своей жене.
В третьей пьесе «Преступная мать», поставленной в 1792 году. В разгар революционных событий, показаны главные герои «Жентьбы Фигаро» два десятка лет спустя. Они совершили много ошибок в своей жизни, в том числе – доверились господину Бежеарсу, «второму Тартюфу», который может принести им много бедствий, и от которого графа и Розину спасают их верные Фигаро и Сюзанна. Но лейтмотив пьесы – идея прощения былых прегрешений графа и его жены и утверждения гуманизма и любви , хотя бы в масштабах одной семьи - в известной степени ассоциируется с теми призывами к милосердию, которые тщетно звучали во Франции во времена революционного террора.
Лекция 9
Просвещение в Германии
Культурно-историческое развитие германских государств в ХУШ веке значительно отличалось от положения в других европейских странах. Трагические последствия Тридцатилетней войны все еще не были преодолены, не существовало единого централизованного государства с единой финансовой, хозяйственной и юридической системой. Раздробленность германских земель еще более усилилась после Тридцатилетней войны, количество мелких и изолированный друг от друга государств достигло 360. Абсолютизм существовал в германских землях в своей мелкодержавной форме, мелкие государи, обладая всеми чертами деспотов, правивших в крупных государствах – тиранической формой правления, произволом и презрением к нуждам своего народа, - не смогли взять на себя задачу объединения страны под единой сильной властью. Но, с другой стороны, существовал полицентризм немецкой культуры, и даже в малых государствах создавались свои очаги культуры – театры, библиотеки, собрания картин и скульптур, «кунсткамеры».
Положение немецких бюргеров, которые должны были стать носителями идей Просвещения и передовым классом германского общества, значительно отличалось от положения французской и английской буржуазии, завоевывающей свои политические и общественные права. Немецкая буржуазия – бюргеры – была экономически слабой, политически приниженной, что и отразилось во многих произведениях германских просветителей. В то же время многие из бюргеров были хорошо образованы, создавали в своих домах салоны, в которых находились собрания предметов искусства, устраивались концерты и велись беседы и споры о литературе, искусстве и философии.
Перед германским Просвещением стояли важные задачи политического значения. В силу того, что все другие пути к объединению Германии были закрыты, оставался единственный путь – создание единой германской культуры и искусства (особое значение имел театр) как основания для объединения всех германских государств (оно осуществится только в конце следующего столетия, после Франко-прусской войны в 1871 году).