Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, дипломная работа
Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном наследии М.Ю. Лермонтова. «Маскарад» представляет собой своего рода итог юношеского творчества Лермонтова, впитывающий в себя всю основную тематику и стилистику этого периода. В пьесе продолжены основные линии, намеченные в юношеских драмах. Вместе с тем, «Маскарад» – произведение несколько иного художественного уровня, свидетельствующее об огромных возможностях Лермонтова-драматурга, талант которого до сих пор ждет своего признания.
Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава I. Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве
Михаила Юрьевича Лермонтова……………………………………………с.7
§1. История создания драмы………………………………………….. с.7
§2 . Философские и драматургические основы «Маскарада»…… с.13
Глава II. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского
миропонимания и пушкинской эстетики…………………………………с.20
§1. Романтические образы и мотивы в творчестве Пушкина
и Лермонтова. Поэма Пушкина «Цыганы»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.21
§2. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.25
Глава III. Литературно-критические материалы на уроках литературы
в старших классах (по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)……… с.34
§1. Методика изучения литературно-критических статей в
старших классах…………………………………………………………с.34
§2. Конспекты уроков по драме
М. Ю. Лермонтова «Маскарад»………………………………………с.40
Заключение …………………………………………………………………...с.53
Библиографический список……………………………………………….. с.56
- Сейчас вам предстоит завершить работу в паре, заполнив карту деятельности.
- А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?
Домашнее задание
- Подготовить сообщения
по темам: «Маскарад» М.Ю.
Оборудование: аудиозапись вальса А.Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; репродукции картин К. Брюллова «Портрет Ю.П. Самойловой в маскарадном костюме». П.А. Федотова «Игроки».
Эпиграф к уроку: «- Вы человек иль демон?
(М.Ю. Лермонтов)
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
«-Что такое жизнь? Жизнь вещь пустая», «Что жизнь? Давно известная шарада для упражнения детей»… слова эти принадлежат Арбенину.
В трагедию Арбенина
Лермонтов вложил смысл,
Не случайно вспоминается портрет поэта, созданный И.С. Тургеневым: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз»[31; 80].
Борис Михайлович
Эйхенбаум, известный историк,
Акцентируя общественный характер проблематики, Эйхенбаум нивелирует проблему личности, столь важную для Лермонтова. Он справедливо указывает на слова Арбенина к Нине, «не поддающиеся никакой психологической интерпретации»:
Да, ты умрешь - и я останусь тут,
Один, один... года пройдут,
Умру - и буду всё один! Ужасно!
Это, несомненно, слова Демона. Однако своеобразную «демонизацию» Арбенина Эйхенбаум относит на счет необходимости контрастного изображения, чтобы обнаружить «обыкновенную порочность» Казарина и Звездича.
Авторы часто воплощают в образах героев черты, созвучные своему характеру. Так образ Демона, над которым поэт работал с четырнадцати лет, вобрал в себя мотивы, тоски, одиночества, отъединенности от мира. Арбенин во многом близок к Демону, это такая же гордая, таинственная личность, презирающая мир. Так же, как Демон, он пытается воскреснуть к новой жизни и причиной этого является любовь. Но герой не способен к возрождению, он несет зло всем тем, кого более всего любит. «С другой стороны, Арбенин – это в известной степени один из предшественников Печорина» [19; 274].
На уроке мы будем говорить о сложном и противоречивом характере Арбенина, причине его трагедии, отношении автора к своему герою.
2.Беседа с классом
- Чтобы понять характер Арбенина обратимся к его монологам. Первый из них: «Бог справедлив! И я теперь едва ли…»
Арбенин – человек-загадка, о его прошлом мы почти ничего не знаем. В своем монологе он приоткрывает завесу тайны былой жизни. Что из этого монолога мы узнаем о юности Арбенина? Сопоставьте его с монологом Казарина «Так…я вспоминаю».
- Арбенин говорит: «Я в душу мертвую свою // Взглянул…». Как вы думаете, почему он назвал свою душу «мертвой»? ( Потому что герой, будучи разочарованным в жизни, считал себя неспособным на чувства)
О своей жизни Арбенин говорит:
Изломанный челнок, я снова брошен в море:
Вернусь ли к пристани я вновь?
Это своеобразная аллегория жизни. Что хотел сказать этим Арбенин? (Возможно, его волнует «буря жизненных страстей» и сможет ли он наладить спокойную размеренную жизнь в «тихой семейной гавани»)
- Второй монолог: «Послушай… нас одной судьбы оковы…»
О свое
чувстве к Нине Арбенин
- Позднее, в разговоре Казариным, Арбенин нимало не сомневается в искренности своего бывшего приятеля, разделяет с ним его циничное отношение к женщине:
Ты прав - глупец, кто в женщине одной
Мечтал найти свой рай земной.
Почему же герою легче убедиться в дурном, нежели в хорошем? (Сама жизнь и житейский опыт приучили его к этой мысли, что женщине доверять нельзя).
Сцены мести Арбенина.
-Арбенин не желает быть смешным, шутом в глазах света, поэтому мстит сначала князю Звездичу, а затем Нине.
Как отомстил Арбенин князю?
(Герой называет князя шулером и подлецом, во всеуслышание объявляет, что тот подменил карту, но это ложь).
Что заставило Арбенина лгать? Почему Арбенин верит, что свет поверит в клевету?
(Мы видим, что естественные человеческие отношения в этом обществе невозможны, их заменяют сплетня, ложь, клевета. Когда стерлись нравственные критерии добра и зла, когда остались «образы бездушные людей», // «Приличьем стянутые маски», в обман оказалось поверить так же легко, как не увидеть истины).
Мысли о мести Нине уже не раз посещали Арбенина. Что же вынудило решиться на убийство?
Обратимся к последнему диалогу Арбенина и Нины.
(Выразительное чтение по ролям)
Не раз пыталась Нина доказать, что она чиста перед мужем, но Арбенин не слышит слов невиновности Нины. Он остается глух даже к ее предсмертным мольбам: я все ж невинна перед Богом». Почему? Ведь он сам признается, что любит ее. (Очевидно, потому что мысль о возможности собственного бесчестья сильнее доводов рассудка)
- Итак, кто же такой Арбенин?
(Это незаурядный человек своего времени. Умный, независимый, он стоит выше светского общества, нравы которого презирает. Изведал он все наслажденья света, и все они ему приелись).
- «И тяжко стало мне, и скучно жить!» - признается Арбенин Нине, душа его умерла. Неизвестный о его душе говорит, что «она мрачна и глубока, как двери гроба». Возрождает героя к жизни любовь к Нине. Но в этом и его трагедия: ненавидя свет, он живет по его законам.
Неизвестный своеобразный двойник Арбенина, несет в себе те же пороки что и светское общество, что и сам Арбенин. Он порождение того же общества, но он как кривое зеркало, вобрал в себя все наиболее омерзительное, отталкивающее, жестокое, бессердечное, что есть в этом обществе. Арбенин видит в нем себя, отсюда и неприкрытый ужас, который он испытывает, узнав своего «черного человека»: «Прочь – я узнал тебя, - узнал!»
Посмотрите, как своеобразно построен образ Арбенина, как превращается он из палача в жертву, из непоколебимо уверенного в своей правоте человека в безумца, поверившего лживому маскараду света и поплатившегося за это гибелью самого дорогого, что у него было. Меняется отношение к нему отношение и у зрителя. Арбенин в конце драмы вызывает сочувствие, ибо раскаяние его искреннее, наказание. Постигшее его, слишком велико.
Цензура усмотрела в пьесе «Маскарад» клевету на высший свет, именно это стало причиной того, что произведение так и не было допущено к постановке на сцене. Действительно, произведение Лермонтова несет в себе заряд огромной обличительной силы: Жизнь высшего света представлена поэтом в вечной круговерти маскарада; здесь невозможно отличить истину от лжи, здесь маска заменяет живое лицо, а порок рядится в тогу добродетели, и клевета становится естественна. Свет «разъедает» человеческую личность: если такой сильный, незаурядный человек, как Арбенин, становится преступником, то каково же должно быть общество, спровоцировавшее его на преступление!
Вспомним другие строки:
Когда, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою.
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!...
Звучит вальс А.Хачатуряна к драме «Маскарад»
Подобрать цитаты, помогающие понять и раскрыть характер Арбенина, составить снквейн.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Драма М.Ю Лермонтова в русской критике».
Вывод по третьей главе.
Изучение литературно-критических статей, в процессе которого происходит процесс формирования навыков самостоятельной работы с литературоведческими источниками, осуществляется в старших классах,и, как мы выяснили, работа с критическим материалом с в огромной мере способствует, решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения, формирование интерпретации. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Кроме того, обращение к критике помогает формированию научного подхода к литературе.
Немаловажным является
то, что изучение критических статей
реализуется в единстве с работой
над литературными
Ученики как бы читают произведение вместе с критиком, советуются с ним, спорят, если пришли к иному мнению, - в общем, учатся критически мыслить, аргументировано анализировать явления литературы.
Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и «внетекстовым материалом»[11].
Заключение
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, безусловно, можно назвать двумя литературными гениями, внесшими весомый вклад в развитие новых традиций русской словесности.
Анализируя истоки пушкинской темы в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», мы сравнили основные мотивы, сюжетные линии отдельно взятых произведений обоих авторов и пришли к выводу, что в содержательном плане их творчество имеет множество сходных элементов. Основным является мотив карт, заимствованный Лермонтовым из повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Именно, сама философия карточной игры рассматривается авторами как преступление, связь с демонизмом и как вызов Судьбе. А вслед за этим наследуются и другие мотивы. Кроме того, как мы выяснили, имеются некоторые схожие моменты и в текстуальном плане.
Хотя и присутствуют существенные различия в художественном мировосприятии авторов, в целом романтические герои Пушкина и Лермонтова очень похожи - это свободолюбивые, бунтующие, страстные, независимые люди.
Вопрос о проблеме связи, сходства и различия, ранних заимствований, более поздних и более сложных влияний в их творчестве обсуждался критикой и нашим литературоведением на протяжении многих лет. Актуален он и по сей день. Очевидно, это обуславливается не только материалом творчества двух великих поэтов, но и тем, что выступление младшего из них было всеми воспринято как продолжение дела погибшего гениального художника слова[43, с.30].
Как известно, безусловную историко-литературную связь Лермонтова с Пушкиным установил еще В.Г. Белинский. В соответствии с задачами, стоящими перед ним, Белинский заострил внимание на различиях Пушкина и Лермонтова, тем самым выступая против истолкования Лермонтова как подражателя Пушкина. К тому же, критик стремился новый период русской литературы не связывать с именем Пушкина.
Информация о работе Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"