Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, дипломная работа

Краткое описание

Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном наследии М.Ю. Лермонтова. «Маскарад» представляет собой своего рода итог юношеского творчества Лермонтова, впитывающий в себя всю основную тематику и стилистику этого периода. В пьесе продолжены основные линии, намеченные в юношеских драмах. Вместе с тем, «Маскарад» – произведение несколько иного художественного уровня, свидетельствующее об огромных возможностях Лермонтова-драматурга, талант которого до сих пор ждет своего признания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава I. Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве
Михаила Юрьевича Лермонтова……………………………………………с.7
§1. История создания драмы………………………………………….. с.7
§2 . Философские и драматургические основы «Маскарада»…… с.13
Глава II. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского
миропонимания и пушкинской эстетики…………………………………с.20
§1. Романтические образы и мотивы в творчестве Пушкина
и Лермонтова. Поэма Пушкина «Цыганы»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.21
§2. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.25
Глава III. Литературно-критические материалы на уроках литературы
в старших классах (по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)……… с.34
§1. Методика изучения литературно-критических статей в
старших классах…………………………………………………………с.34
§2. Конспекты уроков по драме
М. Ю. Лермонтова «Маскарад»………………………………………с.40
Заключение …………………………………………………………………...с.53
Библиографический список……………………………………………….. с.56

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

- Сейчас вам предстоит завершить работу в паре, заполнив карту деятельности.

- А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?

 Домашнее  задание

- Подготовить сообщения  по темам: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова  в русской критике», «Образ  светского общества».

Конспект урока№2

Тема: «Странный человек» (по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»).

Цель урока: через анализ содержания выявить основную идею драмы; научить работать с литературно-критическими источниками, ; обратить внимание на способы и приемы «демонизации» образа главного героя; понять трагедию героя пьесы; раскрыть способы выражения авторской позиции в романтической драме.

Оборудование: аудиозапись вальса А.Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; репродукции картин К. Брюллова «Портрет Ю.П. Самойловой в маскарадном костюме». П.А. Федотова «Игроки».

Эпиграф к уроку:   «- Вы человек иль демон?

                                             - Я? – игрок!»

(М.Ю. Лермонтов)

Ход урока

1.Вступительное  слово учителя

 «-Что такое жизнь? Жизнь вещь пустая», «Что жизнь? Давно известная шарада для упражнения детей»… слова эти принадлежат Арбенину.

 В трагедию Арбенина  Лермонтов вложил смысл, который  глубоко волновал его лично.  Лермонтов пугает себя Арбениным,  этим гордо и презрительно умершем для  мира, человеком.

Не случайно вспоминается портрет поэта, созданный И.С. Тургеневым: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной  и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз»[31; 80].

 Борис  Михайлович  Эйхенбаум, известный  историк,  литературовед, исследователь творчества  М.Ю. Лермонтова, устанавливает связь «Маскарада» с ранними редакциями «Демона» (например, ред. 1833г.): «Герой драмы должен пройти путь Демона, но в бытовом воплощении» Далее он замечает, что «Маскарад» - трагедия не психологическая хотя бы в том смысле, в каком это можно оказать об «Отелло» Шекспира, а социально-философская: в ней речь идет не о судьбе личности, не о «характере» и не о страстях самих по себе, а о человеческом обществе, устроенном так, что деятельное стремление к добру и счастью неминуемо должно обратиться злом...» [61; 206].

Акцентируя общественный характер проблематики, Эйхенбаум нивелирует проблему личности, столь важную для Лермонтова. Он справедливо указывает на слова Арбенина к Нине, «не поддающиеся никакой психологической интерпретации»:

Да, ты умрешь - и я останусь тут,

Один, один... года пройдут,

Умру - и буду всё один! Ужасно!

Это, несомненно, слова Демона. Однако своеобразную «демонизацию» Арбенина Эйхенбаум относит на счет необходимости контрастного изображения, чтобы обнаружить «обыкновенную порочность» Казарина и Звездича.

 Авторы часто воплощают  в  образах героев черты,  созвучные своему характеру. Так образ Демона, над которым поэт работал с четырнадцати лет, вобрал в себя мотивы, тоски, одиночества, отъединенности от мира. Арбенин во многом близок к Демону, это такая же гордая, таинственная личность, презирающая мир. Так же, как Демон, он пытается воскреснуть к новой жизни и причиной этого является любовь. Но герой не способен к возрождению, он несет зло всем тем, кого более всего любит. «С другой стороны, Арбенин – это в известной степени один из предшественников Печорина» [19; 274].

На уроке мы будем  говорить о сложном и противоречивом характере Арбенина,  причине  его трагедии, отношении автора к  своему герою.

2.Беседа  с классом

- Чтобы понять характер Арбенина обратимся к его монологам. Первый из них: «Бог справедлив! И я теперь едва ли…»

Арбенин – человек-загадка, о его прошлом мы почти ничего не знаем. В своем монологе он приоткрывает завесу тайны былой жизни. Что  из этого монолога мы узнаем о  юности Арбенина? Сопоставьте его с монологом Казарина «Так…я вспоминаю».

- Арбенин говорит: «Я в душу мертвую свою // Взглянул…». Как вы думаете, почему он назвал свою душу «мертвой»? ( Потому что герой, будучи  разочарованным в жизни, считал себя неспособным на чувства)

О своей жизни  Арбенин говорит:

Изломанный  челнок, я снова брошен в море:

Вернусь ли к  пристани я вновь?

Это своеобразная аллегория жизни. Что хотел сказать  этим Арбенин? (Возможно, его волнует «буря жизненных страстей» и сможет ли он наладить спокойную размеренную жизнь в «тихой семейной гавани»)

- Второй монолог: «Послушай… нас одной судьбы оковы…»

 О свое  чувстве к Нине Арбенин говорит:  « я люблю иначе». Как – иначе? ( В силу возраста и опыта отношение к любви и жизни в общем у героев разнятся. Любовь Арбенина глубоко в душе,  Нина «молода летами и душой и любит «шутя»)

- Позднее, в разговоре  Казариным, Арбенин нимало не сомневается в искренности своего бывшего приятеля, разделяет с ним его циничное отношение к женщине:

Ты прав - глупец, кто в женщине одной

Мечтал найти  свой рай земной.

Почему же герою  легче убедиться в дурном, нежели в хорошем? (Сама жизнь и житейский опыт приучили его к этой мысли, что женщине доверять нельзя).

Сцены мести Арбенина.

-Арбенин не желает быть смешным, шутом в глазах света, поэтому мстит сначала князю Звездичу, а затем Нине.

Как отомстил Арбенин князю?

(Герой называет князя шулером и подлецом, во всеуслышание объявляет, что тот подменил карту, но это ложь).

Что заставило  Арбенина лгать? Почему Арбенин верит, что свет поверит в клевету?

(Мы видим, что естественные человеческие отношения в этом обществе невозможны, их заменяют сплетня, ложь, клевета. Когда стерлись нравственные критерии добра и зла, когда остались «образы бездушные людей», // «Приличьем стянутые маски», в обман оказалось поверить так же легко, как не увидеть истины).

Мысли о мести Нине уже не раз посещали Арбенина. Что же вынудило решиться на убийство?

Обратимся к  последнему диалогу Арбенина и Нины.

(Выразительное  чтение по ролям)

Не раз пыталась  Нина доказать, что она чиста перед  мужем, но Арбенин не слышит слов невиновности Нины. Он остается глух даже к ее предсмертным мольбам: я все ж невинна перед Богом». Почему? Ведь он сам признается, что любит ее. (Очевидно, потому что мысль о возможности собственного бесчестья сильнее доводов рассудка)

- Итак, кто же такой Арбенин?

(Это незаурядный человек своего времени. Умный, независимый, он стоит выше светского общества, нравы которого презирает. Изведал он все наслажденья света, и все они ему приелись).

- «И  тяжко стало мне, и скучно жить!» - признается Арбенин Нине, душа его умерла. Неизвестный о его душе говорит, что «она мрачна и глубока, как двери гроба». Возрождает героя к жизни любовь к Нине. Но  в этом и его трагедия: ненавидя свет,  он живет по его законам.

Неизвестный своеобразный двойник Арбенина, несет в себе те же пороки что и светское общество, что и сам Арбенин. Он порождение того же общества, но он как кривое зеркало,  вобрал в себя все наиболее омерзительное, отталкивающее, жестокое, бессердечное, что есть в этом обществе. Арбенин видит в нем себя, отсюда и неприкрытый ужас, который он испытывает, узнав своего  «черного человека»: «Прочь – я узнал тебя, - узнал!»

Посмотрите, как  своеобразно построен образ Арбенина, как превращается он из палача в  жертву, из непоколебимо уверенного в  своей правоте человека в безумца, поверившего  лживому маскараду света и поплатившегося за это гибелью самого дорогого,  что у  него было. Меняется отношение к нему отношение и у зрителя. Арбенин в конце драмы вызывает сочувствие, ибо раскаяние его искреннее, наказание. Постигшее его, слишком велико.

 

  1. Итог урока

Цензура усмотрела  в пьесе «Маскарад» клевету на высший свет, именно это стало причиной того, что произведение так и не было допущено к постановке на сцене. Действительно, произведение Лермонтова несет в себе заряд огромной обличительной силы: Жизнь высшего света представлена поэтом в вечной круговерти маскарада; здесь невозможно отличить истину от лжи, здесь маска заменяет живое лицо, а порок рядится в тогу добродетели, и клевета становится естественна. Свет «разъедает» человеческую личность: если такой сильный, незаурядный  человек, как Арбенин, становится преступником, то каково же должно быть общество, спровоцировавшее его на преступление!

Вспомним другие строки:

Когда, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы  людской спугнет мечту мою.

На праздник незваную гостью,

О, как мне  хочется смутить веселость их

И дерзко бросить  им в глаза железный стих,

Облитый горечью  и злостью!...

Звучит  вальс А.Хачатуряна к драме «Маскарад»

  1. Домашнее задание

Подобрать цитаты,  помогающие понять и раскрыть характер Арбенина, составить снквейн.

Индивидуальное  задание: подготовить сообщение «Драма М.Ю Лермонтова в русской критике».

 

 

Вывод по третьей  главе.

Изучение  литературно-критических  статей, в процессе которого происходит процесс формирования навыков самостоятельной работы с литературоведческими источниками,  осуществляется в старших классах,и, как мы выяснили, работа с критическим материалом с в огромной мере способствует, решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения, формирование интерпретации. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Кроме того, обращение к критике помогает формированию научного подхода к литературе.

Немаловажным является то, что изучение критических статей  реализуется  в единстве с работой  над литературными произведениями и во взаимодействии с изучением  теоретико-литературных понятий, закономерностей развития литературы.

Ученики как бы читают произведение вместе с критиком, советуются с ним, спорят, если пришли к иному  мнению, - в общем, учатся критически мыслить, аргументировано анализировать  явления литературы.

  Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и «внетекстовым материалом»[11].

 

Заключение

А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, безусловно, можно назвать двумя литературными гениями, внесшими весомый вклад в развитие новых традиций русской словесности.

Анализируя истоки пушкинской темы в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», мы сравнили основные мотивы,  сюжетные линии отдельно взятых произведений обоих авторов и пришли к выводу, что в содержательном плане их творчество имеет множество сходных элементов. Основным является мотив карт, заимствованный Лермонтовым из повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Именно, сама философия карточной игры рассматривается авторами как преступление, связь с демонизмом и как вызов Судьбе. А вслед за этим наследуются и другие мотивы. Кроме того, как мы выяснили, имеются некоторые схожие моменты и в текстуальном плане.

 Хотя и присутствуют существенные различия в художественном мировосприятии авторов, в целом романтические герои Пушкина и Лермонтова очень похожи - это свободолюбивые, бунтующие, страстные, независимые люди.

Вопрос о  проблеме связи, сходства и различия, ранних заимствований, более поздних и более сложных влияний в  их творчестве  обсуждался критикой и нашим литературоведением  на протяжении многих лет. Актуален он и по сей день. Очевидно, это обуславливается  не только материалом творчества двух великих поэтов, но и тем, что выступление младшего из них было всеми воспринято как продолжение дела погибшего гениального художника слова[43, с.30].

 Как известно, безусловную историко-литературную связь Лермонтова с Пушкиным установил еще В.Г. Белинский. В соответствии с задачами, стоящими перед ним, Белинский заострил внимание на различиях Пушкина и Лермонтова, тем самым выступая против истолкования Лермонтова как подражателя Пушкина. К тому же, критик стремился новый период русской литературы не связывать с именем Пушкина.

Информация о работе Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"