Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, дипломная работа

Краткое описание

Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном наследии М.Ю. Лермонтова. «Маскарад» представляет собой своего рода итог юношеского творчества Лермонтова, впитывающий в себя всю основную тематику и стилистику этого периода. В пьесе продолжены основные линии, намеченные в юношеских драмах. Вместе с тем, «Маскарад» – произведение несколько иного художественного уровня, свидетельствующее об огромных возможностях Лермонтова-драматурга, талант которого до сих пор ждет своего признания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава I. Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве
Михаила Юрьевича Лермонтова……………………………………………с.7
§1. История создания драмы………………………………………….. с.7
§2 . Философские и драматургические основы «Маскарада»…… с.13
Глава II. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского
миропонимания и пушкинской эстетики…………………………………с.20
§1. Романтические образы и мотивы в творчестве Пушкина
и Лермонтова. Поэма Пушкина «Цыганы»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.21
§2. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.25
Глава III. Литературно-критические материалы на уроках литературы
в старших классах (по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)……… с.34
§1. Методика изучения литературно-критических статей в
старших классах…………………………………………………………с.34
§2. Конспекты уроков по драме
М. Ю. Лермонтова «Маскарад»………………………………………с.40
Заключение …………………………………………………………………...с.53
Библиографический список……………………………………………….. с.56

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

  Помимо статей Белинского имеется еще целый ряд исследовательских материалов, посвященных отдельным сторонам этой проблемы.

Основываясь на изученном материале, мы попытались подчеркнуть тот факт, что литературные позиции Лермонтова сблизились с пушкинскими, не потеряв своих особенностей, своего характера мировосприятия. Бо́льшая сосредоточенность на внутреннем мире личности, новый шаг в понимании человека во всей его цельности — в его связи с историей, обществом, природой и вселенной — лишь укрепляли связь Лермонтова с поэзией Пушкина, развивали многие проблемы, поставленные его предшественниками.

Обращая внимание на то, что драматическое произведение  наиболее сложно анализировать в школе, и методически пьеса М.Ю. Лермонтова  не освоена, мы попытались найти пути решения данной проблемы в рамках школьного литературоведения.

Проанализировав особенности  работы с литературно-критическими материалами на уроке, мы выяснили, что работа читателя с текстом произведения и критическая литература по данной теме - самый простой, но весьма продуктивный  вид интерпретации, который может быть использован  в работе с драматическим произведением.

Несомненную пользу в  изучении драматического произведения приносит и применение методики проблемного  обучения с привлечением критических  материалов, что позволяет удержать интерес и сконцентрировать внимание  учащихся 

Кроме того, в процессе работы над пьесой «Маскарад», обращение к  литературоведческим источникам позволяет наиболее более широко увидеть развитие конфликта в творчестве и эволюцию романтического героя М.Ю. Лермонтова.

 Таким образом,  подводя общий итог исследованию вопроса о преемственности М. Ю. Лермонтовым пушкинского миропонимания и пушкинской эстетики в контексте новой литературно-исторической эпохи, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на особенности индивидуального авторского мировоззрения и неоднозначность взглядов литературоведческих кругов на творчество М.Ю. Лермонтова, его  можно с уверенностью назвать достойным преемником А.С.Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреев-Кривич, С.А. Всеведенье поэта [Текст] / С.А. Кривич. – М.: Советская Россия, 1978. –  157 с.
  2. Арутюнов, Л.Н. Художественный мир Лермонтова. [Текст] // Филологические науки. - 1969.- N5-6.- с.341-361.
  3. Библиотека для чтения [Текст] / В.Г. Белинский.- 1843.- т. VI.- № 2.- отд.VI.- с. 39-46.
  4. Белинский, В. Г. Избранные статьи [Текст] / В. Г.Белинский. – М.: Дет. лит. – 1981. – 223 с.
  5. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. [Текст] / В. Г. Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР. – 1954. - Т. 8 . -   643с.
  6. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т.: [Текст] / В.Г.Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР. – 1954. - Т. 5 . -   453 с.
  7. Благой, Д. Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) [Текст] / Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. - М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. – 428 с.
  8. Блок, А.А. Педант о поэте [Электронный ресурс] / А.А. Блок. -  Электронный режим доступа данных. - http://dugward.ru. – Заглавие с экрана
  9. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 [Текст] /Под ред. А. В. Петровского.- М.: «Педагогика», 1979 . – 370 с.
  10. Богданова, О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе. – Пособие для учителя [Текст] / О.Ю. Богданова . - М.: Просвещение, 1980. – 96  с.
  11. Богданова, О.Ю., Леонова, С.А., Чертова, В.Ф. Методика преподавания литературы [Электронный ресурс]. – Электронный режим доступа данных. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks. - Заглавие с экрана.
  12. Бочаров, А. Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции [Текст] / А.Г. Бочаров. – М.: Изд-во МГУ , 1982. – с. 16. 53 с.
  13. Гинзбург, Л.Я. Творческий путь Лермонтова [Текст] /Л. Я. Гинзбург. –– Л.: Гослитиздат, 1942. – .173 с.
  14. Гуревич, А.М Романтизм в русской литературе. [Текст] /А. М. Гуревич. – М.: Просвещение,   1980.  -  104 с.
  15. Драматургия в творчестве Лермонтова на примере драмы «Маскарад» [Электронный ресурс].- Электронный режим доступа данных. -http://www.litrasoch.ru. – Заглавие с экрана.
  16. Докусов, А. М. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова [Текст] /Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, кафедра русской литературы, 1955. - Т. 120. -  с. 5-36
  17. Ефремова, П. А. Юношеские драмы М. Ю. Лермонтова [Текст] / П.А. Ефремова. – СПб., 1880. -  с. 197,271 с.
  18. Журавлева, А.И. Путь к героям времени: Лирика, драма, роман [Текст] /А.И. Журавлева // Театр. – 1988. - №11. – с.163-168.
  19. Зотов, С.Н. Художественное пространство — мир Лермонтова [Текст] /С.Н.Зотов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2001.- 222 с.
  20. История русской литературы  в четырех томах [Текст] / АН СССР. Ин-т рус. лит. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981.- Т. II: От сентиментализма к романтизму и реализму / Под ред . Е.Н. Купреяновой. – 656 с.
  21. Коровин, В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад") [Текст] /  В. И. Коровин // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 256 с.
  22. Лермонтов, М.Ю. Маскарад [Текст] / М.Ю. Лермонтов, Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени; Послесловие Л.Арутюнова. – М.: Худож. лит., 1981. – 364 с.
  23. Лермонтов, М.Ю. Стихотворение, поэмы, драмы [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. – Электронный режим доступа данных. - http://www.prosv.ru. – Заглавие с экрана
  24. Лермонтов, М.Ю. Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч.-метод. Пособие для вуза и школы [Текст] / Под ред. Н.Н. Старыгиной, И.П. Карпова. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 200. - 320 с.
  25. Лермонтов, М. Ю.  Том 3: Драмы [Электронный ресурс] / М.Ю.  Лермонтов.– Электронный режим доступа данных. - http://www.rulit.net. - Заглавие с экрана
  26. Лермонтов Михаил Юрьевич – Маскарад: Критическая информация [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. - Электронный режим доступа данных.- http://lermontov.info/text/o_maskarad.shtml. - Заглавие с экрана
  27. Лермонтовская энциклопедия [Текст] / Гл. ред. В.Д. Мануйлов. –  М.: Советская энциклопедия, 1981. -  274 с.
  28. Ломунов, К. Н. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия [Электронный  ресурс] / К.Н. Ломунов. – Электронный режим доступа данных. - http://feb-web.ru. – Заглавие с экрана.
  29. Лотман, Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки.1960-1990. Евгений Онегин. Комментарий  [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПБ: Искусство, 1999. – 847с
  30. Лотман Ю.В. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе  начала XIX в. [ Текст]./ Лотман, Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.: Т. II. -  Таллинн.: 1992. – 415 с.
  31. Макогоненко,  Г.П. Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы [ Текст] / Г.П. Макогоненко .- Л.: Сов. писатель, 1987. – 400 с. .
  32. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма:  Учеб. пособие для вузов [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 447с.
  33. Марченко, А. М. Лермонтов [Электронный ресурс] / А. М. Марченко . - http://www.e-reading-lib.org. – Заглавие с экрана
  34. Мануйлов, В. А., Вацуро, В. Э., и др. Драматургия Лермонтова (Примечания) [Текст] / Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т.: Т.  3. - М.: Худож. лит. -  1965 . - 567 с.
  35. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма (О драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад») [Текст] / Ю.В.Манн. – М.: Аспект Пресс,  2007.- 384 с.
  36. Марченко, А. М. Лермонтов / А.  М Марченко . – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 624 с.
  37. Методика изучения литературно-критического материала в средней школе [Электронный ресурс]. – Электронный режим доступа данных . -http://www.filfucker.ru. – Заглавие с экрана.
  38. Маскарад [Электронный ресурс] // Лермонтовская энциклопедия. – Электронный режим доступа данных. -  http://dic.academic.ru . – Заглавие с экрана
  39. «Маскарад» и пространство «Демона» [Электронный ресурс]. – Электронный режим доступа данных. - http://www.czotov.ru. – Заглавие с экрана
  40. Михаил Юрьевич<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029__Char" style=" font-size: 14pt; t

Информация о работе Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"