Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Лишь во второй половине XX в. появились работы по восприятию речи – по слушанию. Изучается психология процесса – варианты и сущность понимания воспринятого, индивидуальный портрет слушающего и говорящего речь. С точки зрения теории коммуникации восприятие речи входит в коммуникативный  этап речевого акта как новый кодовый  переход, который имеет определенную структуру: восприятие прозвучавшей или  прочитанной речи – переход на внутренний, мыслительный код –  понимание как присвоение сказанного слушающим.

 

Но восприятие речи – процесс  довольно сложный. Это говорящий  прекрасно осознает, что он говорит  и он должен делать это как можно  четче и яснее, так как у  слушающего может больше не быть шанса  услышать текст вторично, а это  может привести к непониманиям и  переспросам.

 

Во время общения говорящий  все же исходит из того, что его  поймут так, как он того хочет. На самом  же деле так бывает далеко не всегда.

 

Активное слушание – это  процесс практически мгновенный, и все этапы в нем совмещены. Заключается он в том, что можно  назвать его составляющим, а именно: в полноте восприятия и особенно понимания; в выделении наиболее важного, того, что может потребовать  продолжения; в уверенности, что  все сказанное соответствует  истине. Активность слушания выражается в реакции слушателя на высказывание, мимических и жестикуляционных демонстрациях  согласия и несогласия.

 

Общение включает в себя и  понятие говорения и слушания. Процесс коммуникации не может происходить  без одного из них.

 

53. ПЕРЕГОВОРЫ 

 

Переговоры – это часть  коммерческой деятельности, предшествующая заключению договора или контракта. Переговоры – это устная форма  речи, хотя весь процесс заносится  в протокол. На переговорах обычно обсуждаются условия сделки, последующей  за ними.

 

По сути переговоры представляют из себя диалог сторон, обмен вопросами  и ответами и репликами. Переговоры сводятся к тому, чтобы извлечь  максимальную экономическую выгоду из последующего контракта. Следовательно, речь собеседников должна быть аргументированной  и правомерной. В переговорах  всегда участвуют как минимум  две стороны. И одна из сторон обычно более заинтересована в сотрудничестве. Благодаря подбору лексики, интонации  и невербальных средств общения можно продемонстрировать деловому партнеру свою заинтересованность.

 

Особое внимание следует  уделить невербальным средствам  общения. Они играют немаловажную роль. Психологи утверждают, что они  в среднем повышают эффективность  общения на 35 %. Например, фонационные  средства. Изменение громкости речи – усиление или ослабление, убыстрение или замедление темпа речи передает эмоциональное состояние говорящего. Немаловажен и тембр голоса. Он может быть ровным или дрожащим, передавая страх или растерянность. Жесткий и напористый указывает  на владение ситуацией. Особое впечатление  всегда производят смысловые интонации, отражающие синтаксические отношения: завершенность повествовательного предложения, вопросительная интонация, интонация прерванной речи и т. д.

 

Логическое ударение как  интонационное выделение важных слов.

 

Небезынтересны и психологические  интонации, которые нередко передают дополнительный смысл. Причем подобные интонации практически невозможно подделать. К ним относят и  так называемые кинетические средства, а именно позы и жесты, движение рук, имеющие постоянное значение, взмах  рукой в знак приветствия; показ  сжатой в кулак руки – угроза; покачивание головой в знак отрицания, позы: вставание при встрече, поклоны, принятие позы римского оратора и  т. д.

 

В современном мире внимательно  изучается так называемый язык телодвижений: движения человека, поправляющего галстук, прическу; человека, не знающего, куда деть руки.

 

Но все эти средства дополнение к правильно проведенному диалогу. Это первичная, естественная форма общения. Ее виды: свободный  диалог; вопросно-ответный диалог; спор, полемика.

 

В переговорах может быть смешанный вид диалога, а именно вопросно-ответный, переходящий в  полемику. С психологической точки  зрения не должно проявляться никакой  агрессии.

 

Язык переговоров, хотя и  относится к публицистическому  стилю, насыщен профессионализмами и специальными словами. Все документы, подписанные в процессе переговоров, имеют юридическую силу и подписываются  руководством сторон, участвующих в  переговорах. Как уже было сказано  выше, составляется протокол переговоров, где отражается их основное содержание.

 

Переговоры, точнее, их течение, можно условно разделить на три  этапа. Первый этап – ознакомление сторон друг с другом, второй – с  условиями сделки и третий – подписание контракта. Но переговоры могут быть и не коммерческого характера, например переговоры на высшем уровне по какому-то политическому или социальному  вопросу.

 

54. МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ  ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 

 

Публичная речь – это апофеоз  ораторского искусства, его демонстрация. Когда оратор стоит перед аудиторией и говорит, то уже это можно  назвать одним длинным монологом. В отличие от диалога, в котором  участвуют двое и который представляет собой обмен репликами, монолог  – это сплошной текст, который  говорит только один.

 

К монологическим формам публичной  речи можно отнести всякого рода высказывания (пропаганду), ораторскую речь как вид искусства (выступления  политика), публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных  тостов. Но это приблизительная типология, могут быть другие варианты. Рассмотрим каждую из форм в отдельности.

 

Пропагандистское выступление  относится к публицистическому  стилю и имеет призывный характер. Пропаганда обычно направлена на определенные цели: возбудить в слушателях желание  следовать за выступающим, поэтому  авторское «я», которое в ней  проявляется, все равно представляет собой собирательный образ, так  как высказывания обычно делаются не только от лица лидера, но и всей партии. Могут присутствовать восклицательные  предложения.

 

Следующее – ораторская речь – это не просто выступление, а  демонстрация умения автора владеть  языком, не просто способность донести  информацию до слушателя, а сделать  это красиво, заинтересовать людей. Ораторская речь должна быть достаточно эмоциональной, но и в то же время  четкой. Оратор не должен отвлекаться  на дополнительные моменты. От автора речи требуются высокий уровень  подготовки и умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком  в отдельности. Ораторское искусство  имеет глубокие корни и уходит ими в глубокую древность, в античную Грецию, где умение говорить было первоочередным для каждого человека, особенно политика, военного или философа, поэтому современным  ораторам есть на что ориентироваться  и у кого поучиться.

 

Далее можно рассмотреть  такой вид публичной речи, как  чтение стихов. Он обладает всеми признаками публичной речи, кроме проявления автора. Эта особенность присуща  всем лирическим произведениям. Причем стихотворение может читать сам  автор. Это особый вид публичного выступления, так как это художественная речь. Если мы говорим об эмоциональности  в ораторской речи, то здесь она  должна быть на порядок выше и к  ней добавляется выразительность подобной речи. Она значительно сложнее для произнесения, чем все предыдущие, и требует эмоционального напряжения.

 

Что касается чтения монолога актером, то ему присущи все черты  чтения стихов с некоторыми отличиями, а именно: актер изображает другого  человека и демонстрирует не свои чувства, а его. И главное –  актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе. Но в его арсенале множество невербальных средств общения, которыми, например, не может воспользоваться оратор.

 

И последнее – поздравительная  речь (тост) и панихидная речь. Они  во многом схожи, так как говорятся  обычно для какой-либо аудитории, но главным героем речи является один человек, причем в речи напрочь отсутствует  авторское «я», если это, конечно, не выражение личных чувств.

 

Можно было бы выделить еще  некоторые монологические формы  публичной речи, но они все в  той или иной мере схожи с вышеперечисленными.

 

55. ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РУССКОГО  ЯЗЫКА 

 

Этикет языковой исходит  от этикета поведенческого. Этикетные  формулы русского языка скрадывались приблизительно в одно и то же время  с началом формирования литературного  русского языка. В России, в отличие  от стран Европы, произошло некоторое  наложение. В Европе этикет вообще и  языковой в частности складывался  постепенно от мрачного Средневековья, через куртуазность поведения рыцарского периода к современным формам. Россия перескочила эти периоды  и в начале XVII в. сразу переняла у Запада готовые этикетные формулы  языка. Так что русский этикет во всех его направлениях связан с  европейским этикетом.

 

Этикетные формулы русского языка – это устойчивые выражения, принятые в обществе. Этикет предусматривает  подобные выражения практически  на все случаи жизни. Они существуют как в письменных так и в  устных формах, и во всех стилях, жанрах.

 

Это так называемые слова  вежливости: спасибо, пожалуйста, извините и т. д. Причем эти формулы могут  кочевать из одной формы в другую, из одного стиля в другой.

 

Например, простейшие формулы, используемые во всех функциональных стилях русского языка от научного до разговорного, это слова приветствия  и прощания (здравствуйте, до свидания, до встречи, и более сниженные: привет, до скорого). Этикет подразумевает некоторую  культуру, но этикетные разговорные формулы присущи и разговорному, достаточно сниженному, стилю. Некоторые исследователи вообще не относят этот стиль к функциональным стилям литературного языка. Здесь можно встретить ту же этикетную лексику, которая используется и в официально-деловом и публицистическом стилях. Но существуют и более сложные этикетные формулы. В разговорной и в устной речи они используются редко, чаще всего это официальные письма, некоторые обращения в письменной форме (С глубочайшим уважением).

 

В последнее время наметилась тенденция к упрощению таких  сложных и длинных формул. В  современном деловом письме можно  скорее встретить фразу типа: С  уважением., С благодарностью...

 

Тенденция упрощать все сложные  правила и формы свойственна  не только русскому языку. Стоит только вспомнить высокопарные изречения  начала прошлого и предыдущих веков. Любое высказывание облекалось в  пышные, витиеватые оформления.

 

Сегодня все эти нормы  выглядели бы комично. Нынешний этикет стал строже во всех отношениях, а для  языка эта строгость обернулась упрощением. Например, фраза из далеких  времен «Многоуважаемые государыни и государи» сейчас звучит как  «Дамы и господа». Причем ее можно  услышать как в устном обращении, так и в начале какого-либо письма, обращенного к группе.

 

Не лишним будет отметить, что вся этикетная лексика  имеет глубокие корни, уходящие зачастую в религию. Например, самое прочное  и наиболее часто употребляемое  этикетное слово «спасибо» обозначает не что иное как «спаси бог». Или  самое обычное приветствие, которое  мы употребляем по многу раз в  день – здравствуйте – обозначает пожелание крепкого здоровья и будет  звучать «здоровья вам».

 

Некоторые этикетные формулы  слишком сложны и постепенно отмирают, но совсем без них обойтись невозможно, так как они во многом регламентируют нашу жизнь и облечают коммуникативный  процесс в обществе.

 

56. СТРУКТУРЫ ВОПРОСОВ. ПЕРЕСПРОС.  ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ И НЕСОГЛАСИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ В РАЗГОВОР, ВЫХОД  ИЗ НЕГО

 

Вопросы бывают нескольких видов  – открытые, закрытые, общие, тематические, специальные и т. д. На письме вопросы  выражаются вопросительными предложениями  с вопросительным знаком в конце. После себя они требуют ответа. Это может быть однозначный ответ (да, нет); распространенный (с полным объяснением); ответ может быть уклончивым или неопределенным.

 

В устной речи вопросы выделяются так называемой вопросительной интонацией. По структуре вопросы могут быть сложными и простыми или заведомо содержать ответ внутри себя.

 

Вопросы могут быть наводящими, например в диалоге, когда собеседник хочет вывести другого собеседника  на определенный ответ или тему. Вопросы могут быть теоретическими, т. е. высказывать какое-либо предположение, и гипотетическими, т. е. без ответа (например, в чем смысл жизни). Они переводят нас в ряд  философских вопросов. Это вопросы, требующие не однозначного ответа, а долгих размышлений. Хотя по структуре  они могут быть достаточно простыми.

 

Одним из видов вопросов можно  назвать переспрос. Он присущ скорее устной речи, так как восприятие или слушание – сложный процесс  и не всегда приводящий к тому, что  собеседник правильно и адекватно  воспримет переданную ему информацию. Переспрос обычно носит общий  характер. Это так называемые уточняющие вопросы типа: Что, простите...? Не могли  бы вы повторить еще раз...? и т. д. В отличие от воп-Лросов у переспросов  нет такого большого количества разновидностей. По сути они призваны уточнять информацию, убирать недопонимание.

 

Что касается выражения согласия или несогласия, то оно может присутствовать как в устных, так и в письменной форме. Несогласие (так же, как и  согласие) выражено словами, т. е. конкретной фразой. Невербальными средствами, например, кивок головой. Несогласие (согласие) может быть прямым, а может  косвенным, когда человек не демонстрирует  свою реакцию напрямую. После выражения  согласия или несогласия обычно следует  объяснение, опровергающее или подтверждающее мнение собеседника. И на письме, и  в устной речи они будут выглядеть  приблизительно одинаково. Например: Я  не согласен, потому что... Согласие или  несогласие присутствуют обычно не просто в диалоге, а в одном из видов  диалога, а именно в споре (это  могут быть дебаты и т. д.). Но в  любом случае они должны быть четко  обоснованы и должны быть приведены  аргументы, соответствующие теме спора  и законам логики.

 

И последний интересующий нас вопрос – вступление в разговор и выход из него.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"