Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"
Следуя тенденции увеличения информации, логично рассказать о конспекте. Их составляют студенты во время лекции за речью преподавателя, ораторы перед выступлением. Конспекты не трансформируют текст так радикально, как план или тезисы. Они могут быть достаточно близки к первоисточнику. К тому же конспект можно просто зачитать, но помня о том, что он тоже трансформирует текст. Ведь для того чтобы донести смысл сложного выражения своими словами, автору приходится изменить его форму, не нанося ущерба содержанию.
Аннотация обычно пишется к тексту. Это несколько другое, чем план или конспект. Она носит скорее описательную функцию и может внести некоторые изменения в содержание.
Сокращение текста – это
понятие говорит само за себя. Обычно
сокращение текста применяется при
письменной речи, когда, например, текст
по объему превышает ранее
И последнее, о чем следует сказать, – это распространение подробностями. Автор может вносить некоторые заметки, поясняющие некоторые понятия. Встретить этот прием можно чаще в письменной речи (каких-либо докладах, статьях). Распространение подробностями может быть в виде пояснений или сносок.
70. ПЕРЕХОД ОТ ПИСЬМЕННОГО
ТЕКСТА К УСТНОМУ: ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА, ИНСТРУКЦИЯ,
РЕЧЬ-БИОГРАФИЯ НА
Каждая мысль, пришедшая
в голову исследователю, должна быть
записана. Это и есть письменная
речь. И она во многом отлична
от разговорной речи, так как на
устную речь накладывается множество
других факторов. Поэтому дипломная
работа как научное исследование
на бумаге отличается от выступления
на защите диплома. Во-первых, доклад на
защите должен содержать главную
мысль дипломной работы. Это одно
из изменений, происходящих с текстом
при переходе от письменной формы
к устной. Доклад сокращается, при
этом содержание должно остаться прежним,
поэтому автор использует во многом
новую лексику – вкратце
Выступление на защите диплома обычно ограничено временем, поэтому автор должен точно рассчитать то, что он хочет вместить в это время. Люди, которые слушают оратора, имеют только одну возможность, чтобы составить свое мнение о работе, поэтому лексика должна быть подобрана с учетом этого немаловажного момента. Слова должны быть проще, чем в дипломе, и легко восприниматься на слух, это во-вторых. И в-третьих, выступающий должен понимать, что на слух человек воспринимает информацию за небольшой промежуток времени, поэтому не следует затягивать доклад, так как внимание людей рассеивается. Но все недостатки устного выступления оратор может компенсировать теми методами, которые ему доступны. Следует отметить, что предпочтительнее доклад на защите диплома зачитывать, что сильно связывает устную и письменную речь.
Речь-биография на мемориальном собрании – это очень интересный вид публичного выступления, так как, несмотря на то, что мемориальные собрания – это обычно мероприятия официальные, подобные выступления должны быть эмоциональными по составу лексики и методу произношения. Как любая речь, эта речь готовится заранее. Но если некоторые выступления ораторы произносят самостоятельно, без помощи всевозможных шпаргалок, то мемориальная речь читается с заготовленного листа. Об ушедших от нас не принято говорить плохо, поэтому выступающие обычно вспоминают о достижениях, заслугах и личных качествах.
Инструкция – это официальный документ, и по своей структуре он отличается от ранее описанных. Инструкции бывают к технике или на предприятиях. Вообще это письменный жанр – документ, где по пунктам располагаются правила предприятия, например. Но если инструкция зачитывается вслух, то она переходит из письменной в устную речь. Поскольку инструкция – документ, то произносится она без исправлений и сокращений, хотя в устной речи выступающий может выразить особо важные моменты с помощью интонации. Инструкция сильно привязана к письменному тексту.
И последнее: личное резюме. В нашей стране такой вид анкеты появился недавно. У резюме не бывает таблиц, и все-таки это вид официальных документов, поэтому он стандартизирован. Человек сообщает главную информацию о себе, но если он делает это устно, то разговорная речь не обязательно будет привязана к письменной. Автор может передать содержание своими словами, близко к написанному тексту. При переходе от письменной речи к устной текст может сильно трансформироваться.
71. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (ОРФОЭПИЯ)
Понятие «орфоэпия» употребляется в двух основных значениях: раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения, совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.
Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.
В зависимости от темпа речи различаются следующие стили произношения: полный стиль (при медленном темпе речи) характеризуется отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции, а в неполном стиле (при быстром темпе речи) отмечаются менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование.
Стили произношения классифицируются и с точки зрения стилистической дифференциации языка в целом. Стилистически не окрашенным является нейтральный стиль произношения, которому противопоставляются, с одной стороны, высокий (книжный) стиль, а с другой – разговорный.
Произношение безударных гласных
Здесь гласные подвергаются
редукции – качественным и количественным
изменениям в результате ослабления
артикуляции. Качественная редукция –
изменение звучания гласного с потерей
некоторых признаков его
Произношение согласных
1. В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: яст-ре[п], разбе[к], тра[ф]ка. На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся соответствующие звонкие: [з]бежать, во[г]зал.
2. В ряде случаев наблюдается
ассимилятивное смягчение, т.
е. согласные, стоящие перед
мягкими согласными, произносятся
мягко. Это относится к
3. Двойные согласные являются
долгим согласным звуком
Произношение некоторых грамматических форм
В безударных окончаниях имен существительных и других частей речи произносятся редуцированные звуки [ъ] и [ь].
Звук [ъ] произносится:
1) в окончании именительного
падежа единственного числа
2) в окончании родительного
падежа единственного числа
3) в окончании именительного
падежа множественного числа
существительных мужского и
4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида: [в'ид'ъ];
5) в окончании именительного
падежа прилагательных
72. ИНТОНАЦИЯ КАК СЕМАНТИКО-
Интонация – различные соотношения количественных изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра.
Различительные возможности
в простом и сложном
Различительные возможности
интонации проявляются в
В простых и сложных
высказываниях возможности
Интонация и лексический состав высказывания
Существуют семантические свойства слова, которые проявляются в высказывании лишь при выделении слова интонационным центром.
Чем сложнее синтаксическая
структура высказывания, тем разнообразнее
интонационные возможности
Xразнообразные оттенки
и средства выражения. В
Она была довольна (1). Ее просьбу удовлетворили.
Она была недовольна (1). Ее просьбу удовлетворили только через два дня (2)!
ИК-2 является «пограничной» интонацией между нейтральной и эмоционально окрашенной речью.
В сложных предложениях есть
особенности взаимодействия синтаксиса
и интонации. Они разнообразны. Так,
в сложноподчиненных
Возможности варьирования смысловой
самостоятельности главной
В сложносочиненных предложениях
посредством интонации
В бессоюзных предложениях интонация
является средством разграничения
в тексте синтаксически простых
предложений (высказываний) и бессоюзного
сложного предложения с
73. СЛОВО И ЖЕСТ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ
Публичное выступление – это динамичный процесс, совокупность и взаимодействие в нем ряда элементов. Во-первых, публичное выступление является субъективно-субъектными отношениями, предполагающими двустороннюю активность участников процесса – пропагандистов и собеседников. Во-вторых, обязательный компонент публичного выступления – обратная связь, т. е. информация о характере и степени воздействия речи выступающего на аудиторию. Важнейшей особенностью процесса общения является то, что он совершается объективно, независимо от того, как осознается его участниками. Иными словами, в каждом случае успех или неуспех публичного выступления зависит от качества и состояния любого из его элементов, а также взаимоотношений между ними.
Контакт с аудиторией – наиболее важная сторона ораторского мастерства. Как бы хорошо ни было подготовлено выступление, тщательно подобраны аргументы, общение с разнообразной по составу, нередко эмоционально заряженной аудиторией очень сложно. Завоевать внимание аудитории можно, только уловив ее настроение и выбрав наиболее подходящую позицию партнера по общению. О сосредоточенности внимания свидетельствует тишина в зале, когда люди следят за каждым словом, жестом, мимикой говорящего.
Среди методов восстановления или усиления внимания собеседников главным являются голосовые приемы. Чтобы активизировать внимание при его незначительном снижении, обычно достаточно усилить громкость или повысить тон голоса. Иногда используется обратный прием – понижение громкости голоса вплоть до шепота. Восстановить внимание можно также изменением темпа речи, особенно ее замедлением.
Рассчитанная и умело выдержанная пауза помогает сосредоточить внимание собеседников на нужном моменте выступления. Восстанавливает внимание эмоциональный жест или движение выступающего по направлению к аудитории. Поэтому жест или нестандартное поведение акцентирует внимание именно на этом движении и в результате этого речь становится более эмоционально заряженной.
В зависимости от характера выступления желательно время от времени повторять обращение («Товарищи!», «Друзья!» и т. д.). Различного рода вопросы активизируют восприятие собеседников, побуждают аудиторию думать вместе с тем, кто выступает. Освежает внимание и обращение пропагандиста к личному опыту, яркому впечатлению прошлого.
Особенно сильно активизирует аудиторию переход к реальному диалогу. («Можетбыть, коеуко-го возникает вопрос: а не круто ли мы заворачиваем? Как вы считаете, товарищи?» – «Правильно!», «Так и нужно!»)
Еще один оригинальный метод
непосредственного диалога с
публикой: «Когда мы приехали в Рейкьявик,
где произошла драматическая
встреча... – интересно, кто из присутствующих
был там. (Поднялся лес рук). Хорошо...».
Ясно, что выступающий обращается
к слушателям и побуждает их к
действию, это очень эффективно и
при таком воздействии
Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"