Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"
Разговор – это в
первую очередь диалог, начинающийся
с высказывания чьего-либо мнения или
с вопроса. Диалог – это обмен
репликами и вопросами. Вступить
в разговор можно точно так
же – высказав свое мнение или ответив
на поставленный вопрос. Здесь важнее
психологическая сторона дела. Следует
учитывать своевременность
57. ЖАНРЫ-ОПИСАНИЯ: ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРОСТРАНСТВА (ПЕЙЗАЖ, ИНТЕРЬЕР). ВОЗМОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ЭТИХ ЖАНРОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРА, ПУТЕВОДИТЕЛЬ, ЭКСКУРСИЯ И Т. Д.)
Жанры-описания можно отнести
к стилю публицистики. По манере
изложения и используемой лексике
жанры-описания довольно разнообразны.
Например, описание человека может
быть как описание внешних признаков,
так и внутренних качеств. Такие
виды описания чаще встречаются в
художественной литературе. Характеристика
героев включает в себя целостный
портрет. Хотя некоторые авторы используют
специальные приемы, показывая внутренний
мир героя через внешнее
Описание предмета отличается
от описания человека. Оно обладает
количественными
Пространства, т. е. пейзажи, интерьеры, также могут быть описаны в различных ключах.
Пейзаж подразумевает описание природы, окрестного ландшафта. Понятие «интерьер» легче взять в рамки документа, сделав описание помещения, его дизайна. В официальных документах встречается описание пейзажа – это отчет, например, о количестве гектаров земли, числе деревьев.
Презентация товара – обычно
это часть рекламной акции, когда
на рынке появляется новый товар,
и производители или
Путеводитель и экскурсия. Оба этих понятия несут в себе познавательную функцию, но они различаются по сути.
Путеводитель – это
зачастую брошюра, содержащая исчерпывающую
информацию о городе, стране и т.
д. Уже это говорит о том, что
это письменный текст. Путеводители
носят некоторый оттенок
Экскурсия – это разговорный стиль. Она тоже должна нести информацию о предмете рассмотрения, но экскурсия может быть достаточно эмоциональной и образной. К тому же гид (экскурсовод) вносит в рассказ свои личностные качества, что придает ей определенный оттенок.
58. ИЗУЧЕНИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Разговорная речь является частью разговорного стиля. Общепринято, что этот стиль является функциональным стилем литературного языка. Но есть мнение, что данный стиль носит сниженный характер и не должен входить в литературный язык. Но как бы там ни было, разговорная речь представляет большой интерес для филологов и лингвистов.
Разговорная речь и разговорный стиль играют важную роль в нашей культуре. Каковы же могут быть цели этого изучения? Первое – что такое разговорная речь и чем она отличается от нормативной литературной речи? Второе – как используются ресурсы языка в данном виде речи? Как меняется текст, переходя из других стилей в этот?
Литературной речь считается тогда, когда она очищена от всякого рода жаргонизмов, устаревших слов, арго и т. д. Поэтому разговорная речь характеризуется прежде всего лексикой. Это такие слова, которые, являясь литературными, придают речи разговорный характер. Вместе с тем лексика разговорной речи включает в себя не только слова собственно разговорные, но и просторечные и иного рода нелитературные. В связи с этим лексика разговорной речи в целом может быть дифференцирована по степени литературности. И хотя о норме в разговорной речи говорить сложно, это нормативный аспект.
В результате изучения лексики разговорной речи исследователи выделили следующие разновидности:
1) лексика собственно
2) лексика просторечная. Она
стоит на грани литературного
употребления и даже обычно
выходит за пределы
Просторечные слова в свою очередь делят на грубые и негрубые. Грубо-просторечная лексика – это вульгаризмы, к которым относятся и бранные слова.
Разговорная лексика, хотя и нежелательна, но возможна в сфере письменно-книжного общения и нарушает при этом лишь стилистические нормы. Просторечия же, особенно грубые, недопустимы ни в какой сфере литературной речи, за очень редким исключением и с отчетливой стилистической мотивировкой.
Среди внелитературной лексики
разговорной речи можно назвать
также и диалектизмы, хотя сами по
себе эти слова не имеют стилевой
окрашенности. Чаще всего их функция
сводится к номинативной. Диалектизмы
свойственны разговорной речи, но
постепенно некоторые слова проникают
в словарь литературного языка,
обогащая его, так как многие исследователи
считают, что подобные слова обладают
большим лингвистическим
Язык – это структура сложная, подвижная и постоянно меняющаяся. Лексика из одного стиля может переходить в другие, и наоборот. Поэтому изучение лексики разговорной речи – это во многом задел на будущее. Мы знаем множество примеров, когда слова из разговорной речи, так называемые просторечия, переходили в нормативную речь и становились литературными. Причем этот процесс зафиксирован не только в русском языке, но и во многих других древних языках.
Изучение разговорной
речи требует большой
59. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
ПЕРЕСКАЗ, КОММЕНТАРИЙ К ДИНАМИЧЕСКОМУ
ВИДЕОРЯДУ, РАССКАЗ О ДОРОЖНО-
Повествовательные жанры
можно отнести к
Комментарий к динамическому
видеоряду – это явление
1) комментарии к словам интервьюируемого;
2) речь за кадром с описанием какого-либо события.
Комментарии могут быть не только от лица журналиста, но также эксперта по данному вопросу.
Рассказ о дорожно-транспортном происшествии. По своей сути это сообщение о каком-то событии. Это может быть телевизионный репортаж, а может заметка в газете, т. е. одно будет в устной форме, Лдругое в письменной.
Телевизионный репортаж может
идти с места событий, а сообщение
в газете о случившемся говорит
о прошлом. Общее же в них то,
что они рассказывают о происшествии.
Подобный рассказ должен содержать
главные факты произошедшего. Особый
пункт в репортаже – это
комментарии ГАИ. Желательно, чтобы
присутствовала информация о дорожно-транспортных
происшествиях в области. Также
в подобном рассказе должен быть воспитательный
момент. Журналист или представитель
ГАИ могут привести некоторые
элементарные правила дорожного
движения и напомнить о важности
их соблюдения. По своему стилю данный
рассказ относится к
Рассказ-рекомендация отличается от предыдущих видов назидательностью, т. е. это совет. Стиль подобных рекомендаций находится на границе публицистического и официально-делового, лексика может быть разнообразной и содержать оценку. Форма изложения повелительная, но предложения при этом повествовательные. Что касается рассказов-рекомендаций по изучению иностранного языка, то они напоминают свод правил.
Автобиография – это рассказ
о самом себе. Она может быть
оформлена как в художественном
виде, так и в кратком резюме,
как анкета. Если рассматривать автобиографию
как художественное произведение, то
она содержит не только даты рождения
и основные события в жизни, но
и личностную оценку и даже некоторые
философские рассуждения. Стиль
можно смело отнести к
60. ЖАНРЫ-РАССУЖДЕНИЯ:
Рассуждение как жанр относится к публицистике. Его можно встретить в научных работах, докладах. Его можно разделить на несколько ступеней градации. И первая ступень – это обоснование. У любой научной и производственной работы (проекта, темы) должно быть обоснование, т. е. предпосылки для начала данной работы, почему автор рассматривает именно эту проблему. Обоснование обычно пишется во вступительной части работы и носит характер введения в тему. Обоснование темы должно отражать связь данной темы с содержанием работы.
Аргументация тесно связана
с обоснованием. После того как
оно было представлено, следует привести
ряд аргументов, подтверждающих его.
Аргументы наряду с обоснованием
должны подтверждать необходимость
изучения вопроса, разработки темы, доказывать
правильность направления, в котором
движется автор. По названию жанра аргументация
требует логического
Следующий пункт – мотивация работы. Само название пункта определяет его смысл, что толкнуло исследователя на рассмотрение этой проблемы, какие цели преследует автор, какие вопросы он хочет решить этим исследованием. Все эти три пункта можно отнести к введению. В основную часть входят обобщения. Они содержат смысл всего исследования, главную мысль и направления. Они обобщают все вышесказанное, связывают воедино. Обобщения можно назвать итогом к обоснованию, аргументации и мотивации. Далее следуют выводы. Они обычно содержатся в заключении работы и представляют собой логическое завершение предыдущих стадий. Выводы могут быть представлены в разной форме, т. е. сплошным текстом, тезисами или по пунктам. Главное условие в выводах – логичность. Они не должны противоречить действительности и предыдущим тезисам, а вытекать из них. Причем выводы, которые делает исследователь, не должны быть «притянуты» к повествованию. Они должны быть правильными и по возможности не спорными.
Выше уже было сказано, что этот жанр относится к публицистике. Подтверждает это, например, состав лексики. Он достаточно разнообразен, не замкнут и зависит от темы. В публицистике всегда ярко представлен автор. При представлении какой-либо темы, проекта и иного доклад обычно ведется от второго лица множественного числа. Подразумевается работа в коллективе.
Все эти жанры, относящиеся
к рассуждениям, являются составными
частями доклада. А любой доклад
(отчет, выступление) имеет устную и
письменную форму. Письменная форма
обычно более четкая. На разговорную
же форму накладывается
Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"