Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Лад и тональность  тоже переменны. Каждая фраза может  иметь собственную тонику. Вьющаяся, текущая мелодия «пристаёт» то к  одному, то к другому «тональному берегу».

Лирические песни часто  поются многоголосно, небольшими группами. Нередко, когда несколько крестьянок собирались вместе, эти песни заменяли им беседу. Одно из народных названий лирических песен — «беседные». У Максима  Горького есть рассказ «Как сложили песню». Кухарка Устинья и горничная Маша сидят на лавочке у ворот дома и беседуют.Многие лирические песни действительно складывались вот так, за беседой. В этом примере женщины поют по очереди: они только «нащупывают» будущую песню. А чаще поют все вместе. Русское народное многоголосие отличается неповторимым своеобразием. Даже великие музыканты не могли точно записать по слуху неуловимые переплетения голосов. Только после изобретения фонографа фольклористы смогли более точно расшифровать народное многоголосие. В современных фольклорных экспедициях применяется техника многоканальной записи на несколько магнитофонов.

Склад русского народного  многоголосия учёные называют подголосочной  полифонией. Как правило, начинает кто-то один — запевала. Остальные подтягивают с середины фразы. Они не поют ту же мелодию, а ведут свои линии — подголоски. Иногда они сходятся в унисон, а потом опять расходятся. В последнем звуке всегда сходятся в унисон или октаву. Кажется, что в этом многоголосии нет никаких правил, а всё звучит удивительно красиво, гармонично и складно.

 

 

 

 

 

47. Русские игровые, хороводные и плясовые песни.

 

Игровыми называются песни, которые исполнялись во время  различных игр. Хороводными являются песни, исполняемые в хороводах. Плясовые—песни, сопровождающие пляску. Все эти виды песен являются преимущественно молодежными. Их главное назначение — создавать радостное настроение, служить средством увеселения.

Собирание, издание и  изучение. Названные песни привлекают внимание ученых и публикуются уже в песенных сборниках XVIII в.: Чулков М. Д. Собрание разных песен (1770-1773); Львов Н. и Прач И. Собрание народных песен с их голосами (1790) и Трутовский В. Ф. Собрание русских простых песен (1778—1795). Их можно встретить и в различных песенниках первой трети XIX в.

Научный интерес к  народной песне, условиям ее бытования  возникает в 30-е годы XIX в. Описание различных народных игр и хороводов  и исполняемые при этом песни  находим в книгах: И. М. Снегирева  «Русские простонародные праздники  и суеверные обряды» (1838, т. 2) и И. П. Сахарова «Сказания русского народа» (1841, т. 1). В 1841 г. выходит небольшой сборник «Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний» Ф. Д. Студитского. Специальные разделы в нем выделены для песен хороводных и плясовых. Этим сборником положено начало региональному изданию русских народных песен. В 1848 г. выходит фундаментальный труд А. В. Терещенко «Быт русского народа» (в семи частях). В четвертой части этого труда дается подробное описание народных игр и хороводов, приводится большое количество сопровождающих их песен. Материалы этого труда Терещенко не утратили научного значения и в наши дни.

Деятельность по собиранию  русских песен (в том числе  игровых, хороводных и плясовых) расширяется  во второй половине XIX в. Игровые и хороводные песни включаются в песенные сборники А. М. Балакирева (1866), Вас. Попова (1880), Н. Е. Пальчикова (1888) и др. Особенно большое количество игровых, хороводных и плясовых песен публикуется в первом томе «Вели-корусса» П. В. Шейна (1898). Многие игровые, хороводные и плясовые песни вошли в седьмой том А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» (1902). Один из разделов известного сборника братьев Б. М. и Ю. М. Соколовых «Сказки и песни Белозерского края» (1915) назван «Песни игровые, собственно хороводные и плясовые».

В дореволюционной фольклористике началось изучение игровых, хороводных и плясовых песен. Н. А. Львов говорит  о специфике содержания и мелодики хороводных и плясовых песен. А.В.Терещенко  рассматривает игровые и хороводные песни в связи с условиями народного быта. Игровых и хороводных песен касаются в своих трудах Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня и Н. Ф. Сумцов. В последней трети XIX в. характеристике игровых, хороводных и плясовых песен и описанию условий их исполнения посвящают свои статьи А. Балов [19], В.Перетц [20], А.Шустиков [21] и др.

Работа по собиранию, изданию и изучению игровых, хороводных и плясовых песен продолжается в  советское время. В 1933 г. вышел большой  сборник «Игры народов СССР», в котором публикуются игровые и хороводные песни, собранные дореволюционными и советскими фольклористами. Вместе с публикацией песен дается подробное описание игр и хороводов, в которых они исполняются. В дальнейшем игровые, хороводные и плясовые песни публикуются во многих сборниках/Например: «Тамбовский фольклор» (1941), «Фольклор Саратовской области» (1946), «Сказки и песни Вологодской области» (1955), «Песни Печоры» (1963), «Русские народные песни Карельского Поморья» (1971), «Традиционный фольклор Новгородской области» (1979). В 1980 г. вышел специальный сборник «Хороводные песни о любви и семейной жизни» [15].

Советскими учеными  рассматривается вопрос о происхождении  игровых, хороводных и плясовых песен, их связи с календарными обрядами (В. И. Чичеров, Н. П. Колпакова, В. Я. Пропп, В. П. Аникин). Н. М. Бачинская в книге «Русские хороводы и хороводные песни» (1951) освещает,тематику хороводных песен, дает характеристику игровых, хороводных и плясовых песен, устанавливает их место среди других видов песенного фольклора. В 70-е годы Е. И. Яцунок исследует жанровые особенности хороводных песен, рассматривает их поэтику [25], останавливается на современном состоянии хороводно-песенной традиции [24].

Игровые песни. Игры с  песнями (как, впрочем, и без песен)

исполнялись молодежью  на вечеринках, зимой в избах, а летом

на открытом воздухе.

Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен  была тема любви, женитьбы или замужества. В их играх обнаруживались симпатии юношей и девушек. Как правило, игры сопровождались или заканчивались  поцелуями.

Композиционные функции  песен в играх были различными. Иногда та или иная песенка предваряла игру, лишь в общих чертах намекала на ее тему, давала играющим определенный эмоциональный настрой, а затем  шла игра, мало или совсем не связанная  с сюжетом песни.

 

Игровые песни просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие. Чаще всего песню исполняет хор. Однако и в таком случае в ней  речь может идти и от имени хора, и от имени разыгрывающего (например, в игре «С костылем»); встречается и форма диалога с разыгрывающими (в игре «Хоронение золота»).

Исполнялись игровые  песни в довольно быстром темпе. Некоторые из них могли выступать  в качестве плясовых." В последней  трети XIX в., когда получали все большее и большее распространение частушки, они нередко исполнялись в качестве игровых песенок. Так, В. Н. Перетц свидетельствует, что в 90-е годы в игре «С вьюном» исполнялись многие многострочные частушки, в том числе, например, такая:

Русский народ любил и умел работать, но также весело и с большой фантазией проводил праздники. Почти все народные праздники сопровождались играми и песнями. Естественно, что во всякого рода изображениях значительная часть отведена народным праздникам и гуляньям.

 

 

48. Особенности и основные циклы русских частушек.

 

   жанр русского  словесно-музыкального народного  творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась  в последней трети 19 в.; генетически  связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР     Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

«Общественно-политическим»  присуще сатирическое изображение  жизненных условий. В годы советской  власти поводом для частушек служила  советская пропаганда.

Во многих частушках  демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в  стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки сочиняли все  — и взрослые и дети.

В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями  в стране изменились и темы для  частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между  мужчиной и женщиной.

 

 

49. Поэтика русской частушки.

 

Поэтика (художественная форма) частушки обусловлена особенностями  ее содержания, а также условиями  возникновения и оформления ее как  жанра. С одной стороны, частушка продолжает традиции старых песен, с  которыми связана генетически. А с другой — под влиянием литературы вырабатывает совершенно новые черты, которых раньше не было ни в одном жанре фольклора.

Остановимся на языке  и поэтическом стиле частушек. Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выражаемым эмоциям.

Однако язык частушек не только богаче, но и современнее, свежее языка традиционных лирических песен. В отличие от них частушки широко используют различные неологизмы, в них необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Так, например, родители, пытающиеся выдать девушку за немилого, называются в частушке «губителями-зарезниками», «характерная» девушка выходит замуж «самоходочкой». Ее дружок — веселый, «гармонистый», его глаза «карие, карючие» и т. д. На смелый языкотворческий характер частушки в свое время обращал внимание писателей А. М. Горький.

Не менее своеобразен  и поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые  различные тропы и образные выражения: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д. Некоторые из этих тропов перешли  в частушки из традиционных лирических песен. Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием.

В частушках можно  встретить  такие фольклорные  эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь  белая», «родимая сторонка», «родная  матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек» и т. п. Все эти эпитеты перешли в частушку из традиционных лирических песен. Однако больше в частушках эпитетов не традиционных, а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов. Так, девушка наделяет своего «дружка» такими эпитетами, как «дроля, яблочко садовое», «дроля, аленький цветочек», «отчаянная головушка», «плут-кровиночка», «милый окаянный», «разбессованный миле-ночек» и т. п. Не менее оригинальны эпитеты, в которых характеризуется возлюбленная, выражается отношение к ней дружка: «милая забавница», «милая, горячая», «милка-ветер, милочка-крутилочка» и т. п.

Приведенные и подобные им эпитеты определяют жанровую специфику  частушки. С помощью таких эпитетов в любовных частушках выражаются различные мысли и чувства, даются меткие индивидуализирующие характеристики. Вот одна из таких частушек:

Девки, ой! Девки, ой! Вам  знаком игривый мой: Белый — оборотистый, Красивый — разговористый.

Как известно, в традиционных лирических песнях очень широко употреблялись всевозможные символы. В частушках же (даже любовных) символы встречаются крайне редко. И это понятно. Традиционная лирическая песня и частушка имеют существенные различия в способе художественного отражения действительности, в самих принципах создания образов. Если в традиционных песнях создаются, как правило, условно обобщенные образы молодца и девушки и различные их символические обозначения здесь как нигде более кстати, то в частушках в большинстве случаев перед нами выступают жизненно реальные образы парня и девушки, причем каждый раз с их неповторимыми индивидуальными цертами: и в таком случае в употреблении символов нет. никакой необходимости.

Совершенно другое —  с гиперболами. В традиционных лирических песнях гиперболы почти не употребляются. Наоборот, в частушках гиперболы встречаются довольно часто, частушечники употребляют их очень охотно. Это объясняется особенностями, жанровой спецификой частушки. Малая форма частушки принуждает говорить кратко и четко. Избегая в создании картин полутонов, частушка выражает мысли выпукло, ярко, нередко подчеркнуто заостренно. Употребление гицербол в таком случае не только возможно, но и совершенно необходимо. Вот, например, в какой гиперболической форме говорит частушка о любви молодца к девушке:

Через поле яровое, Через  десять деревень, Через сорок три  дорожки Ходит милый каждый день.

В приведенной частушке ощущается юмористический подтекст. Следует заметить, что в частушках  довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония. Вот пример частушки, построенной на иронии:

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"