Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".
В настоящее время, как
и в начале века, одной из наименее
разработанных проблем
В работах общего характера, в том числе и новейших (232, 78), народная драма рассматривается в контексте народной театральной культуры, народного (фольклорного) театра, допускающем выборочное использование текстов, отсутствие их детальной классификации и филологического анализа. Внимание исследователей здесь закономерно сосредоточивается на особенностях театрального воплощения, разыгрывания драм, специфике исполнения.
Между тем в неменьшей степени важно изучение народной драмы как явления фольклорного словесного искусства, осуществляемое на базе всего известного текстового материала с необходимым учетом особенностей исполнения, определяющих его специфику.
Подобный подход предполагает обязательность систематизации и научного описания текстов?
Только анализ совокупности всех сюжетов, их версий и вариантов на всех уровнях текста дает основание говорить о фольклорной природе народной драмы, степени устойчивости всех ее элементов, может выявить реальное соотношение в ней традиционного и импровизационного начала
Результаты исследования особенностей строения сюжета и композиции драмы,системы образов персонажей,приемов речевых характеристик,
речевого стиля основываются на выделении устойчивых сюжетно-компози-
цион-
ных элементов и словесных формул ( клише ) и определении характера их изменений по вариантам. Они п.озволяют пересмотреть сложившийся в фольклористике взгляд на преимущественно импровизационный характер драмы в пользу преобладания в ней традиционных форм варьирования
Специфика русской народной драмы в отличие от основных жанров традиционного фольклора состоит в сложности ее идейно - эстетического облика, характеризующегося отчетливыми литературными влияниями.
Народная драма всегда активно откликалась на животрепещущие вопросы социальной жизни народа. Сюжеты драм широко отразили культурный ( прежде всего - .читательский , театральный ) кругозор ее создателей, их вкусы и потребности. Народные пьесы, сформировавшись на протяжении конца ХУШ - XIX века, культивировались в среде мелких ремесленников, отдельных групп рабочих, крестьян - отходников, прислуги, солдат. В конце XIX - начале XX века они широко распространились и в деревне. Собственно фольклорный сюжетный и образно - стилевой фонд составлял лишь часть драматического репертуара. Он явился 11 строительным материалом " в основном для сатирических драм и комических сцен.
Развитая народная драма, концентрируя многие свойства позднего фольклора, наиболее наглядно демонстрирует сложные процессы творческого усвоения фольклором профессиональной и массовой "низовой" литературы, театрального и изобразительного искусства.
Анализ этих процессов с необходимостью обусловил широкое привлечение нами таких типичных явлений массовой культуры XIX - начале XX века, как лубочная литература, народные картинки, балаганные зрелища и демократический театр. Важным моментом работы является установление конкретных форм включения и творческой переработки заим-стованных элементов в рамках народной театрально - драматической традиции.
Таким образом новизна настоящей работы состоит во впервые предпринятом всестороннем идейно - художественном анализе в значительной части ранее неизвестного фольклористике, научно систематизированного нами материала, что позволило установить: I) творческий характер поздней фольклорной традиции, проявившийся в формировании сюжетов народной драмы, ассимилировавшей в своей художественной системе элементы профессионального и массового ("низового") искусства конца ХУШ - начала XX веков, 2) устойчивость всех уровней народной драмы как художественной системы, функционирующей по законам фольклорного искусства, что позволило ей на протяжении более чем полутора веков обозреваемого нами периода существовать в самых широких слоях народа, передаваться от поколения к поколению, сохраняя свой пафос, свои драматургические и исполнительские приемы.
Актуальность данного исследования обусловлена общими проблемами фольклористики: необходимостью дальнейшего изучения художественной специфики фольклора, в особенности периода капитализма, типологии его форм, характера взаимосвязей с литературой, массовой культурой, постижением своеобразия эстетики и поэтики отдельных фольклорных жанров на позднем этапе их существования.
Сходные процессы освоения литературных традиций .находим . в сказке ( авантюрная сказка ), песне ( поздняя баллада, жестокий романс). Сложный идейно-эстетический облик этих жанров ( жанровых разновидностей ) еще не стал предметом изучения фольклористики.
Названная проблематика
становится особенно актуальной в связи
с рассмотрением судеб
Изучение народной драмы как фольклорного искусства слова имеет большое значение и для современной культуры в целом. К народной драме и театру нередко обращаются деятели профессионального и самодеятельного театрального искусства. Успешное использование народных традиций в этой области невозможно без понимания специфики фольклорной драматургии.
В настоящее время, когда в советском искусстве, как отметил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ХХУІ съезду КПСС," поднимается новая приливная волна", особенно важно глубокое освоение фольклорных традиций в области драматического и театрального искусства. Они, несомненно, будут способствовать созданию произведений, герои которых не замыкались бы "в круге мелочных дел, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра" ( 5, с.61-62 ).
52. Основные жанры детского фольклора.
1) детская колыбельная
песенка- песня, с помощью
53. Детский игровой фольклор.
В связи с возрастными
особенностями ведущее
В ряде детских игр мы видели подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и так далее.
Многие детские игры
не включают в себя никакого фольклора.
Однако немало и таких игр, в которых
различные
Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Жеребьевые приговорки- это коротенькие рифмованные стишки (в две-четыре строчки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др.
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка-это также рифмованное стихотворение, но несколько больше по своему размеру, чем жеребьевка. Сячиталки имеют 6,8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры, определяются их роли или очередность участия в игре.
В считалках довольно часто употребляются слова счета- числительные. Вот пример считалки:
Первый дал,
Другой взял,
Трое сели-
Все поели.
Как и в сказках для детей, в детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и композиционные функции разнообразны. Исследовавший этот вопрос Г.С. Виноградов писал: «Игровые песни имеют различное целевое назначение: одни полагают начин игре, другие служат для связи ее частей, третьи несут службу концовок; иные вводятся для замедления действия игры или в целях отвлечения внимания участников от ответственного момента игры и т.д.»
Молчанки исполняются после шумных игр, для отдыха. Приведу пример наиболее распространенную молчанку:
«Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест…
Молчанка началась-
Чок, чок!
Двери на крючок!..
Двери на крючок!..»
Кто- нибудь жестами и гримассами пытается рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушил молчание, весело и задорно смеялись.
54. Детский неигровой фольклор.
Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения.
Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.).
Друг друга
дети забавляли прибаутками —
небольшими рассказами в
Приведу прибаутку о козе, у которой загорелся дом:
Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу,
И давай бить палку, Собака амбар-то -поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит.
Особую разновидность
прибауток составляют
Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведу детскую остроту — л о в у ш к у.
Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я.
Особым жанром детского внеигрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга.
Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок:
Любимым жанром неигрового детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки — выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы).
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"