Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

В заключение можно сказать, что собственное устно-поэтическое  творчество детей отличается большим жанровым разнообразием.

Детский фольклор, заимствованный у взрослых. Мы остановились на жанрах фольклора, произведения которых и  создавались и исполнялись самими детьми. Как уже отмечалось, собственно детский фольклор (и игровой и  внеигровой) существенно отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию и художественной форме, так и по условиям бытования и выполняемым функциям.

Вместе с тем следует  сказать, что поэтическое творчество детей не изолировано от поэтического творчества взрослых, свидетелями которого дети являются с самых малых лет. Уже в младенческом возрасте дети слушают так называемые потешки взрослых, с помощью которых они приучаются играть ручками, ножками. Наиболее распространенные потешки взрослых — «Ладушки», «Сорока-дуда» и др. Уже в это время буквально с молоком матери детям прививаются навыки использования фольклора в игре.

С раннего возраста дети слушают гак называемые «докучные», или «ребячьи», сказочки о животных и подобные им. Таких сказок множество. Например, Д. К. Зеленин в своем сборнике «Великорусские сказки Вятской губернии» публикует «ребячьи сказки»: «Про козла», «Про корову-буренушку», «Кот, золотой хвосток», «Кот и лиса», «Волк и лиса», «Петушок», «Коза с козлятами», «Волк, медведь и лиса» и др. Некоторые из этих сказок дети запоминают и рассказывают друг другу. Отдельные сказочные образы и сюжетные ситуации, короткие сказочные песенки дети вводят в свои игры, создают на их основе игровые драмы, разыгрывают своеобразные театральные представления.

Собирателями фольклора отмечено, что в прошлом на зимних собраниях молодежи, на вечеринках, в праздники нередко устраивались своеобразные состязания в загадывании и отгадывании загадок, что развивало сообразительность, образно-поэтическое мышление. Нередко загадки загадывались детям в семейном кругу для их развития. Взрослые понимали, что «игра загадками — это тот тематико-словесный мир, который ребенку сроден, близок и понятен, поэтому не удивительно, что и в репертуар детского фольклора вошли загадки.

   Произведения детского, как и взрослого, фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Так, например, в композиции детских сказок, как и во взрослых сказках о животных, широко используется диалог. В детских песенках можно отметить такие композиционные формы, как форма монолога, диалога и др.

Язык детского фольклора  отличается большим своеобразием. В  нем ярко проявляется любовь детей  к словотворчеству. Так, нередко  животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк-«серко», медведь — «из берлоги валень»,мышь—«норышка», муха—«шумиха», комар — «пискун» и т.д.

О. И. Капица отмечает: «В детском фольклоре очень разнообразно развертывается словотворчество, мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но несмотря на эту необычность, вполне понятными.

Часто употребляются  парные созвучные слова «Федя-медя», «каракула-маракула», «шишел-вышел», «сею-вею», «заинька-паинька», «шильце-мыльце», «чушки-бушки», «жывалко-бывалко», «шестом-пестом», «аты-баты», «эни-бени» и т.д.

В детском фольклоре  большое значение придается звучанию слова. Нередко то или иное слово  в произведениях детского фольклора  употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок.

Произведения устного  творчества детей расширяют наши представления о русском фольклоре, свидетельствуют о его большом  жанровом разнообразии.

«В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров» Арзамасцева, И. Н., Николаева,С.А. Детская литература: М., 2000.- С.20..

Колыбельные песни. «Название  песен, которыми убаюкивают ребенка, -- колыбельные -- идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же -- колыбель, коляска, народном обиходе  было и название «байка» -- от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.- С.17. Её назначение или цель - усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напе

Старинное значение колыбельных - заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных  песен становилось отражение  все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. « В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Частый персонаж в  колыбельной песне - кот, фантастические персонажи - Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами - антропоморфизм.

«Колыбельной песне  присуща своя система выразительных  средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация - повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов»

 

 Школьное образование, медицинское просвещение, система дошкольного воспитания коренным образом изменили взаимоотношения матери и ребенка, меняются и народно-педагогические воззрения. Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком; укачивание признается ненужным и даже вредным. Колыбельная песня соответственно неподдерживается бытовой необходимостью.

Пестушки, потешки, поскакушк». «Пестушки, (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.Не каждая мать осознает необходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение.

 Стишки просты. «Исполнение  его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Ритмически четко построены  стишки. Некоторые из них достигают  хорошей художественной формы:

Чук, чу к, чук, чук,                 Баба рыбку пекла,

Наловил дед щук,                   Сковородка утекла.

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

  Приговоры эти  не отличаются ни поэтическими  достоинствами, ни оригинальностью,  ни разнообразием, но ребенок  всегда стремится на руки к  матери, делает отчаянные движения  ручонками, чтобы коснуться материнских  рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для психологического» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пеструшки лаконичны, в них не всегда есть рифма, а если и есть то всегда парная, употребляются повторы, они, как правило кратки, близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима - худоба». Пестушки незаметно переходят в потешки

 

 

55. Возникновение и развитие русского рабочего фольклора.

 

 

Устное поэтическое  рабочее творчество показывает, как  формировалось у рабочих классовое  сознание, распространялась революционная  идеология.

Рабочий фольклор не сразу  приобрел свои характерные идейно-художественные особенности. Первые рабочие — крепостные и государственные крестьяне, приписанные к заводам, сосланные «навечно в работу» или отпущенные на оброк, сохраняли крестьянское мировоззрение, пели песни и рассказывали сказки, принесенные из деревни, и лишь вносили в эти произведения черты нового заводского быта или создавали новые произведения, используя традиционную поэтику. Постепенно рабочие выработали 'Свой поэтический стиль. Рабочий фольклор отличается точностью и детальностью описаний производства и быта, более простым лаконичным языком, в него входит производственная терминология. С самого начала устное народное поэтическое творчество рабочих было связано с письменной литературой, и в дальнейшем его развитии эта связь все усиливалась.

Основные жанры рабочего фольклора — песни и прозаические сказы, а со второй половины XIX в.— частушки.

К сожалению, большинство  дореволюционных фольклористов  не обращало внимания на рабочий фольклор. Запись его — заслуга советских  фольклористов. Их работы дают возможность  наметить линию развития рабочего фольклора, его основную проблематику, темы и образы.

 

Творчеству рабочих XVIII — первой половины XIX в. свойственны  два мотива — гордость рабочего человека своим мастерством и  проклятие подневольному, каторжному труду. Последний мотив звучит особенно сильно. Образы рабочих-мастеров есть уже в фольклоре XVIII в. «Фабричные ребята — люди мудреные»,— поется в песне; ярославский «фабричный молодец — ковры ткать мастерок, ковры точет — вытыкает и наборы набирает»; ткачи — «ткут платки — салфетки на разные клетки». Чудесные образы народных умельцев, делавших прекрасные вещи из уральских самоцветов и металла, созданы в сказах уральских горнозаводских рабочих. В этих сказах показано также, в каких ужасающих условиях жили и творили народные таланты, как гибли они от нужды и хозяйского произвола.

Правдивое изображение  условий труда и быта рабочих  характерно для большинства произведений, созданных рабочими. В песне «О, се горные работы», возникшей в конце XVIII или начале XIX в. на Змеиногорских  рудниках Алтая, очень точно и  детально описаны условия труда в «Змеев- ской плавильне» — распорядок работ, рабочий инвентарь, изнурительный каторжный труд под кнутом надсмотрщика с раннего утра («как ударят часов в пять») до ночи. Рабочие проклинают тех, кто заставляет мучиться их, чтобы богатели другие («постарайся, друг и брат, чтобы Правдин был богат»). Уральские рабочие сложили сказку о молотобойце и черте: молотобоец не испугался показанного чертом ада, так как он знает и худшее, а черт убежал, когда молотобоец привел его на завод.

Рабочее творчество носило ярко выраженный бунтарский характер, но протест рабочих был направлен против жестоких и ненавистных хозяев, приказчиков, надсмотрщиков; сознания необходимости изменить существующий строй у них еще не было. Незрелость сознания рабочих порождала сказы о чудесных избавителях, о воле, спрятанной господами, и т. п., родственные крестьянским легендам. Таков атаман Рыжанка (или Золотой) в уральских сказах; его прототип — беглый рабочий А. П. Плотников, возглавивший отряд беглых людей и убивший в 1771 г. заводчика Ширяева. Сказы эти имеют много общего с преданиями о разбойниках и С. Разине. В рабочих сказах есть и образы чудесных помощников и избавителей. У горнозаводских рабочих это — Великий полоз, Хозяйка Медной горы, Девка Азовка и другие хозяева гор и земных недр.

Появляется в песнях образ передового рабочего-революционера, разъясняющего рабочим их положение, призывающего к организованной борьбе. Такой образ смелого молодого бедняка дан, например, в уральской  песне «На Нижне-Тагильском заводе».

Новым высшим этапом в  развитии дореволюционного рабочего фольклора  явились рабочие песни и частушки периода массового рабочего движения и революции 1905—1906 гг., формировавшиеся  под воздействием песен и стихотворений  революционеров-профессионалов. В творчестве передовой части рабочих в это время выражается ясное понимание своего положения и происходящих событий, все отчетливее звучат призывы к борьбе с самодержавным строем. Широко распространяются «Марсельеза», «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» Г. М. Кржижановского, «Смело, товарищи,, в ногу» JI. П. Радина и др. Дух интернационализма, пронизывающий эти песни, способствовал распространению лучших из них среди рабочих разных стран. Русские рабочие пели, как свои, песни «Марсельезу», «Интернационал», созданный Эженом Потье, польские революционные песни в переработке Г. М. Кржижановского. В то же время русские революционные песни усваивались рабочими других стран и оказывали воздействие на их песенное творчество (так, например, они оказали сильное влияние на песни рабочих Чехословакии).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"