Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Под влиянием профессиональной революционной поэзии изменилось и  песенное творчество самих рабочих. В нем появились и выдвинулись  на первый план новые жанры —  призывные гимны и марши; стихотворная форма рабочих песен сближалась с литературной.

Широко отражены в  песнях события первой русской революции («Мы мирно стояли, пред Зимним дворцом», «На девятой версте от столицы», «Очаков — борец за свободу» и  др.). Много появилось в эти  годы сатирических песен и частушек, направленных против палачей народа, душителей революции («Вздумал наш Трепов народ удивить» и др.). В сатирических песнях резко и обличительно нарисован образ последнего Романова («чучела в короне»), раскрывается классовая сущность самодержавия.

Творчество рабочих  не было однородным. Среди части рабочих, особенно более высоко оплачиваемых, тянувшихся к мелкой буржуазии, бытовала мещанская поэзия, рабочие, связанные с деревней, сохраняли и крестьянский фольклор. Однако творчество передовой части рабочих становилось в рабочем фольклоре ведущим.

Революционные рабочие  песни распространялись в деревне  и в городе среди прогрессивной  интеллигенции, оказывали революционизирующее  влияние на все трудящиеся слои общества. На значение поэтического творчества рабочих не раз указывала дореволюционная «Правда». Оно явилось одним из важнейших источников современного советского фольклора.

 

 

56. Основные жанры советского фольклора.

 

Если судить по количеству сборников, вышедших в свет в 1930—1950-е  годы4, именно в сталинское время  «малые жанры» фольк­лора, и в первую очередь частушки, приобрели особую значимость. Можно допустить наличие прямой связи между сталинской политикой и пиком по­пулярности этих традиционных напевок в первой половине XX века5. Однако связь эта не обязательно компенсирующего свойства, сводимая к ответной реакции на индустриализацию и коллективизацию, что естественным образом породило огромное количество антисоветских и антисталинских сатирических народных текстов6. Анализ советского фольклора7 не может быть полным без рассмотрения его роли в подготовке массового читателя и слушателя к вос­приятию языковых и политических практик сталинизма, и роль смешного как компенсации страшного заслуживает пристального внимания.

Краткость и стилистическая незатейливость, легкая запоминаемость и те­матическая всеядность частушечных текстов сделали их особенно привле­кательными в глазах идеологов, видевших в создании нового, советского фольклора безграничное поле деятельности для легитимизации истинно на­родного статуса новой власти8 и народности9 как основного качества худо­жественного творчества масс. Применительно к частушкам народность следует понимать не просто как указание на тематику или стиль, но как де­персонализацию как автора, так и адресата, что, с одной стороны, является реализацией постулата о творческом потенциале народа, а с другой — повы­шает пропагандистскую эффективность текстов, предполагая высшую сте­пень аутентичности «творений народного гения», того самого нового субъекта нового общества, который творит одновременно и себя, и свой собственный язык, и свое отношение к реальности10. С точки зрения новой власти, субъект этот, житель новой советской деревни и сочинитель (реаль­ный или мнимый) новых советских частушек, воплощал в себе все качества, необходимые для формирования идеального гражданина: не очень грамот­ный, далекий от событий в городах, не умеющий «выразить словами» свои эмоции по поводу новой жизни, ибо «все это для него ново и загадочно, более загадочно, чем то, чем жили его предки»11, он с детским энтузиазмом готов заучивать и употреблять язык освободившей его власти, путая возвышенное с повседневным, судьбоносное с обыденным, абстрактное с конкретным, ме­тафорическое с буквальным12.

Русский  советский  фольклор представляет собой массовую форму народной

поэтической культуры эпохи социализма.  Своими корнями эта  культура  уходит

в вековые  народно - поэтические  традиции, она  вырастает  на  их  основе  и

является органическим и закономерным их продолжением  в  новых  исторических

условиях.  Особенности  советского  фольклора   тесно   связаны  с  историей

советского общества. В ходе борьбы за  Советскую  власть,  в  кровопролитных

битвах в гражданскую  и  великую  отечественную  войны  народное  поэтическое

творчество обогащалось  новыми чертами и новым  содержанием.   По   сравнению

с  традиционным  текст  в советском фольклоре  приобрел  более  устойчивое  и

самостоятельное значение, однако и здесь он  окончательно  не  закреплен  за

автором  и  не  канонизирован.  Поэтому  он  может   подвергаться   действию

фольклорных законов бытования.

      Расширилось   и  утеряло  свою  прежнюю   определенность  и  во   многом

наполнилось  новым  содержанием   само   понятие   «фольклор».   Оно   стало

применяться к тем  видам и формам непрофессионального  творчества,  в  основе

которых  лежит   коллективное  или  индивидуальное  начало,  продолжающее  и

развивающее традиции русского народного искусства.1

      В традиционном  фольклоре в советскую эпоху   протекали  живые  и  очень

сложные процессы, связанные  как с разными периодами  ее  истории,  так  и  с

внутренним развитием  ее жанров. Из массового бытования  постепенно  исчезало

все то, что было  обусловлено  исторически  преходящими  сторонами  народной

жизни (религиозные легенды, духовные  стихи,  некоторые  обряды  и  т.  д.).

Этот  процесс  не  всегда  был  последовательным.  В  определенных  условиях

отдельные исчезнувшие  жанры  или  определенные  традиции  вновь  оживали  и

становились продуктивными. Так, в годы Великой Отечественной  войны  широкое

распространение, в особенности на  русском  Севере,  получили  причитания  и

плачи-сказы. Между тем  они уже давно считались потерявшими  свое значение.

      Как  в годы  гражданской  войны,  так  и  позднее  возникновение   новых

произведений чаще всего  происходило  путем  переработки  старых.  Для  этого

использовались  известные  и  популярные  мотивы  и  тексты.   Раньше  всего

подвергались переработке  старые революционные песни и  солдатские песни,  как

наиболее близкие по  содержанию  к  событиям  первых  лет  жизни  Советского

государства.  Ротные и полковые поэты на  скорую  руку  подтекстовывали  под

старую популярную солдатскую мелодию  новые,  отвечающие  обстановке  слова.

Нередко объекты переделки  совпадали по обе стороны фронта. Например,  романс

«Белые акации» был  переделан в походную песню «Смело мы в бой пойдем».  Этот

же романс, но другими  словами, на тот же мотив пелся  и в белой армии.2

      Важнейшей  темой фольклора гражданской  войны является  непосредственное

изображение самой борьбы, ее участников  и  героев. В большинстве случаев

такие произведения построены  на совершенно конкретных  событиях  и  эпизодах

войны с интервентами и белой армией.

      Для   произведений  советского   фольклора   более   позднего   времени

характерно сочетание  личного с  общественным.  Основными  их  героями  стали

передовики труда 6 ударники, стахановцы и т. д. Среди этих  героев  и  люди,

прославившие  своими  подвигами  родину  :  летчики,  совершившие  небывалый

перелет, челюскинцы и  полярники, красноармейцы и  пограничники.  Задержавшие

шпионов и давшие отпор  врагу. В большинстве  случаев  они  имеют  конкретные

имена (Чкалов, Стаханов, паша ангелина, Кривонос и т. д.). Однако  при  всей

совей  конкретности  эти  имена  воплощают  в  себе  качества,  становящиеся

типическими  для  советских  людей  и  потому  открывающие  возможность  для

появления новых и  новых героев.

      С   трудовым   подъемом,   охватившем   всю   страну,   с   постепенно

складывающимся  новым  социалистическим  отношением  к   труду   связано   и

возникновение новых произведений  колхозной  деревни.  Рассказывая  о  новой

колхозной  жизни,  произведения  народного  творчества   нередко   стремятся

использовать традицию  старой  лирической  песни,  перерабатывают  отдельные

песенные сюжеты или  образы и  придают  им  новое  значение.  В  этом  смысле

показательна песня  «ты удайся, удайся, ленок» :

      В   ее  основе  лежит  старинная   хороводная  песня.   Рождение   таких

произведений   в    большинстве    случаев    связано    с    художественной

самодеятельностью, получившей в эти годы очень широкое развитие.

      Народное  искусство  в  годы  Великой   отечественной   войны   явилось

действенным оружием  в борьбе  с  немецко-фашистскими  захватчиками.  Ведущей

темой,  определяющей  содержание  фольклора, стал   патриотический   подвиг

советских людей в  борьбе за свободу и независимость  нашей родины.  Как  и  в

предыдущие периоды, возникновение  новых произведений шло по двум линиям :  с

одной  стороны,  были  заново   переосмыслены   и   перерабатывались  песни

профессиональных поэтов  и  произведения  советского  фольклора,  начиная  с

времен гражданской  войны; с другой  стороны,  появилось  большое  количество

оригинальных народных произведений.

      Песня,  ставшая в буквальном смысле  в годы войны одним из видов оружия,

прочно вошла в быт  советских воинов. Она сопровождала  их  на  всех  дорогах

войны, во всех событиях фронтовой  и  партизанской  жизни.  Особое  значение

русская и советская  песня  имела  на  оккупированной  врагом  территории,  а

также в фашистских лагерях смерти. Она поддерживала  дух советских людей,

укрепляла их волю и решимость  бороться до конца.

 

 

57.  Фольклор на современном этапе. Основные жанры и традиции.

 

Фольклор является развивающимся  явлением культуры, и это развитие естественным образом отражается на всех уровнях его системы (языковой, жанровой, образной и т.д.).

В основе современного фольклора  лежат фольклорные традиции, на которые  накладывается выработанная со временем современная система форм общерусской  культуры.

Соответственно, постфольклор представляет собой, с одной стороны, определенным образом переработанные архаические формы фольклорных произведений при частичном сохранении некоторого пласта архаических представлений, значимых символов, а также при структурной стабильности модели мира традиционной культуры.

С другой стороны —  это принципиально новая система  отражения народной культуры, ее формирование связано с выработкой новых мировоззренческих  установок, усилением индивидуалистических претензий на самовыражение, с вхождением в мир новых реалий, эталонов и ориентиров. «Значение духовного опыта народа определяется на современном этапе степенью его соответствия современным духовным потребностям народа» [1].

Столкновение разных культур, цивилизаций позволяет  обрести особое перевернутое видение мира, взгляд, направленный изнутри и извне одновременно. Отсюда фольклорная картина мира предстает как лента Мебиуса: не обессмысливается, не попадает в пустоту, а сопрягает в себе как сформированные внутри, так и пришедшие извне традиции.

Современный фольклор «связан  с массовой культурой и самодеятельным творчеством» [3]. Человек, будучи творцом  бытия, с одной стороны, выходит  за пределы традиционного фольклорного видения мира: создавая текст, обнаруживает новые смыслы, при этом модифицируя «классическую» систему символизации явлений окружающего мира. С другой стороны, он остается несвободным от традиционных представлений и образов, правил и законов тех фольклорных текстов, которые уже были созданы народом.

Стираются определенные архетипы, редуцируется смысловая нагруженность языкового инвентаря традиционного фольклора. Происходит семантическая деконструкция в народной культуре: современный фольклор оперирует традиционными образами-штампами, истинный смысл которых нередко утрачивается. Современное сознание, в отличие от архаического, продолжая ощущать символическую природу каких либо предметов или явлений действительности, может утрачивать содержание самого символа.

Жанровая система современного фольклора сохраняет свою структурную организацию только частично. Вследствие этого нередко имеет место имитация фольклорных текстов.

Фольклорная традиция определяет особую эстетическую переработку действительности: наделение актуальным смысловым  комплексом значимых предметов и  явлений окружающего мира. В рамках реализации эстетической функции в постфольклоре на первый план выходит коммуникативно-игровая, развлекательная функция. Современный фольклор становится игровым, и одно из проявлений игровой функции заключается в использовании культурных смыслов, которые постепенно превращаются в так называемые «симулякры». «Культурная модель порождает соответствующие тексты, особые языковые стереотипы и новые значения, трансформируются значения общеупотребительных слов и меняются их семантические связи» [6].

Система представления  фольклорных текстов обусловлена  особенностями понимания фольклорного слова. Исследователи отмечают такие  свойства слова в традиционном фольклоре, как блоковость, ассоциативность, диффузность, иерархичность и в то же время  стабильность семантики (Никитина С.Е., Хроленко А.Т. и др.). Оно имеет свойство преобразовывать текстовую семантику в системную, создавая устойчивую символизацию.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"