Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".
Меня маменька ругает, Тятька больше бережет: Как идешь с гулянья поздно, Он с поленом стережет.
Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения. Специфику частушки составляет ее стремление к афористичности. Вот пример афористической частушки:
Деньги — дело нажитое, По ним нечего тужить, А любовь — дело другое, Ею надо дорожить.
Яркое жанровое своеобразие проявляется в композиции частушек. Можно встретить частушки и одночастные, т. е. такие, содержание которых настолько цельно и монолитно, что частушку нельзя разделить на какие-нибудь части. Однако следует подчеркнуть, что подавляющее большинство частушек в композиционном отношении являются двухчастными: они состоят из двух более или менее самостоятельных в смысловом отношении I частей. Логическая и поэтическая связь между этими частями Щ может быть самой различной.
В отличие от традиционной
лирической песни, в частушке обязательна
рифма. В этом тоже обнаруживается влияние
литературной поэзии. В частушках
можно встретить самые
Например:
Купи, батюшка, румян,
Буду я румяниться;
Мое бледненько лицо
Никому не нравится.
Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двух-частотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.
Стих частушек — силлабо-тонический. Чаще всего в них t используется четырехстопный хорей. Но в живой практике бытования частушки не читаются, не декламируются, а поются. I Их ритм в напеве имеет музыкально-тактовую основу. Частушечная I строка имеет музыкально-тактовое измерение. Как правило, в ней I насчитывается восемь долей и ритм частушки определяется как восьмидольник.
1- По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от I музыкального наигрыша, под который они исполняются, обуслов-i лен видом пляски, которую они сопровождают. Так, довольно ^различны по своему ритму частушки, которые сопровождают я пляски «рязаночка», «цыганочка» «елецкая» и др.
Принцип логического, свободно- поэтического параллелизма как нельзя лучше отвечает реалистическим устремлениям частушки. Он не сковывает создающего частушку никакими канонами и условностями (что мы видели в песенном устойчивом, симво-лико-реальном параллелизме),, а дает возможность свободно использовать, втягивать в параллельные поэтические ряды
50. Возникновение народного русского театра.
История русского театра делится на несколько основных этапов.
Начальный, игрищный этап
зарождается в родовом
XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и
новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением
постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Термины «театр»,
«драма» вошли в русский
конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении
века –«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах
термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» –
«игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им
определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами
называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII
веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя
Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские»,
«пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и
ряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных
инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в
применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в
народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой
деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и
превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра –
драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища
превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного
творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в
поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на
родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга
разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они
отражали действительность и пользовались сходными приемами
выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием,
ряжением, лицедейством.
Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.
Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной
организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах
было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно
включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных
образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были
приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия
«русалии» определялось так: бесы в образе человеческом. А московский
«Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские».
Театральное
искусство народов нашей
и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство
культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой –
феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.
В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в
Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века
изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в
летописях скоморохи.
Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный,
народный.
2 Скоморошество
Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов.
Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами,
но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали
их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское
содержание.
Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки,
играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать
какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и
назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс
своей художественностью.
Параллельно
с народным театром
искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со
скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые
летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на
стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи
представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а
художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их
изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны
с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира.
Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и
в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.
Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной
идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов,
свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Церковные
поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегают
скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы
татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический
образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье
искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его
становилось все острее.В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету,
отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали
вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не
боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке –
придворный и школьный театр.
Новую страницу
в истории сценического
открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах,
существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы,
балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные
антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра
народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых
профессиональных театров входили талантливые любители – представители
демократической интеллигенции.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал
достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной
деятельности людей.
51. История и поэтика русской народной драмы.
Русская народная драма принадлежит к достаточно поздним жанрам фольклора. Основной репертуар дошедших до нас драїлатических произведений ( развитых пьес ) сложился в России в середине ХУШ - первой половине XIX века.
Позднее возникновение,
несомненные литературные влияния,
своеобразный стилевой облик создали
народной драме среди части исследовател
Подобный взгляд на народную
драму опирался на укрепившееся еще
в дореволюционной науке
К тому же, народная драма, как и народный театр в целом, благодаря своей сложности, полиэлементности, оказалась " на стыке " нескольких наук - литературоведения, театроведения, фольклористики и этнографии, что и определило своеобразные подходы к ней.
Показательно, что к ее изучению чаще обращались историки теат -ра и литературы (П.О.Морозов, Б.В.Варнеке, В.В.Каллаш, В.Н.Всеволод-ский-Гернгросс, В.Н.Перетц, В.Д.Кузьмина, П.Н.Берков), нежели этнографы и фольклористы (П.Г.Богатырев, В.Ю.Крупянскэя, Т.М.Акимова, В.Е.Гусев).
Большинство работ по
народной драме посвящено
В том же направлении работали и другие советские исследователи, авторы содержательных статей с названной проблематикой, основанных на новых записях локального характера (10,50,51).
Некоторое усиление интереса к русской народной драме в 1950-1960 годы стимулировалось капитальными трудами о происхождении и развитии различных форм обрядности и театрального искусства и их взаимосвязи (6, 7, 160, 211)'.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"