Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Меня маменька ругает, Тятька больше бережет: Как идешь  с гулянья поздно, Он с поленом  стережет.

Поэтический синтаксис  частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения. Специфику частушки составляет ее стремление к афористичности. Вот пример афористической частушки:

Деньги — дело нажитое, По ним нечего тужить, А любовь —  дело другое, Ею надо дорожить.

Яркое жанровое своеобразие  проявляется в композиции частушек. Можно встретить частушки и одночастные, т. е. такие, содержание которых настолько  цельно и монолитно, что частушку нельзя разделить на какие-нибудь части. Однако следует подчеркнуть, что подавляющее большинство частушек в композиционном отношении являются двухчастными: они состоят из двух более или менее самостоятельных в смысловом отношении I частей. Логическая и поэтическая связь между этими частями Щ может быть самой различной.

В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна  рифма. В этом тоже обнаруживается влияние  литературной поэзии. В частушках  можно встретить самые разнообразные  рифмы: парные (аабб), сплошные (аааа) и опоясывающие (абба). Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Например:

Купи, батюшка, румян,

Буду я румяниться;

Мое бледненько лицо

Никому не нравится.

Наличие в частушке рифмы  в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двух-частотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

Стих частушек — силлабо-тонический. Чаще всего в них t используется четырехстопный хорей. Но в живой практике бытования частушки не читаются, не декламируются, а поются. I Их ритм в напеве имеет музыкально-тактовую основу. Частушечная I строка имеет музыкально-тактовое измерение. Как правило, в ней I насчитывается восемь долей и ритм частушки определяется как восьмидольник.

1- По своей ритмике  частушки разнообразны. Ритм зависит  от I музыкального наигрыша, под который  они исполняются, обуслов-i лен  видом пляски, которую они сопровождают. Так, довольно ^различны по своему  ритму частушки, которые сопровождают я пляски «рязаночка», «цыганочка» «елецкая» и др.

Принцип логического, свободно- поэтического параллелизма как нельзя лучше отвечает реалистическим устремлениям частушки. Он не сковывает создающего частушку никакими канонами и условностями (что мы видели в песенном устойчивом, симво-лико-реальном параллелизме),, а дает возможность свободно использовать, втягивать в параллельные поэтические ряды

 

 

50. Возникновение народного русского театра.

 

История  русского  театра  делится  на   несколько   основных   этапов.

Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе  и  заканчивается  к

XVII веку, когда вместе  с  новым  периодом  русской   истории  начинается  и

новый,  более  зрелый  этап  в  развитии  театра,  завершаемый   учреждением

постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

    Термины «театр»,  «драма» вошли в русский словарь  лишь в  XVIII веке.  В

конце  XVII века  бытовал   термин   «комедия»,   а   на   всем   протяжении

века –«потеха» (Потешный чулан,  Потешная  палата).  В  народных  же  массах

термину  «театр»  предшествовал   термин   «позорище»,   термину   «драма» –

«игрище», «игра». В русском  средневековье были распространены синомичные  им

определения – «бесовские», или «сатанические»,  скоморошные  игры.  Потехами

называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в  XVI –  XVII

веках, и фейерверки. Потехами называли  и  воинские  занятия  молодого  царя

Петра I.  Термину  «игрище»  близок  термин  «игра»  («игры  скоморошеские»,

«пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу,  и

ряжение. Совершенно иное  значение  имеет  «игра»  в  отношении  музыкальных

инструментов: игра в  бубны, в сопели и т. д. Термины  «игрище»  и  «игра»  в

применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

    Русский театр  зародился в  глубокой  древности.  Его  истоки  уходят  в

народное   творчество –   обряды,   праздники,    связанные    с    трудовой

деятельностью. Со  временем  обряды  потеряли  свое  магическое  значение  и

превратились в  игры-представления.  В  них  зарождались  элементы  театра –

драматическое действие, ряженье,  диалог.  В  дальнейшем  простейшие  игрища

превратились в народные драмы;  они  создавались  в  процессе  коллективного

творчества  и хранились в народной  памяти,  переходя  из   поколения   в

поколение.

    В процессе  своего развития игрища  дифференцировались,  распадались  на

родственные  и  в  то  же  время  все  более  отдалявшиеся  друг  от   друга

разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что  все  они

отражали    действительность    и     пользовались     сходными     приемами

выразительности –  диалогом,  песней,   пляской,   музыкой,   маскированием,

ряжением, лицедейством.

    Игрища прививали  вкус к драматическому творчеству.

    Игрища  первоначально   были   прямым   отражением   родовой   общинной

организации: имели хороводный, хорический  характер.  В  хороводных  игрищах

было  органически  слито  хоровое  и   драматическое   творчество.   Обильно

включаемые  в  игрища  песни  и  диалоги  помогали  характеристике  игрищных

образов.  Игрищный  характер  имели  также  массовые   поминки,   они   были

приурочены к весне  и назывались «русалиями». В  XV веке  содержание  понятия

«русалии»  определялось  так:  бесы  в образе  человеческом.  А московский

«Азбуковник» 1694 года уже  определяет русалии как «игры  скоморошеские».

    Театральное  искусство народов нашей Родины  берет свое начало в  обрядах

и  играх,  ритуальных  действиях.  При  феодализме   театральное   искусство

культивировалось,  с  одной  стороны  «народными  массами»,  а  с   другой –

феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

    В   957 году   великая   княгиня   Ольга   знакомится   с   театром   в

Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети  XI века

изображены ипподромные  представления.  В  1068 году  впервые  упоминаются  в

летописях скоморохи.

    Киевской Руси  были известны театры трех  родов:  придворный,  церковный,

народный.

2 Скоморошество

    Старейшим   «театром»  были  игрища  народных   лицедеев –   скоморохов.

Скоморошество – явление  сложное. Скоморохов считали  своего  рода  волхвами,

но это ошибочно, ибо  скоморохи, участвуя в обрядах, не только  не  усиливали

их религиозно-магический характер,  а  наоборот  вносили  мирское,  светское

содержание.

    Скоморошить,  т. е.  петь,  плясать,  балагурить,  разыгрывать  сценки,

играть на  музыкальных  инструментах  и  лицедействовать,  т. е.  изображать

какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился  и

назывался только тот, чье  искусство выделялось над  уровнем  искусства  масс

своей художественностью.

    Параллельно  с народным театром развивалось  профессиональное театральное

искусство,  носителями  которого  в  Древней   Руси   были   скоморохи.   Со

скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.  Первые

летописные сведения о  скоморохах  совпадают  по  времени  с  появлением  на

стенах   Киево-Софийского    собора    фресок,    изображавших    скоморошьи

представления. Монах-летописец  называет скоморохов служителями  дьяволов,  а

художник,  расписывавший  стены   собора,   счел   возможным   включить   их

изображение в церковные  украшения наряду с иконами. Скоморохи  были  связаны

с массами,  и  одним  из  видов  их  искусства  был  «глум»,  т. е.  сатира.

Скоморохов именуют  «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка,  сатира  и

в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

    Мирское искусство   скоморохов  было  враждебно   церкви  и клерикальной

идеологии. О ненависти, которую питали церковники  к  искусству  скоморохов,

свидетельствуют  записи  летописцев  («Повесть  временных  лет»).  Церковные

поучения XI-XII веков  объявляют  грехом  и  ряжения,  к  которым  прибегают

скоморохи. Особенно сильному преследованию  скоморохи  подвергались  в  годы

татарского ига, когда  церковь  стала  усиленно  проповедовать  аскетический

образ  жизни.  Никакие  преследования  не  искоренили  в  народе  скоморошье

искусство. Наоборот,  оно  успешно  развивалось,  а  сатирическое  жало  его

становилось все острее.В  XVII веке  сложились  первые  устные  драмы,  простые   по   сюжету,

отражающие народные настроения. Кукольная  комедия  о  Петрушке  (его  звали

вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях  ловкого  весельчака,  не

боящегося ничего  на  свете.  По-настоящему  театр  появился  в  XVII веке –

придворный и школьный театр.

 Новую страницу  в истории сценического искусства   народов  нашей  Родины

открывали  крепостной  и  любительские  театры.   В   крепостных   труппах,

существовавших с конца XVIII века,  ставились  водевили,  комические  оперы,

балеты. На  основе  крепостных  театров  в  ряде  городов  возникли  частные

антрепризы. Благотворное влияние на  формирование  профессионального  театра

народов нашей Родины оказало русское театральное  искусство. В труппы  первых

профессиональных  театров  входили  талантливые   любители –   представители

демократической интеллигенции.

    Театр в   России  в  XVIII веке  приобрел  огромную  популярность,  стал

достоянием  широких  масс,   еще   одной   общедоступной   сферой   духовной

деятельности людей.

 

 

 

51. История и поэтика русской народной драмы.

 

Русская народная драма  принадлежит к достаточно поздним  жанрам фольклора. Основной репертуар дошедших до нас драїлатических произведений ( развитых пьес ) сложился в России в середине ХУШ - первой половине XIX века.

Позднее возникновение, несомненные литературные влияния, своеобразный стилевой облик создали  народной драме среди части исследователей репутацию нетрадиционного и даже нефольклорного искусства ( 25 ).

Подобный взгляд на народную драму опирался на укрепившееся еще  в дореволюционной науке представление  о "спускании? ее сюжетов в народную среду из литературы, а не формировании их, как мы постараемся доказать, в русле фольклорной традиции.

К тому же, народная драма, как и народный театр в целом, благодаря своей сложности, полиэлементности, оказалась " на стыке " нескольких наук - литературоведения, театроведения, фольклористики и этнографии, что и определило своеобразные подходы к ней.

Показательно, что к  ее изучению чаще обращались историки теат -ра и литературы (П.О.Морозов, Б.В.Варнеке, В.В.Каллаш, В.Н.Всеволод-ский-Гернгросс, В.Н.Перетц, В.Д.Кузьмина, П.Н.Берков), нежели этнографы и фольклористы (П.Г.Богатырев, В.Ю.Крупянскэя, Т.М.Акимова, В.Е.Гусев).

Большинство работ по народной драме посвящено преимущественно  выяснению ее генезиса, исторического  развития и судеб, а так же среды  ее бытования, истории отдельных  сюжетов. Эти вопросы находятся в центре внимания в трудах В.Ю.Крупянской ( 113,115 ), В.Н.Все-володского-Гернгроссэ (60 ), В.Е.Гусева ( 77 ).

В том же направлении  работали и другие советские исследователи, авторы содержательных статей с названной  проблематикой, основанных на новых записях локального характера (10,50,51).

Некоторое усиление интереса к русской народной драме в 1950-1960 годы стимулировалось капитальными трудами о происхождении и  развитии различных форм обрядности и театрального искусства и их взаимосвязи (6, 7, 160, 211)'.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"