Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ логистической информационной системы конкретного предприятия.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи.
Задача первого раздела – изучить и изложить теоретические основы темы. Дать понятие информационных потоков, их видов, раскрыть сущность логистической информационной системы, изучить принципы её построения и рассмотреть основные модели логистических информационных систем с применением интернет – технологий.
Введение……………………………………………………………………
2
Теоретические основы организации логистической
информационной системы………..………………………………………
4
Информационные потоки и их виды………………………………
4
Сущность логистической информационной системы и принципы её построения………………………………………………………………
7
1.3 Методы совершенствования логистических информационных систем…………………………..…………………………………………..
12
2. Анализ организации логистической информационной системы ЗАО «Энерготехномаш»…………………………………………………..
17
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности предприятия…….
17
2.2 Анализ текущего состояния логистической информационной системы ЗАО «Энерготехномаш»………….……………………………..
22
3. Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»………………………………….….
30
3.1 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию логистической информационной системы……………………………….
30
3.2 Экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий и рекомендаций по совершенствованию………………….
34
Заключение…………………………………………………………………
37
Список используемой литературы………………………………………..
В зависимости от направления по отношению к логистической системе информационные потоки бывают входными или выходными.
В зависимости от носителя информации бывают – бумажные, электронные, смешанные.
В зависимости от плотности подразделяются на малоинтенсивные (до 1Мбит/с), среднеинтенсивные (1-2 Мбит/с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с).
В зависимости от периодичности информационные потоки бывают - регулярные, оперативные, случайные, on-line, off-line. Регулярные информационные потоки соответствуют регламентированной во времени передаче данных. Периодические - с жестким ограничением на время передачи. Оперативные потоки обеспечивают связь между абонентами в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line». Случайные потоки возникают по определенному случаю, без определённой периодичности.
Информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов, это приводит к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков.
Таким образом, основное назначение
логистических информационных потоков
на предприятии – это обеспечение
эффективного функционирования всех существующих
на предприятии логистических
и принципы её построения.
В современных условиях возрастают требования к качеству процессов продвижения материальных потоков продукции от поставщика через производство к потребителю. В механизме, обеспечивающем функционирование материальных потоков должна быть максимальная согласованность всех отдельных звеньев, через которые проходят потоки. Такую согласованность обеспечивают информационные системы, которые как центральная нервная система у человека, способна быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Поэтому в современных условиях управление материальными потоками осуществляется с использованием информационных логистических систем, которые представляют собой автоматизированные системы управления материальными потоками.
А.М. Гаджинский определяет информационную систему в логистике как, « определённым образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы».11
Как и любая другая система, логистическая информационная система состоит из совокупности упорядоченно взаимосвязанных элементов, обладающих определенными качествами, и может подразделяться на подсистемы.
Наиболее часто информационные системы подразделяются на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема включает в себя совокупность задач, сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированы на основные цели логистической системы: реализация необходимых объемов доставки продукции в нужное место и в установленные сроки, обеспечение необходимого качества услуг, поддержание на должном уровне запасов и т.д.
Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:
- техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации;
- информационное обеспечение – справочники, классификаторы, кодификатор и т. д.;
- математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение.
Информационно-техническое
обеспечение логистических
В соответствии с системным подходом при проектировании систем существует определенная последовательность действий: вначале определяют цель функционирования системы, затем формулируют требования к ней, затем формируют ориентировочно некоторые подсистемы, на которых в итоге синтезируют систему, используя при этом критерии выбора.
К информационным системам в логистике предъявляются следующие требования:
- стандартизованные технические
интерфейсы и протоколы
- актуальность информации;
- обеспечение информационной потребности руководителей;
- необходимость и достаточность информации;
- возможность
для партнеров доступа к
- обеспечение информационной связи между подразделениями;
- объединение существующих
систем банков данных и
- однократная
безошибочная регистрация
- организация
селективного
- обработка или архивация данных в момент и месте возникновения;
- обязательность передачи информации;
- открытость архитектуры системы.
На уровне отдельного предприятия информационные логистические системы подразделяются на три группы.
Информационная логистическая
система соответствует
- первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция.
- второй уровень – участок, цех, склад, где размещаются рабочие места и происходит транспортировка грузов.
- третий уровень – система транспорта и перемещения грузов, охватывающая цепь событий от отгрузки сырья до поставки готовой продукции.
Информация, поступающая из этих трех уровней, интегрируется в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальная интеграция обеспечивает связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.13
Принципы построения логистических информационных систем.
Построение информационных логистических систем основано на следующих принципах:
- система должна быть построена таким образом, чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование учитывали потребности всех подразделений предприятия.
- информационная система должна обеспечить необходимые взаимосвязи предприятия с поставщиками, клиентами и всеми пунктами отправок, промежуточного складирования и потребления.
- обмен информации между уровнями логистической системы должен быть минимальным, но обеспечивать потребность управления.
- характер информации должен быть сориентирован на конкретного потребителя в системе управления.
- при построении системы должен учитываться принцип аппаратных и программных моделей.
- важным требованием является упрощение и стандартизация используемой в системе документации.
При создании плановых информационных
систем должно обеспечиваться планирование
в цепи «сбыт-производство-снабжение»,
с выдачей необходимых
При создании диспозитивных (диспетчерских) и исполнительных систем должно обеспечиваться детализация намеченных планов, которые выполняются на отдельных производственных участках, цехах, складах, а также конкретных рабочих местах.
Информационные логистические системы могут быть созданы на предприятии, охватывать регион, функционировать в рациональном масштабе.
Создание и внедрение логистических информационных систем дает следующие выгоды:
- сокращение времени прохождения процесса, т.к. можно заранее оптимизировать ход последующих транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных и производственных процессов за счет опережающего информационного потока;
- снижение запасов в результате снижения рисков, т.к. своевременная надежная информация снижает риски, в итоге можно фактические запасы частично заменить информацией о запасах;
- рациональное использование ресурсов, т.к. своевременная информация позволяет более рационально распорядиться существующими мощностями (транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, персоналом);
- повышение качества
логистического процесса, за счет
информационной прозрачности, которая
позволяет организовать
- сокращение потребления бумаги, т.к. при сквозном прохождении информации от одной системы к другой отпадает необходимость многократной регистрации данных;
- сокращение ошибок, т.к. при существовании электронного обмена данными между информационными системами партнёров актуализация данных ограничивается одним только местом ввода данных;
- сокращение затрат на актуализацию данных, возможно за счет того, что однажды зарегистрированные в системе данные можно использовать как для расчетов, так и для создания документов.
логистических информационных систем.
Современное состояние логистики
и её развитие сформировалось благодаря
бурному развитию и внедрению
во все сферы бизнеса
Широкое проникновение логистики
в сферу управления производством
в существенной степени обязано
компьютеризации управления материальными
потоками. Компьютер стал повседневным
орудием труда для работников
самых разнообразных
Программное обеспечение
компьютеров позволяет
Электронный обмен данными
─ процесс, который позволяет
с помощью компьютеров наладить
связь между организациями, заключить
сделку с помощью глобальных и
локальных вычислительных сетей, которые
непосредственно организуют взаимодействие
компьютеров различных
Одним из направлений оптимизации логистической информационной системы на предприятии является использование Интернет-технологий, как для совершенствования организации внутренних информационных потоков, так и для вывода на новый уровень информационных взаимодействий с поставщиками, потребителями, посредниками, то есть для оптимизации входных и выходных информационных потоков.
Российские специалисты в области Интернет-технологий определяют электронный бизнес как «..любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью получения прибыли», с этой точки зрения офлайновый (традиционный) бизнес понимается как деловая активность с целью извлечения прибыли без применения Интернет-технологий.14