Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ логистической информационной системы конкретного предприятия.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи.
Задача первого раздела – изучить и изложить теоретические основы темы. Дать понятие информационных потоков, их видов, раскрыть сущность логистической информационной системы, изучить принципы её построения и рассмотреть основные модели логистических информационных систем с применением интернет – технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
2
Теоретические основы организации логистической
информационной системы………..………………………………………

4
Информационные потоки и их виды………………………………
4
Сущность логистической информационной системы и принципы её построения………………………………………………………………

7
1.3 Методы совершенствования логистических информационных систем…………………………..…………………………………………..

12
2. Анализ организации логистической информационной системы ЗАО «Энерготехномаш»…………………………………………………..

17
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности предприятия…….
17
2.2 Анализ текущего состояния логистической информационной системы ЗАО «Энерготехномаш»………….……………………………..

22
3. Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»………………………………….….

30
3.1 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию логистической информационной системы……………………………….

30
3.2 Экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий и рекомендаций по совершенствованию………………….

34
Заключение…………………………………………………………………
37
Список используемой литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kurslogist_posl_var.docx

— 114.61 Кб (Скачать файл)

В зависимости от направления  по отношению к логистической  системе информационные потоки бывают входными или выходными.

В зависимости от носителя информации бывают – бумажные, электронные, смешанные.

В зависимости от плотности  подразделяются на малоинтенсивные (до 1Мбит/с), среднеинтенсивные (1-2 Мбит/с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с).

В зависимости от периодичности  информационные потоки бывают - регулярные, оперативные, случайные, on-line, off-line. Регулярные информационные потоки соответствуют регламентированной во времени передаче данных. Периодические - с жестким ограничением на время передачи. Оперативные потоки обеспечивают связь между абонентами в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line». Случайные потоки возникают по определенному случаю, без определённой периодичности.

Информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов, это приводит к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков.

Таким образом, основное назначение логистических информационных потоков  на предприятии – это обеспечение  эффективного функционирования всех существующих на предприятии логистических систем.

 

    1. Сущность логистической информационной системы

и принципы её построения.

 

В современных условиях возрастают требования к качеству процессов  продвижения материальных потоков  продукции от поставщика через производство к потребителю. В механизме, обеспечивающем функционирование материальных потоков должна быть максимальная согласованность всех отдельных звеньев, через которые проходят потоки. Такую согласованность обеспечивают информационные системы, которые как центральная нервная система у человека, способна быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Поэтому в современных условиях управление материальными потоками осуществляется с использованием информационных логистических систем, которые представляют собой автоматизированные системы управления материальными потоками.

А.М. Гаджинский определяет информационную систему в логистике  как, « определённым образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных  средств вычислительной техники, различных  справочников, необходимых средств  программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы».11

Как и любая другая система, логистическая информационная система  состоит из совокупности упорядоченно взаимосвязанных элементов, обладающих определенными качествами, и может  подразделяться на подсистемы.

Наиболее часто информационные системы подразделяются на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема включает в себя совокупность задач, сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированы на основные цели логистической системы: реализация необходимых объемов доставки продукции в нужное место и в установленные сроки, обеспечение необходимого качества услуг, поддержание на должном уровне запасов и т.д.

Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:

- техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации;

- информационное обеспечение – справочники, классификаторы, кодификатор и т. д.;

- математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение.

Информационно-техническое  обеспечение логистических систем отличается от других не характером информации и набором технических средств, которые используются для обработки информации, а методами и принципами, используемыми для их построения.12

В соответствии с системным  подходом при проектировании систем существует определенная последовательность действий: вначале определяют цель функционирования системы, затем формулируют  требования к ней, затем формируют  ориентировочно некоторые подсистемы, на которых в итоге синтезируют  систему, используя при этом критерии выбора.

К информационным системам в логистике предъявляются следующие требования:

-  стандартизованные технические  интерфейсы и протоколы передачи  данных;

-     актуальность информации;

-     обеспечение информационной потребности руководителей;

-     необходимость и достаточность информации;

-     возможность  для партнеров доступа к прикладным  программам;

-     обеспечение информационной связи между подразделениями;

-    объединение существующих  систем банков данных и возможность  для партнеров доступа к ним;

-     однократная  безошибочная регистрация данных;

-     организация  селективного санкционированного  доступа к данным;

-     обработка  или архивация данных в момент  и месте возникновения;

-     обязательность передачи информации;

-     открытость  архитектуры системы.

На уровне отдельного предприятия  информационные логистические системы  подразделяются на три группы.

  1. Плановые информационные системы – это системы созданные на высшем уровне управления логистических систем, они служат для подготовки и принятия решений стратегического характера: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами и резервами и т.д.
  2. Диспозитивные или диспетчерские системы создаются для управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы этих логистических систем, т.е. для управления запасами на складах и в цехах, управления транспортом, отбора и комплектования грузов, учета отправленных товаров и др.
  3. Исполнительные или оперативные системы создаются на базе тех или иных органов управления и призваны решать задачи, связанные с оперативным управлением материальными потоками, контролем выполнения планов и графиков их движения, управлением перемещениями грузов и др.

Информационная логистическая  система соответствует иерархической  структуре системы управления предприятием (организационная структура) и включает три уровня:

- первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция.

- второй уровень – участок, цех, склад, где размещаются рабочие места и происходит транспортировка грузов.

- третий уровень – система транспорта и перемещения грузов, охватывающая цепь событий от отгрузки сырья до поставки готовой продукции.

Информация, поступающая из этих трех уровней, интегрируется в единую информационную систему. Различают  вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальная интеграция обеспечивает связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.13

Принципы построения логистических  информационных систем.

Построение информационных логистических систем основано на следующих принципах:

-  система должна быть построена таким образом, чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование учитывали потребности всех подразделений предприятия.

-      информационная система должна обеспечить необходимые взаимосвязи предприятия с поставщиками, клиентами и всеми пунктами отправок, промежуточного складирования и потребления.

-     обмен информации между уровнями логистической системы должен быть минимальным, но обеспечивать потребность управления.

-  характер информации должен быть сориентирован на конкретного потребителя в системе управления.

-   при построении системы должен учитываться принцип аппаратных и программных моделей.

-    важным требованием является упрощение и стандартизация используемой в системе документации.

При создании плановых информационных систем должно обеспечиваться планирование в цепи «сбыт-производство-снабжение», с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Таким  образом, плановые системы связывают  логистическую систему предприятия  с внешней средой, вводит её в  совокупный материальный поток.

При создании диспозитивных (диспетчерских) и исполнительных систем должно обеспечиваться детализация  намеченных планов, которые выполняются  на отдельных производственных участках, цехах, складах, а также конкретных рабочих местах.

Информационные логистические  системы могут быть созданы на предприятии, охватывать регион, функционировать  в рациональном масштабе.

Создание и внедрение  логистических информационных систем дает следующие выгоды:

- сокращение времени прохождения процесса, т.к. можно заранее оптимизировать ход последующих транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных и производственных процессов за счет опережающего информационного потока;

- снижение запасов в результате снижения рисков, т.к. своевременная надежная информация снижает риски, в итоге можно фактические запасы частично заменить информацией о запасах;

- рациональное использование ресурсов, т.к. своевременная информация позволяет более рационально распорядиться существующими мощностями (транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, персоналом);

-  повышение качества  логистического процесса, за счет  информационной прозрачности, которая  позволяет организовать соблюдение  согласованных сроков и лучше  реагировать на обнаруженные  сбои;

- сокращение потребления бумаги, т.к. при сквозном прохождении информации от одной системы к другой отпадает необходимость многократной регистрации данных;

-  сокращение  ошибок,  т.к. при  существовании электронного обмена данными между информационными системами партнёров актуализация данных ограничивается одним только местом ввода данных;

- сокращение затрат на актуализацию данных, возможно за счет того, что однажды зарегистрированные в системе данные можно использовать как для расчетов, так и для создания документов.

 

 

    1. Методы совершенствования и оптимизации

логистических информационных систем.

 

Современное состояние логистики  и её развитие сформировалось благодаря  бурному развитию и внедрению  во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства  логистических систем была бы невозможна без использования быстродействующих  компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и  информационно-программного обеспечения.

Широкое проникновение логистики  в сферу управления производством  в существенной степени обязано  компьютеризации управления материальными  потоками. Компьютер стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей.

 Программное обеспечение  компьютеров позволяет оптимизировать  на каждом рабочем месте решение  сложных задач по обработке  информации, это позволяет с системных  позиций подходить к управлению  материальными потоками, обеспечивая  обработку и взаимный обмен  большими объёмами информации  между различными участниками  логистического процесса.

Электронный обмен данными  ─ процесс, который позволяет  с помощью компьютеров наладить связь между организациями, заключить  сделку с помощью глобальных и  локальных вычислительных сетей, которые  непосредственно организуют взаимодействие компьютеров различных организаций. Электронный обмен данными является одним из методов оптимизации  функционирования логистических информационных систем.

Одним из направлений оптимизации  логистической информационной системы на предприятии является использование Интернет-технологий, как для совершенствования организации внутренних информационных потоков, так и для вывода на новый уровень информационных взаимодействий с поставщиками, потребителями, посредниками, то есть для оптимизации входных и выходных информационных потоков.

Российские специалисты в области Интернет-технологий определяют электронный бизнес как «..любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью получения прибыли», с этой точки зрения офлайновый (традиционный) бизнес понимается как деловая активность с целью извлечения прибыли без применения Интернет-технологий.14

Информация о работе Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»