Анализ мнений, предпочтений и поведения потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек ежедневно выступает в роли потребителя, так как постоянно покупает различные товары и пользуется услугами для поддержания своего существования. Рыночная экономика поставила потребителя в центр интересов производителя. Все участники рыночной экономики сегодня являются либо поставщиками, либо потребителями разнообразных продуктов. Поэтому работа на рынке ориентирована на потребителя.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4 - Состав и структура товарооборота

№ п/пТоварные группы2007 г2008 г2009 г2009 г к 2007 г, %Тыс. руб.%Тыс. руб.%Тыс. руб.%1.Выручка от продажи товаров, тыс. руб.435601004957010056889100130,62.В т.ч. - продовольственные товары:3.Хлебобулочные изделия10410,823,911946,424,113482,723,7129,54.Мясо и мясопродукты9626,822,110905,422,012344,921,7128,25.Рыба и рыбопродукты4051,19,34709,19,55347,69,4132,06.Молочная продукция7753,717,88972,218,110353,818,2133,57.Алкогольная продукция10628,624,412342,924,914336,025,2134,98.Непродовольственные товары1089,02,5694,01,41024,01,894,0

В структуре товарооборота примерно одинаковый удельный вес занимают алкогольная продукция, хлебобулочные изделия и мясопродукты. Самый большой удельный вес за весь рассматриваемый период имеет алкогольная продукция (в 2007 году он составил 24,4%, а в 2009 году - 25,2%). Из продовольственных товаров самый маленький удельный вес занимает рыба и рыбопродукты (в 2007 году - 9,3%, в 2009 году - 9,4%).

Далее проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии. Обратимся к таблице 5.

 

 

Таблица 5 - Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии

№ п/пПоказатели2007г.2008г2009г2009г. к 2007г., %1234561.Выручка от продажи товаров, тыс. руб.435604957056889130,62.Среднесписочная численность работников, чел.252727108,03.Фонд оплаты труда, тыс. руб.1739,92413,22749,4158,04.Уровень фонда оплаты труда в % к выручке, %4,04,94,8*5.Среднегодовая оплата труда 1 работника, всего тыс. руб.69,689,4101,8146,36.Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб.25,0420,520,782,77.Прибыль ( убыток) от продаж, тыс. руб.8158,38262,910197,9125,08.Валовой доход, всего тыс. руб.130301543018721143,79.Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда, руб.7,56,46,890,710.Приходится в расчете на одного работника, тыс. руб.:11.- выручки от продажи товаров1742,41835,92107,0120,912.- прибыли326,3306,0377,7115,813.- валового дохода521,2571,5693,4133,0

Численность работников в 2009 году увеличилась на два человека, по сравнению с 2007 годом. Товарооборот на одного работника значительно вырос (на 20,9%). Прибыль и валовой доход также возросли в расчете на 1 работника, что говорит об эффективном использовании персонала предприятия.

Рассмотрим эффективность использования основных производственных фондов в магазине «Экономная семья №9». Обратимся к таблице 6.

 

 

Таблица 6 - Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования

№ п/пПоказатели2007г.2008г2009г2009г. к 2007г., %1.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.261502845329930114,52.Выручка от продажи товаров, тыс. руб.435604957056889130,63.Площадь магазина, кв. м500500500100,04.Фондооснащенность, тыс. руб./чел.10461053,81108,5106,05.Фондоотдача руб.1,671,741,90113,86.Выручка от продажи товаров, тыс. руб. в расчете на 1 кв. м. площади87,199,1113,8130,77.Прибыль на 1 кв. м. площади13,113,216,3124,48.Рентабельность основных фондов, %25,023,227,3*

Фондооснащенность увеличилась на 6%, что связано с увеличением стоимости основных средств. Фондоотдача выросла на 13,8%. Это говорит о том, что основные средства используются эффективно. Данный вывод подтверждается ростом остальных показателей, в том числе рентабельностью основных производственных фондов. Она выросла в 2009 году на 2,7% по сравнению с 2007 годом.

 

 

3. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ  МНЕНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

.1 Изучение и сегментирование  рынка потребителей

 

Покупателями изучаемого магазина «Экономная семья №9» являются жители данного района. В большинстве своем это пенсионеры, покупатели со средним или невысоким материальным достатком.

Магазин предлагает своим покупателям доступные по цене товары, которые имеют хорошее качество и удовлетворяют потребности покупателей.

Самым большим спросом среди всех представляемых магазином товарных групп пользуются следующие группы: алкогольная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, мясная продукция, молоко и молочная продукция.

Если говорить о целевом рынке, то его можно охарактеризовать как рынок покупателя, так как в данном случае он имеет более сильное влияние, чем рынок продавца, или иначе изучаемого магазина.

При изучении покупателей данного предприятия посредством длительного наблюдения, было выявлено, что по темпераменту покупатели в большей части сангвиники, меньше холериков, флегматиков, самая маленькая доля приходится на меланхоликов.

С точки зрения психографики было выявлено, что большинство из них «круги» и «прямоугольники», меньше «квадратов», «треугольников», совсем мало «зигзагов».

Также анализируя покупателей магазина «Экономная семья» с точки зрения особенностей восприятия информации, можно отметить следующее: большая часть покупателей - кинестетики, немного меньше среди потребителей аудиалов, самая незначительная доля приходится на визуалов.

Далее проведем сегментацию рынка потребителей данного магазина. Сегментация отдельных покупателей позволит проанализировать их потребности и разработать эффективные мероприятия, направленные на усиление конкурентных преимуществ рассматриваемого предприятия. В качестве критериев сегментации выделяют следующие:

ØГеографический. При сегментировании рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать группы покупателей с одинаковыми или похожими потребительскими предпочтениями, определяющимися общностью проживания на данной территории.

В нашем случае покупатели изучаемого магазина являются жителями данного района.

ØДемографический. При сегментировании рынка потребительских товаров по демографическим признакам наиболее часто выделяются отдельные группы покупателей с учетом таких переменных, как пол, возраст, состав семьи.

если рассматривать покупателей данного магазина с точки зрения возраста, то большинство покупателей пенсионного, зрелого и среднего возраста. По половому признаку большее число покупателей женского пола.

ØСоциально-экономический. Предполагает деление потребителей по уровню доходов.

В рассматриваемом магазине потребители с низким и средним уровнем дохода.

ØПсихографический. Деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.

Покупатели предпочитают совершать покупки в основном только тех товаров, которые уже им хорошо известны, и которым они доверяют, т.е. традиционным.

ØПоведенческий. При сегментировании рынка по поведенческим признакам выделяют группы покупателей в зависимости от их знаний, отношений, характера использования и реакции на данный товар.

В магазине «Экономная семья» покупатели самостоятельно изучают товары, отдают свое предпочтение в пользу того или иного продукта, основываясь на авторитете фирмы-производителя, в зависимости от марки товара. Также смотрят на сроки реализации товара. В редких случаях покупатели просят консультации у продавцов.

Простая группировка и классификация потребителей по социально-демографическим признакам упорядочила результаты анкетирования. Из числа опрошенных нами респондентов 61% приходился на представительниц женского пола и 39% - на мужчин (см. рисунок 6). То есть среди покупателей в большей степени преобладали женщины.

 

Рисунок 6 - Распределение респондентов по полу

 

Наиболее представительные возрастные группы составили респонденты 46-55 лет (22%), 56-65 лет (25,5%) и старше 66 лет (24%) (см. рисунок 7).

потребитель магазин мнение предпочтение

 

Рисунок 7 - Распределение респондентов по возрасту

 

По уровню среднемесячных доходов на семью данные распределились следующим образом: 61% приходится на среднемесячный доход в размере 5001-10000 рублей, а самый низкий процент приходится на уровень доходов свыше 20000 рублей (см. рисунок 8).

 

Рисунок 8 - Распределение респондентов по среднемесячному доходу на семью

 

Если отобрать из полученных в результате опроса данных наиболее общие результаты, то можно выделить основные сегменты по социально-экономическому признаку:

сегмент - работающие люди с разным уровнем достатка (45%);

сегмент - учащиеся без собственных денежных средств(8%);

сегмент - люди пенсионного возраста с различным уровнем достатка(47%).

Следует отметить, что сам принцип сегментирования не совсем эффективен для лучшего удовлетворения запросов потребителей, так как факторов, влияющих на поведение потребителей, можно выделить очень много. Нужно стараться использовать и другие особенности потребителей, когда они играют важную роль.

Предлагая качественные, необходимые покупателям товары, зная потребности покупателей, а также учитывая результаты сегментации, у магазина появляется возможность увеличить объемы продаж товаров и составить конкуренцию подобным предприятиям по рассмотренным сегментам.

 

3.2 Исследование мнений  и предпочтений покупателей

 

Для исследования мнений и предпочтений потребителей выберем из продаваемых магазином товаров хлебобулочные изделия. Данная группа продуктов питания пользуется ежедневным спросом и занимает большой удельный вес в структуре товарооборота рассматриваемого магазина.

Ассортимент данной товарной группы достаточно разнообразный. Товары этой группы имеют хорошее качество. Сравним самые популярные у покупателей виды хлеба - батон нарезной высший сорт и хлеб «Дарницкий» следующих производителей: ООО «Кировхлебпром», ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат», ООО «Хлебный город», ОАО «Слободской хлебокомбинат» (выводы на основании наблюдения за покупателями).

Рассчитаем долю данных видов хлеба по каждому хлебокомбинату в общем товарообороте магазина в среднем за один рабочий день.

 

Таблица 7 - Структура ассортимента хлебобулочных изделий магазина «Экономная семья» за 1 день

ПроизводителиБатон нарезной высший сортХлеб «Дарницкий»Розничная цена, руб.Количество, штукВыручка от реализации, руб.Удельный вес, %Розничная цена, руб.Количество, штукВыручка от реализации, руб.Удельный вес, %ООО «Кировхлебпром»16.50821353,033,116.70831386,134,6ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат»15.50751162,530,215.40701078,029,2ООО «Хлебный город»16.3035570,514,114.0040560,016,7ОАО «Слободской хлебокомбинат»16.5056924,022,615.5047728,519,5Сумма-2484010,0100,0-2403752,6100,0

Анализируя данные таблицы 12, можем сделать вывод о том, что наибольший удельный вес среди производителей нарезного батона высшего сорта имеет ООО «Кировхлебпром» - 33,1%, чуть меньше (30,2%) у ОАО «Кирово-Чепецкого хлебокомбината, самый маленький удельный вес в данной структуре занимает хлеб производителя ООО «Хлебный город» - 14,1%. Если рассматривать хлеб «Дарницкий», то наибольший удельный вес также приходится на ООО «Кировхлебпром» - 34,6%, самый маленький у ООО «Хлебный город» - 16,7%.

Для сбора информации о потребителях данных видов хлеба мы использовали следующие методы: метод наблюдения и опрос.

Для более полного изучения потребителей хлебобулочной продукции мы использовали опрос населения города Кирова. Для его проведения был разработан специальный опросный лист (см. приложение 1).

Метод опроса был выбран как наименее затратный, гибкий в проведении, предоставляющий возможность выявить суждения, привычки покупателей и другие невоспринимаемые обстоятельства. А также полученные данные легко поддаются статистической обработке.

При проектировании выборочного исследования необходимо было правильно определить численность выборочной совокупности, которая с определенной вероятностью обеспечивает заданную точность результатов опроса.

Определим минимальное количество респондентов по формуле

 

 

Где n - размер выборки, человек;- объем генеральной совокупности, человек;

? - предельная ошибка выборки (5%);- доля признака в общей совокупности  наблюдений;- статистика Стьюдента  при заданном уровне значимости (при уровне значимости 0,95, ошибка  выборки не более 5%, t=1,96).

Так как у нас отсутствует информация о доле признака в общей совокупности наблюдений (p), то при расчете возьмем это значение таким, чтобы оно максимально увеличивало размер выборки. Это получится в том случае, когда значение знаменателя будет меньшим, поэтому

 

 

Таким образом, размер выборки будет максимален в том случае, если доля признака в общей совокупности наблюдений составит 50%.

В нашем случае было очень сложно определить объем генеральной совокупности из-за отсутствия необходимой информации в свободном доступе. Поэтому мы воспользовались тем же принципом, который был использован при определении доли признака в общей совокупности. Данное решение можно обосновать тем, что количество потенциальных клиентов превышает значение 100000, а при величинах ?=5% и t=1,96 влиянием данного показателя можно пренебречь. Подставим полученные значения в формулу (3)

 

 

Следовательно, для проведения достоверного исследования необходимо было опросить 385 человек (см. приложение 1).

При анализировании результатов опроса респондентов были получены следующие результаты.

На вопрос «Укажите из нижеперечисленных производителей хлебобулочных изделий того, кто Вам больше всех известен или чью продукцию Вы приобретаете чаще других?» были получены следующие ответы:

ООО «Кировхлебпром» - 128 человек (33,2%);

.1.ОАО «Кирово-Чепецкий  хлебокомбинат» - 102 человека (26,5%);

.2.ООО «Хлебный город» - 32 человек (8,3%);

.3.ОАО «Слободской хлебокомбинат» - 48 человека (12,5%)

.4.Другой - 75 человек (19,5%).

Основная часть опрошенных предпочитает покупать хлеб завода «Кировхлебпром» - 38,7% респондентов, а также продукция Кирово Чепецкого хлебокомбината пользуется спросом у покупателей (31,9%) (см. рисунок 9).

 

Рисунок 9 - Предпочтения потребителей по производителям, % от числа опрошенных

 

Анализируя ответы на вопросы, касающиеся качества продукции, было выявлено, что большая часть респондентов считает качественной продукцию ООО «Кировхлебпром», второе место по результатам опроса принадлежит продукции ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат». То есть эти два хлебокомбината, по мнению опрошенных, производят самую качественную продукцию.

Информация о работе Анализ мнений, предпочтений и поведения потребителей