Банковский маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является изучение теоретических аспектов банковского маркетинга, а также анализ маркетинговой деятельности и разработка предложений по повышению эффективности банковского маркетинга универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России».
Для достижения данной цели были определенны следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения банковского маркетинга.
2. Провести анализ маркетинговой деятельности универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО Сбербанк России».
3. Предложить пути совершенствования банковского маркетинга и маркетинговой деятельности универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………………………....6
1.1. Сущность, принципы банковского маркетинга……………………….6
1.2. Система управления банковским маркетингом…………………...…11
1.3. Опыт банковского маркетинга……………………………………..…11
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОФИСА № 093 ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8567 ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»………………….………………………………………………......…15
2.1. Характеристика универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России»….............15
2.2. Особенности банковского маркетинга универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………….21
2.3. Проблемы банковского маркетинга универсального
дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России»…………………...……………………………………….…28
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА УНИВЕРСАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОФИСА № 093 ЮЖНО-САХАЛТНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8567 ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»………….………………………………………..……………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………..…41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………...……………………………………………..…44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.48 Кб (Скачать файл)

Проведенный сравнительный  анализ позволяет утверждать, что  банковский маркетинг является системой специальных знаний, связанных с  исследованием рыночных тенденций, научным обоснованием реализации каких-либо мероприятий, планов, программ, управленческих решений, контролем над их выполнением, количественной оценкой достигнутых результатов, а также поиском, измерением и обоснованием резервов роста эффективности и финансовых показателей деятельности банка.

В функции банковского маркетинга следует отнести мероприятия, с помощью которых необходимо найти, в пределах конкретной финансово-хозяйственной системы и конкретной ситуации, оптимальное отношение с прибылью, риском и ликвидностью с целью обеспечения устойчивости коммерческого банка. Функции представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Функции банковского  маркетинга

Функции

Содержание

Результат реализации

Опытная

Изучение характера влияния экономических  законов на деятельность банка, установление закономерностей и тенденций  экономических явлений и процессов.

Разработка оптимальных, научно обоснованных текущих и перспективных планов действий, критериев сегментирования  потребителей банковских продуктов, признаков  позиционирования.

Компенсирующая

Разработка и реализация мероприятий, снижающих негативное воздействие  банковских рисков.

Снижение степени рискованности  маркетингового окружения банка.

Моделирующая

Создание корпоративного имиджа банка.

Качественный и количественный рост клиентской базы.

Контрольная

Осуществление контроля над выполнением  планов по реализации мероприятий.

Оценка результатов деятельности коммерческого банка и выполнения разработанных планов.

Поисковая

Поиск резервов повышения эффективности функционирования банка на основании изучения достижений теоретической науки и практики.

Разработка рекомендаций, которые  позволят корректировать депозитно-кредитную  политику банка с целью максимизации прибыли при умеренном уровне риска и показателях ликвидности.


 

 

1.2 Система управления банковским  маркетингом

 

Стремительное развитие конкуренции  на рынке банковских услуг способствует улучшению качества обслуживания клиентов и предложению новых услуг, а  также ускоряет переход от традиционного  способа ведения бизнеса к  клиенто - ориентированному или маркетинг- ориентированному. Процесс преобразования банковских рынков сбыта в рынки покупателя и ориентация на потребности потребителей приводят российские банковские учреждения к необходимости изменения идеологии и организации банковского управления, в том числе, системы управления маркетингом.[27]

Специфика предлагаемых банком продуктов вытекает, с одной стороны, из их принадлежности к сфере услуг, с другой стороны, из особенностей банковской деятельности, которые состоят в  ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно-финансовой сфере. Подходы к концептуализации маркетинга банковских услуг признают необходимость дополнительных стратегий или контролируемых факторов для управления маркетингом банка, а также подчеркивают необходимость внимания к персоналу, материальной среде обслуживания и процессу обслуживания. Внедрение маркетинга в банковскую деятельность не может ограничиваться лишь активизацией рыночной политики и использованием отдельных элементов комплекса маркетинга, оно должно влиять на изменения образа мышления банковских работников и изменение всей банковской структуры.[27]

 

1.3 Опыт банковского маркетинга

 

Банковский маркетинг в зарубежной практике формировался на основе достижений в этой области крупных промышленных и торговых фирм.

Впервые концепцию банковского  маркетинга стали разрабатывать  в США в 1950-е годы. В Западной Европе к необходимости использования  маркетинга в банках пришли несколько  позднее (1960-е гг.). В середине 1970-х  годов происходит широкое распространение  понятия банковского маркетинга. Например, в Италии до 1960-х годов  банковская система и банковское законодательство были относительно статичны. Банки работали в режиме свободной  монополии (конкуренции между ними практически не существовало и отношения  между банком и клиентом всегда рассматривались в пользу банка). В 1970-е годы ситуация изменилась.[9]

Технологическая революция привела  к тому, что банки стали искать новых клиентов. Предприятия стали  отдавать предпочтение расчетам через  банк (с поставщиками по выплате  заработной платы), что приблизило банк к клиентам. В свою очередь клиенты  начинают чаще обращаться в банк за новыми услугами. С 1980-х годов итальянская  банковская система претерпела существенные изменения, в частности, были сняты  многие ограничения для банков, что  привело к ужесточению межбанковской  конкуренции, изменилось их отношение  к рынку. Из организаций ориентированных  на продукты банки превратились в  организации, ориентированные на рынок. Банки все больше внимания стали  уделять развитию сферы услуг  и стремились «привязать» клиента  к банку. Маркетинг начали рассматривать  не как новую технологию, а как  философию. В настоящее время  банки уже знают, что для них  означает маркетинг, они ориентированы  на удовлетворение потребностей клиентов, рынка. Итак, специалисты отмечают, что в странах Запада за последние 25 лет произошла так называемая «тихая революция». Банковский маркетинг  изменился кардинально, но без потрясений.[11]

Основные характеристики банковских услуг на практике западных стран  можно определить следующим образом:

1) банковские услуги носят нематериальный, абстрактный характер;

2) продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;

3) проведение банковских операций регламентируется в законодательном порядке;

4) автор новой банковской услуги не имеет авторских прав.

Система сбыта (предоставление банковских операций и услуг) эксклюзивна и  интегрирована, поскольку все филиалы  одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.[9]

На начальном этапе внедрения  банковского маркетинга банки нередко  используют методы, приемы маркетинга, не изменив мышления. Таким образом, маркетинг применяется лишь на нижних уровнях пирамиды. Однако на Западе в условиях жесткой конкуренции  за клиента банки были вынуждены  изменить этот подход. И тогда задачей  управляющего банком становится направить  всю работу на удовлетворение потребностей клиента.

В новой организационной структуре  банка процесс принятия решений  начинается с выяснения потребностей клиента, после чего определяются возможности  банка и формулируются предложения  на каждой ступени иерархической  структуры. В правлении банка  под руководством председателя правления  принимается решение о создании новой услуги, прекращении предоставления старой и т. д. После этого результаты принятого решения доводятся  до всех структурных подразделений  банка и, наконец, выносятся на суд  клиента. Если предлагаемая клиенту  услуга чем-то его не удовлетворяет, если банк существенно видоизменил  предложение по сравнению с первоначальным запросом клиента, то последний просто не купит услугу, а обратится в  другой банк.[13]

В настоящее время зарубежные банки  предлагают клиентам новые виды продуктов  и услуг, идет процесс глобализации отношений с клиентом.

Банки стремятся удовлетворить  все возникающие у клиента  потребности. Такой подход приводит к необходимости сегментирования  рынка. Реклама банка обычно ориентирована  на определенные категории клиентов. Чтобы определить круг клиентов, которым можно предоставить определенную услугу, банк проводит сегментирование рынка (по клиентам и услугам). Банк сначала создает постоянную клиентуру, потом использует стратегию проникновения (предлагает свои услуги как можно большему числу клиентов), а затем стратегию развития - стремится привлечь новых клиентов.[14]

Если на начальном этапе внедрения  маркетингового подхода в банковскую практику обычно вели речь только о  цене, продукте и рекламе, то сегодня  банкиры включают в число факторов, требующих повышенного внимания также персонал, технику продаж, структуру розничного пункта продаж и другие.

Маркетинговая стратегия банка  в своем развитии имеет ряд  ограничений. Это, прежде всего, степень  регламентации банковской деятельности в стране, имея в виду роль государства  в лице центрального банка в банковской системе (в частности его роль в процессе денежно-кредитного регулирования  банковской деятельности). Кроме того, обязательно следует учитывать  экономические ограничения деятельности банков. Банки вынуждены создавать  страховые фонды с целью преодоления  или минимизации внешних и  внутренних рисков. На работу банков существенное влияние оказывает конкуренция, которую также следует рассматривать  с точки зрения ограничений деятельности банков. Действительно, усиление межбанковской  конкуренции, а также конкуренции  между банками и кредитными институтами  небанковского типа не может оставить банки равнодушными. Они вынуждены  реагировать на нее, и разрабатывать  собственную маркетинговую стратегию  с учетом конкуренции. Деятельность банков имеет также технологические ограничения.[10]

2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОФИСА № 093 ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8567 ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

 

2.1 Характеристика универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России»

 

Основанный в 1841 году Сбербанк России сегодня - современный универсальный  банк, удовлетворяющий потребности  различных групп клиентов в широком  спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке  вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию  на 1 января 2013 года, доля Сбербанка  России на рынке частных вкладов  составляла 49%. Необходимо отметить, что  Сбербанк имеет уникальную филиальную сеть: на данный момент она состоит  из 17 территориальных банков и порядка 20 тысяч подразделений по всей стране.

Сбербанк имеет дочерние банки, которые находятся в Казахстане, на Украине и в Беларуси.

Дополнительный офис является универсальным  внутренним структурным подразделением отделения, входит в единую систему  Банка и организационно подчиняется  Дальневосточному Банку Сбербанка  России (Южно-Сахалинскому отделению  № 8567 Сбербанка России).

Дополнительный офис создан на основании  Постановления Правления Сбербанка  России 370 §21а от 19.10.2009 года, Приказа Дальневосточного банка сбербанка России №1351-0 от 03.11.2009 года. Дата создания подразделения в качестве точки обслуживания клиентов в мае 1937 года, действует в пгт. Тымовское, Сахалинской области в пределах границ территориального обслуживания Южно-Сахалинского отделения №8567 Сбербанка России, имеет печать с изображением эмблемы Банка и номера дополнительного офиса, штампы, бланки с использованием наименования Банка.

Действует дополнительный офис на основании  Положения о дополнительном офисе № 093 Южно-Сахалинского отделения №8567 Сбербанка России № 202-П от 17 ноября 2009 года.

Дополнительный офис осуществляет от имени Банка банковские операции и сделки, предусмотренные Положением о  данном офисе, представляет интересы Банка и обеспечивает их защиту. Отдельного баланса не имеет. Операции, осуществляемые в дополнительном офисе, отражаются в балансе отделения. В дополнительном офисе функционирует  Кредитный Комитет.

Банк видит своей главной  целью предоставление каждому клиенту  полного спектра современных  банковских продуктов и услуг  при постоянном внедрении и использовании  новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес - процессов и повышении уровня сервиса.

Миссия универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России» определяет смысл существования, содержание, а также направления деятельности Банка, подчеркивая ту роль, которую он играет в экономической системе России. Потребности клиентов, их пожелания и цели являются основой для осуществления Банком своей деятельности, как элемента экономической системы.

Ценностями универсального дополнительного офиса № 093 Южно-Сахалинского отделения № 8567 ОАО «Сбербанк России» являются:

1) надежность банка, как партнера;

2) ответственность и доверие;

3) командный подход и результативность;

4) профессиональный подход и  креативность.

Специфика деятельности Сбербанка  проявляется и в его функциях. Сбербанк как кредитная организация  имеет право выполнять в соответствии с Уставом следующие операции:

1. размещать привлеченные средства  в экономику;

2. кредитовать потребительские  нужды населения;

3. привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиками;

4. осуществлять расчеты по поручению клиентов, в том числе физических лиц, и банков-корреспондентов, включая нерезидентов, и их кассовое обслуживание;

5. выпускать, покупать, продавать  и хранить платежные документы  и ценные бумаги (чеки, аккредитивы,  векселя, акции, облигации и  другие документы), осуществлять  иные операции с ними;

6. принимать и размещать драгоценные  металлы, камни во вклады, осуществлять  иные операции с этими ценностями  в соответствии с международной  банковской практикой.

Информация о работе Банковский маркетинг