Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 09:56, курсовая работа
Маркетинг, как особый вид коммерческой деятельности, возник в начале XX в., в США. Своим происхождением он обязан экономической природе высокоиндустриального общества с массовым производством, в котором потребности и запросы потребителя являются фактором первостепенной важности. Развитие маркетинга идет параллельно с развитием массовых товарных рынков, где уже нет непосредственного контакта между производителем и потребителем.
Товарный знак относится к
так называемым объектам
Упаковка и маркировка товара
Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики).
Упаковка ¾ разработка и производство вместилища или оболочки для товара.
Вместилище или оболочка ¾ это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка-это непосредственное вместилище товара. Для лосьона после бритья «Олд спайс» внутренней упаковкой будет бутылка, в которую он налит. Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта товара. Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Для лосьона «Олд спайс» транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки. И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее. Упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. В последнее время упаковка превратилась и в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей ¾ дополнительным средством стимулирования сбыта товара.
Упаковка ноутбука Toshiba Satellite должна отвечать, прежде всего, безопасной транспортировки изделия. Она состоит из трёх слоёв: внутренняя, внешняя, транспортная. Внутренняя упаковка - это то, во что товар обёрнут непосредственно. Будет логично защитить весь ноутбук, например, плёнкой от попадания различных микрочастиц. Кроме того, к внутренней упаковке можно отнести пенопласт, который будет окружать ноутбук в форме силового остова. После внутренней упаковки следует перейти к разработке внешней упаковке. Для ноутбука, это два короба из гофрированного картона, в одном ноутбук в непромокаемом пакете устанавливается жестко в пазы на пенопласте. Второй короб вмещает первый с ноутбуком, инструкции на электронном носителе и на бумаге, а так же блок питания. Коробки, не имеют какого - либо специального цвета: простой серый картон. На неё нанесём изображение ноутбука, его название, модель, технические требования при перевозке в графическом виде, место разработки и изготовления.
В целях рекламы на этот
короб можно нанести данные
о ноутбуке. Однако не стоит
этим увлекаться слишком
Рис. 2 Упаковка товара
Сервис товара
Виды сервисов представлены мною на рисунке 3. Из него видно, что сервис тоже имеет несколько составляющих, которые надо также очень тщательно проработать. Одна из составляющих - это предпродажный сервис. Он заключается в том, что у каждого отдельного покупателя есть какие-то свои индивидуальные требования к ноутбуку: кому-то нужен ноутбук в базовой комплектации, другой предпочитает комплектацию бизнес. Таких требований может быть очень много. Ведь ноутбуки мы производили, основываясь на опросе, при обработке которого были неизбежно допущены просчёты. Кроме того, мы основывались на мнении большинства, но ведь есть и те, кто высказывал другую точку зрения. Да и с момента опроса прошло какое-то время, в результате чего мнения потенциальных покупателей могли претерпеть изменения. Т.е. предпродажный сервис - это подгонка конкретного товара под конкретного покупателя.
Другая составляющая - это послепродажный сервис. Он в свою очередь так же состоит из двух различных типов: гарантийный и послегарантийный. На этих этапах фирма берёт на себя обязательства по ремонту техники: в первом случае мы выполняем работы бесплатно, а во втором - за счёт клиента.
Сервис обеспечивают сервисные службы. Это
- инженерная секция;
- секция запчастей;
- секция технического обслуживания;
- склады запчастей.
Для того, чтобы потребители не
жаловались на сервис, а наоборот,
были им довольны все эти
секции должны быть хорошо
развиты, иметь
Рис.3 Виды сервиса товара
Если мы посмотрим на анкету,
то увидим, что большинство респондентов
высказались за то, чтобы операционная
система, которая установлена
на их ноутбуке была выбрана
ими. На этом стоит сделать
упор, т.е. предоставить в качестве предпродажного
сервиса установку операционной системы.
Товарный ассортимент
Для удобства установления нескольких видов товара (ассортиментных групп) в рамках определенной номенклатуры в качестве инструмента выделения целесообразно применить метод морфологического исследования систем, который упрощенно реализуется в двух процедурах: анализ и синтез.
Процедура анализа сводится к следующему:
Процедура синтеза состоит в формировании набора из каждого признака по одному из значений. В итоге такого сочетания значений признаков конструируется конкретный объект с четким качественным и количественным описанием. Применительно к моделированию конкретного товара, в качестве признаков могут выступать конкретные потребительские свойства или технические устройства, их реализующие.
Морфологическая таблица
Эту модель можно представить и в словесном описании. В таблице показаны три модели ноутбуков. Предложенный метод выделения конкретных видов товара в рамках ассортиментной группы должен помочь обосновать подход, направленный на расширение или сужение ассортимента.
Морфологическая таблица товара
Наименование признака, потребительское свойство |
Значение признака
(потребительское свойство) | ||
Toshiba Satellite A200-1M4 | Asus F5RL | Acer Aspire 5562WXMi | |
Камера | Да | Нет | Да |
Процессор Intel Core Duo | Да | Да | Да |
Оптический привод | Да | Да | Да |
Сетевая карта | Да | Да | Да |
Факс/модем | Да | Да | Да |
Беспроводные коммуникации | Да | Нет | Да |
Вес | 2,5 | 2,6 | 2,35 |
Размер экрана | 15,4 | 15,4 | 14,1 |
Вывод:
Исходя из морфологической таблицы, этот
товар занимает первое место. Если мы посмотрим
на таблицу, то уведем, что схожие параметры
с Toshiba Satellite A200-1M4 имеет ноутбук фирмы Acer
Aspire 5562WXMi, но есть существенное отличие
в размере экрана. Экран Toshiba больше, если
бы не это отличие, то можно было поставить
их на одну ступень. В морфологической
таблице не учтен еще один показатель,
операционная система установленная на
ноутбуке – в Toshiba это Vista, в Acer – ХР,
этот показатель был специально исключен
из таблицы, т.к. респонденты противоречиво
высказались на этот счет, и он не может
объективно отразить – что лучше, а что
хуже.
Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара, как правило,
представляется четырьмя
Рис.4 Жизненный цикл товара от его создания до упадка
1. Этап выведения на рынок ― период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет.
2. Этап
роста ― период быстрого
3. Этап
зрелости ― период замедления
темпов сбыта в связи с тем,
что товар уже добился
4. Этап
упадка ― период, характеризующийся,
резким падением сбыта и
5. Умирание.
Этап выведения на рынок
Этап выведения начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. Именно этому этапу и соответствует представленный мною товар. Процедура выведения товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. На этом этапе фирма либо несет убытки, либо прибыли очень невелики из-за незначительных продаж и высоких расходов по организации распределения товара и стимулированию его сбыта. Производителей на этом этапе немного, и они выпускают только основные варианты товара, поскольку рынок еще не готов и восприятию его модификаций. В это время целесообразно все усилия направить на рекламу, что бы как можно больше потребителей узнали про товар за минимальный промежуток времени.
Этап роста
Если новинка удовлетворяет
Этап зрелости
В какой-то момент темпы роста
сбыта товара начнут
При замедлении роста продаж, целесообразно наладить выпуск модификаций уже существующего товара, без достаточно емкой переработки модели. Например, при выпуске привода типа «Комбо», наладит выпуск, в следующей модели DVD-RW.
Этап упадка
В конце концов, сбыт разновидности
товара или марки все-таки