Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа
В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 49) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Согласно Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ст. 50) в собственности муниципальных образований могут находиться:
Наиболее
распространенными способами
Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать имущество и совершать иные сделки.
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе и межмуниципальных. Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:
Рис.6.
Соотношение полномочий
органов местного самоуправления
в сфере регулирования
хозяйственных отношений
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности (ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ ).
В условиях перехода государства на рыночные основы хозяйствования происходит закономерное перераспределение полномочий, собственности, финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, предпринимательскими структурами. Каждый из этих субъектов имеет свои определенные функции и поэтому заинтересован в получении как можно большего объема ресурсов для их выполнения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Реальность и эффективность муниципального управления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.
Финансово-экономические
основы, обеспечивая хозяйственную
самостоятельность местного самоуправления,
служат прежде всего удовлетворению потребностей
населения муниципальных образований,
созданию условий его жизнедеятельности.
Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических
основ местного самоуправления оказывает
влияние на экономическое и финансовое
положение в стране в целом.
Ключевые понятия: бюджет; бюджетная система; бюджетный процесс; местный бюджет; дефицит бюджета; профицит бюджета; муниципальная собственность; муниципальный долг; муниципальные предприятия и учреждения.
Задание 1. Известно, что бюджет городского округа нуждается в дополнительных средствах на осуществление следующих проектов:
Необходимые финансовые ресурсы можно привлечь из следующих источников:
Оцените
возможности и
эффективность привлечения
каждого из указанных
источников для выполнения
каждого из перечисленных
выше проектов.
Задание
2. Поселковый совет муниципального
образования своим решением установил
порядок, условия назначения на должность
руководителей муниципальных предприятий,
организаций и учреждений. На той же сессии
были назначены руководители муниципальных
учреждений культуры, здравоохранения
и образовании19.
Законны ли действия поселкового совета? Аргументируйте ответ.
1. Дайте определение бюджетного процесса.
2.
Из каких уровней состоит
3.
Что понимается под бюджетным
устройством Российской
4. Перечислите этапы бюджетного процесса?
5.
Что составляет экономическую
основу местного
6. Понятие местного бюджета и его основные параметры.
7.
Что такое муниципальная
1.
Конституция Российской
2. Европейская Хартия местного самоуправления//СЗ РФ 1998. № 36. Ст.4446.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.
6. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. Спб., 2005. 254 с.
7. Шамарова Г.М. Формирование и развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления. М.:ВивидАрт, 2009. 352 с.
Власти
любого государства преследуют свои
собственные цели, далеко не всегда
совпадающие с интересами той или иной
социальной группы. Это делает востребованным
способность продвигать интересы различных
групп в государственных органах и органов
местного самоуправления, то есть лоббизм.
Особенно актуальной такая деятельность
становится в современной России, страдающей
излишней бюрократизацией практически
всех сфер общественной жизни.
Цель
темы - создание у студентов общих представлений
о лоббистской деятельности.
Задача
темы – рассмотрение сущности лоббистской
деятельности, её состава и видов лоббизма.
Вопросы:
Повышение
роли лоббизма в политике приводит
к трансформации демократии от гражданского
представительства к
Обычно
у обывателя лоббистская
В научной литературе выделяют два главных теоретических подхода к пониманию лоббизма – плюралистический и корпоративный. В рамках плюралистической концепции считается, что группы давления возникают стихийно, их много, они представляют различные интересы и соревнуются между собой за какой-либо ресурс. Сторонники корпоративного подхода, напротив, считают, что группы интересов организованы в несколько крупных, неконкурентных структур, наделяющихся государством монопольным правом на представительство интересов в своей области. Практика показывает, что сложившаяся в России модель лоббистской деятельности значительно ближе к корпоративному формату.
Помимо самого термина «лоббистская деятельность» или «лоббизм» довольно часто в качестве его синонима Public Affairs (PA). Смежным, но несколько отличным по значению является термин Government Relations (GR). Обычно под GR подразумевают сферу общего менеджмента – такой специалист совсем не обязан быть на короткой ноге с высокопоставленными чиновниками, знать все юридические нюансы продвижения его интересов и т.д. Он просто должен уметь найти и организовать юристов и иных профессионалов, которые уже в свою очередь и будут продвигать интересы клиента.
Впрочем, в последнее время все больше исследователей употребляют термины «PA», «лоббизм» и «GR» в качестве синонимов.
Несмотря на имеющиеся разногласия в плане единой терминологии, практически все исследователи выделяют следующие элементы лоббизма:
Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности