Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)
 

     Проект  бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

     Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

     Вопрос  2. Понятие финансов местного самоуправления.

 

     Реальность  и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.

     Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования. Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности.

     Финансово-экономические  основы местного самоуправления составляют:

  • муниципальная собственность;
  • местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
  • имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
 

     Финансовую  основу местного самоуправления составляют финансовые средства муниципального образования, в основе которых лежит местный бюджет.

     Вопрос  3. Понятие и основные параметры местного бюджета.

     Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет. Местный бюджет  (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     Местный бюджет  - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного  муниципального образования, формирование  утверждение  и исполнение,  а также  контроль за исполнением  которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной  природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

     В литературе существует множество дефиниций, акцентирующих внимание на каком-либо одном аспекте бюджета. Весьма распространенными  является определение местного бюджета как части финансово-экономических и бюджетных отношений.

     Исходя  из территориального признака местный бюджет – это бюджет муниципального образования.

     С точки зрения правового признака, бюджет – это юридический документ, составляемый, утверждаемый и исполняемый органами местного самоуправления.

     Согласно  экономическому признаку местный бюджет есть компонент муниципальной собственности и местного хозяйства, посредством которого перераспределяется часть стоимости совокупного общественного продукта.

     Финансовый  признак указывает на то, что местный  бюджет – это фонд денежных средств, формируемый органами местного самоуправления и предназначенный для обеспечения их задач и функций.

     Исходя  из учетного признака муниципальный  бюджет – это план доходов и  расходов муниципального образования  на планируемый финансовый год. 

     Основные  параметры местного бюджета:

     1. Доходы местных бюджетов представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Такая классификация доходов предложена бюджетным законодательством.

     Собственные доходы закрепляются на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами. К собственным доходам относятся налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

     Регулирующие  доходы бюджетов представляют собой нормативы отчислений по федеральным и региональным налогам. Нормативы отчислений в местные бюджеты по регулирующим доходам определяются ежегодно законом субъекта Федерации.

     Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 55) к собственным доходам местных бюджетов относит:

  1. средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, размер которых устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа);
  2. доходы от местных налогов и сборов (в настоящее время это налог на имущество физических лиц и земельный налог);
  3. доходы от региональных налогов и сборов;
  4. доходы от федеральных налогов и сборов;
  5. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);
  6. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  7. часть прибыли муниципальных предприятий;
  8. штрафы;
  9. добровольные пожертвования;
  10. иные поступления в соответствии с действующим законодательством.
 

     В состав собственных доходов местных  бюджетов также включаются субвенции, предоставляемые, например, на решение  вопросов местного значения межмуниципального характера, на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий. Кроме того, в местный бюджет могут передаваться субсидии – бюджетные средства с другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно действующему законодательству в целях предоставления местным бюджетам субсидий с вышестоящего уровня могут создаваться:

  1. региональные и районные фонды финансовой поддержки городских и сельских поселений (для выравнивания бюджетной обеспеченности);
  2. фонд муниципального развития в составе субъекта РФ (для реализации инвестиционных проектов);
  3. фонд софинансирования социальных расходов;
  4. федеральные и региональные фонды компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
 

     2. Расходы местных бюджетов – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

     В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

     Текущие расходы бюджетов обеспечивают повседневное функционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Они направлены на оказание поддержки другим бюджетам.

     Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включающую: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта; иные расходы, связанные с созданием или увеличением имущества, находящегося в муниципальной собственности.

     Расходная часть местного бюджета предусматривает следующие виды расходов:

  1. на решение вопросов местного значения;
  2. на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  3. на погашение долга по муниципальным займам и ссудам;
  4. на оплату труда депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
  5. ассигнования на страхование объектов муниципальной собственности и муниципальных служащих;
  6. иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
 

     3. Дефицит бюджета – превышение расходов над его доходами. Размер дефицита, утвержденный представительным органом муниципального образования не может превышать 10% объема доходов местного бюджета. Общим правилом является положение о том, что при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в решении представительного органа местного самоуправления о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита бюджета муниципального образования служат: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы страны; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету бюджета (ст.94 Бюджетного кодекса РФ).

     В абсолютно подавляющем большинстве  случаев местные бюджеты в  Российской Федерации являются дефицитными. 

     4. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит местных бюджетов – явление пока исключительное, присущее отдельным городам. 

     5. Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципальных образований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать только в формах: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий. 

     В свою очередь, выделяют следующие формы  долговых обязательств:

  • бюджетный кредит (муниципальный кредит) – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной основе. Муниципальный кредит является одним из основных  инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.
  • бюджетная ссуда в качестве источника ликвидации муниципального долга представляет собой бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Предельный размер муниципального долга не должен превышать объем доходов бюджета муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, определенные условиями заимствований. Они не могут превышать 10 лет.
 

     Закон о местном самоуправлении 2003 г. более детально прописывает вопросы финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Одним из важнейших пунктов является запрет на так называемые «нефинансируемые мандаты», т. е. передачу муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий, не обеспеченных необходимыми финансовыми и материальными средствами. Вместе с тем сохраняется «режим отрицательных трансфертов», по которому муниципалитет, уровень бюджетной обеспеченности которого хотя бы в два раза превышает средний уровень по субъекту РФ, должен будет в следующем году отчислять часть доходов в региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности