Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

     По  результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма утверждена вышеуказанным Приказом Минэкономразвития России. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок.

     Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

     Выводы  к главе 5.

      

     Выделяют  следующие основные формы деятельности государственных и муниципальных органов: государственная регистрация; лицензирование; аккредитация и сертификация; государственный и муниципальный контроль.

     Государственная регистрация юридических  лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Лицензирование - комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий, возобновлением или прекращением их действия, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Сертификация предполагает проверку качества товаров, а также способностей хозяйствующего субъекта обеспечить это качество. Государственный (муниципальный) контроль - деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений.

     Ключевые  понятия: государственная регистрация; юридическое лицо; государственный реестр; лицензирование; лицензиат; лицензирующий орган; национальный стандарт; стандартизация; федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; технический регламент; государственный контроль; муниципальный контроль; проверка; журнал учета проверок.

     Практические  задания:

  1. Представьте, что Вы собираетесь  создать свою фирму. Какую организационно-правовую форму Вы предпочтете  и почему? Соберите пакет документов для её регистрации.
  1. Вы  руководитель малого предприятия и  к Вам приехали с внеплановой  проверкой. Что Вы сделаете в первую очередь? Попытайтесь  обозначить пределы  действий (полномочий) проверяющих.

     Контрольные вопросы:

  1. Что является материальным выражением государственной регистрации?
  2. Что понимается под государственной регистрацией юридических лиц?
  3. Какова продолжительность государственной регистрации юридических лиц в налоговых органах?
  4. Правомерен ли отказ в государственной регистрации акционерного общества в связи с отсутствием у него штатных единиц (работников)?
  5. Что такое лицензирование?
  6. Каким Федеральным законом регулируется порядок лицензирования банковской деятельности? А медицинской деятельности?
  7. На какой срок обычно выдается лицензия?
  8. Что понимается под национальным стандартом?
  9. Каким федеральным государственным органом исполнительной власти утверждаются ГОСТы?
  10. Чем ГОСТы отличаются от технических регламентов?
  11. Перечислите основные формы государственного (муниципального) контроля.
  12. Какова периодичность проведения плановых проверок?
  13. Какие права имеет руководитель организации в период проведения мероприятий государственного (муниципального) контроля?
  14. Чем государственный контроль отличается от муниципального?

     Перечень  литературы:

      1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

      2. Федеральный закон от 8 августа  2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»  // Собрание законодательства Российской  Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 ст. 3430.

      3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 52 (часть I). Ст. 5140.

      4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249.

     5. Зыкова И.В. Юридические лица: Создание, реорганизация, ликвидация. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Изд-во «Ось-89».

     6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: «Зерцало», 2005. С. 183. 

Тема 6. Финансово-экономические основы государственного и муниципального управления

 

     В условиях перехода государства на рыночные основы хозяйствования  происходит закономерное перераспределение  полномочий, собственности, финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, предпринимательскими структурами и т. д. Каждый из этих субъектов имеет свои определенные функции и поэтому заинтересован в получении как можно большего объема ресурсов для их выполнения. 

     Цель  темы - формирование у студентов современных базовых знаний о финансово-экономических основах государственного и муниципального управления. 

     Задача  темы – изучение бюджетной системы Российской Федерации, финансово-экономических основ местного самоуправления. 

     Вопросы:

     1. Понятие бюджета, бюджетная система РФ. Бюджетный процесс.

     2. Понятие финансов местного самоуправления.

     3. Понятие и основные параметры местного бюджета.

     4. Экономическая основа местного самоуправления.

     Вопрос  1. Понятие бюджета, бюджетная система РФ. Бюджетный процесс.

 

     Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.

     Согласно  Бюджетного кодекса Российской Федерации:

  • бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
  • бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
 

     В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений.
 

     Каждый  субъект Российской Федерации имеет  собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

     Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены  для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

     Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

     Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  6. сбалансированности бюджета;
  7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  9. прозрачности (открытости);
  10. достоверности бюджета;
  11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
  12. подведомственности расходов бюджетов;
  13. единства кассы.
 

     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

     Формирование  расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

     Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности