Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа
В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.
Под методом государственного (муниципального) управления следует понимать совокупность конкретных решений и действий государственных (муниципальных) органов, направленных на обеспечение выполнения соответствующих функций государства. Объектом, на которые направлены методы государственного (муниципального) управления является человек – биосоциальное существо.
Методы
государственного управления зависят
как от объема полномочий соответствующего
государственного органа, так и от
области в которой они применяются
(например, методы государственного управления
градостроительной деятельности вряд
ли полноценно применимы к сфере борьбы
с преступностью). Последнее утверждение
надлежит рассматривать с оговоркой, поскольку
существуют универсальные методы управления,
применимые в различных сферах деятельности.
Такой вывод был сделан ещё в 1920-е гг. сов.
экономистом П.М. Керженцевым.
Керженцев, Платон Михайлович (1881–1940), сов. государственный деятель, экономист. Член РСДРП (с 1904 г.). До Октябрьской революции 1917 г. занимался агитационно-революционной деятельностью. В 1919-20 гг. руководил Российским телеграфным агентством. 1920-21, 1925-26 – на дипломатической работе. В 1923-25 гг. председатель особого совещания по научной организации работ на транспорте и по улучшению аппарата Наркомпути. С 1927 по 1938 гг. на различных государственных должностях. Автор книг: «Как вести собрания» (1917), «Принципы организации» (1921), «НОТ. Научная организация труда и задачи партии» (1923), «Организуй самого себя» (1925).
В зависимости от характера методы государственного (муниципального) управления подразделяются на:
Государственное управление как научная дисциплина в России появилось относительно недавно. Существует мнение, что теория государственного управления в России возникла в конце 90-х гг. прошлого века5. Если даже допускать это, все равно необходимо указать, что отдельные насущные вопросы государственного управления затрагивались российскими философами, правоведами и экономистами с глубокой древности.
Аллегорическое
описание необходимости
Даниил
Заточник – публицист, биографические
сведения отсутствуют. Социальный статус
неизвестен. Считается автором «Слова
Даниила Заточника» и «Моления».
Над
вопросами организации
Зиновий
Отенский (ум. 1568) – росс. теолог. Инок
Отенского монастыря (Новгород).
Анализ
событий Смутного времени и определенные
выводы были сделаны Иваном Тимофеевым
во «Временнике». Сторонник сословно-представительной
монархии, он выступал за активное внедрение
выборного начала («народное голосование»).
Следует также упомянуть трактат хорватского
миссионера Юрия Крижанича (1617-1683) «Беседы
о правительстве», в котором он рассуждает
о развитии промышленности, регулировании
торговли (внешней и внутренней), преобразовании
судебной системы в России. Он предлагал
дать определенные свободы городам, в
том числе и право формировать собственные
органы управления6.
Иван
Тимофеев (ок. 1555 – 1631), росс. гос. деятель,
дьяк. Участник походов против Лжедмитрия
I и Ивана Болотникова.
Петровская
модернизация всколыхнула Россию, само
время стимулировало
Почти
все мыслители эпохи
Десницкий,
Семен Ефимович
(предп. 1740 – 1789), росс. правовед. Окончил
Московский университет (1760). Ординарный
профессор Московского университета (1776).
Участник Уложенной комиссии (1767-1768) Екатерины
II. Сторонник абсолютной монархии и юридического
равенства полов. Свои взгляды изложил
в «Представлении и учреждении законодательной,
судительной и наказательной власти в
Российской Империи».
В XIX веке в России прошло несколько масштабных реформ, в частности отменой крепостной зависимости, реформой судоустройства и нескольких финансовых реформ, кодификация законодательства. И здесь нельзя не упомянуть крупного российского реформатора «чиновника огромного размера» М.М. Сперанского (1772-1839). В работах «О постепенности усовершенствования общественного», «Введение к уложению государственных законов» он изложил свои взгляды на реформирование государства. Сперанский являлся разработчиком Указов о придворных званиях и о правилах производства в гражданские чины (1809 г.), последний ввел необходимость наличия документа о высшем образовании и проведение экзамена на получение чина.
События 1917 года и Гражданская война прервали развитие Российского государства в либеральном направлении. Главенствующей идеей стало марксистское (а позже марксистско-ленинское) учение о государстве. Основные положения этого учения относительно государственного и муниципального управления можно обнаружить в работах В.И. Ленина «Гонители земства и Аннибалы либерализма», «О «демократии» и диктатуре», «Набросок плана научно-технических работ», «Как организовать соревнование», «Великий почин», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше».
Революционный дух обновления и строительства будущего вызвал большое число работ в области государственного управления и строительства госаппарата: М. Владимирский «Организация советской власти на местах» (М., 1921), Л.А. Бызов «Пути рационализации учреждений (методологические очерки)» (М., 1925), Э.К. Дрезен «Руководство по организации управленческого аппарата советских учреждений», М. Полевой «Государственное управление и бюрократические извращения в нем» (Техника управления. 1927. № 3)7, П.М. Керженцев, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович. В 1926 г. был создан Государственный институт техники управления.
Предшественниками современной дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» можно считать курсы «Советского строительства» и «Партийного строительства», в рамках которых рассматривались управленческая деятельность Советов и КПСС.
В настоящее время проблемы теории и практики государственного и муниципального управления исследуют Г.В. Атаманчук, С.С. Сулакшин, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин и др.
Выводы к главе 1.
Государственное (муниципальное) управление является специфическим видом управленческой деятельности. Государственное управление осуществляют уполномоченные государственные органы, преимущественно органы исполнительной власти. Комплексные реформы, осуществляемые в Российской Федерации в настоящее время, связаны с решением сложных задач реформирования системы государственной власти, формирования систем местного самоуправления и передачи значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам власти.
Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления.
Согласно
Конституции России, органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» изучает государство как пространство осуществления управления, государственные и муниципальные органы и должностных лиц как субъектов государственного и муниципального управления и соответственно их управленческие функции и формы их реализации.
Ключевые понятия: государственное управление; муниципальное управление; системность; принцип государственного и муниципального управления; метод государственного и муниципального управления.
4.
Тихомиров Ю.А. Курс
Тестовые задания
а) опора на государственную власть, распространенность на все общество, системность государственного управления;
б) публичность, открытость, завершенность процедуры;
в)
эсхатологичность процесса, экстерриториальность,
осуществление всеми слоями общества.
а)
совокупность представлений о
Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности