Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа
В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
К началу XXI века в мировой практике сложилось несколько моделей организации местной власти - англосаксонская (английская или англо-американская), континентальная (европейская или французская), смешанная («гибридная») и советская.
Англосаксонская модель сложилась в Великобритании - родине классических муниципальных форм. Она действует также в США, Канаде, Австралии и других странах с так называемой англосаксонской правовой системой. Для неё характерно отсутствие полномочных представителей правительства, опекающих выборные органы на местах. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Исключается прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим органам. В странах с англосаксонской моделью утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности органов местного самоуправления, согласно которому они вправе совершать только действия, предписанные законом.
В США функционирование муниципалитетов регулируется исключительно штатами. Они регулируют финансово-экономическую и правовую деятельность муниципалитетов, обеспечивают их необходимой информацией, рекомендациями. Наряду с этим губернаторы многих штатов могут контролировать функционирование органов местного самоуправления путем издания исполнительных приказов, а также накладывать вето на их решения.
В
большинстве стран мира (континентальная
Европа, франкоязычная Африка, Латинская
Америка, Ближний Восток) получила распространение
континентальная модель, которая
основывается на сочетании «прямого государственного
управления на местах» и местного самоуправления.
Родиной данной модели является Франция,
поэтому ее часто называют французской.
Для нее характерно прямое государственное
управление на местах во всех административно-
В
Италии, где муниципальная система
относится к французскому типу, в
каждую административно-
Таким образом, континентальная модель напоминает иерархическую пирамиду, в которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает целая сеть их агентов на местах.
В некоторых странах (Австрия, Германия, Япония) функционирует смешанная («гибридная») модель местного самоуправления. Она имеет сходство как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом специфическими чертами.
Принципиальное отличие от вышеуказанных моделей организации местной власти имеет так называемая советская модель, которая утвердилась в бывшем СССР после Октябрьской революции 1917 года. Впоследствии ее взяли за образец другие социалистические страны. В настоящее время она продолжает сохраняться в том или ином виде в странах, по-прежнему считающих себя социалистическими (Китай, КНДР, Куба), и в некоторых развивающихся странах с социалистической ориентацией. В основе советской модели лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов (Советов) на соответствующей территории. Так, например, Конституция Республики Куба характеризует ассамблеи народной власти как высшие органы государственной власти на местах, осуществляющие управление в пределах своего круга ведения с целью реализации государственных функций в соответствующих территориальных единицах. Советскую систему местного управления характеризует также довольно жесткая иерархическая соподчиненность входящих в нее звеньев. Все другие органы власти рассматриваются как производные от Советов и им подчиненные. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует статья 3 Конституции Китайской Народной Республики, в соответствии с которой все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны. В Китае исполнительными органами местных собраний являются местные народные правительства, работой которых руководят губернаторы провинций, председатели автономных районов, мэры городов, начальники округов, начальники уездов, начальники районов, волостные старшины и поселковые старосты. В соответствии со ст. 114 Конституции Кубы провинциальные и муниципальные ассамблеи народной власти формируют исполнительные комитеты из числа своих членов, которые избирают председателя, его заместителя и секретаря. Они утверждаются соответствующей ассамблеей.
Также к началу XXI века в мировой практике сложилось несколько организационных моделей местного самоуправления.
1. Модель «сильный мэр – совет» (рис.2). При такой системе совет, как правило, немногочислен по своему составу. Мэр представляет интересы города вовне, в отношениях с центральным правительством и властями штата. Мэр и совет избираются непосредственно населением. Он единолично назначает и смещает ведущих муниципальных чиновников, руководит деятельностью исполнительного органа местного самоуправления, ведает составлением и исполнением бюджета, организует работу совета, председательствует на его заседаниях13.
Рис. 2. Модель «сильный мэр – совет»
2. Модель «слабый мэр-совет». В этой модели мэр избирается из числа депутатов совета (рис.3). «Слабый» мэр подконтролен и подотчетен совету, председательствует в муниципальном совете, осуществляет представительные функции. Права мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их работой ограничены, назначение и освобождение от должности сотрудников исполнительного органа осуществляется им по согласованию с представительным органом.
Рис. 3. Модель «слабый мэр-совет»
3. Модель «совет-управляющий» (рис.4.). В условиях данной системы представительный орган выступает в качестве своеобразного «совета директоров», определяющего общий политический курс муниципалитета. При этой системе мэр, избираемый советом, не пользуется реальной властью, почти отстранен от исполнительной деятельности, выполняет только представительские функции и председательствует на заседаниях муниципальных советов. В условиях данной формы должность мэра может вообще не предусматриваться. Полнота исполнительной власти сосредоточивается в руках управляющего, назначаемого специальной комиссией, которая для этой цели формируется советом. Как правило, взаимоотношения управляющего с советом строятся на контрактной основе. Управляющий (высокооплачиваемый профессионал) обычно подбирается из числа лиц, имеющих соответствующую профессиональную подготовку. Он руководит всей муниципальной администрацией, единолично ее формирует, назначает и смещает чиновников, формулирует для муниципальных советов предложения по вопросам финансовой политики и другим важным делам.
Рис.4. Модель «совет-управляющий»
Согласно положений Европейской Хартии о местном самоуправлении, «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя».
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местная
администрация (исполнительно-
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Наименования органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Все муниципальные органы классифицируются по нескольким видам в зависимости от положенного в основу критерия. В зависимости от способа формирования органы местного самоуправления делятся на выборные и создаваемые в другом (невыборном) порядке.
Выборные органы образуются в результате муниципальных выборов, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности