Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и аудита продажи готовой продукции на предприятии, выявлении недостатков и разработка предложений по совершенствованию учета.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) раскрыты теоретические основы учета движения и продажи готовой продукции;
2) охарактеризованы особенности ведения учета движения и продажи готовой продукции на ООО «Птицефабрика «Уфимская»;
3) проведен анализ продажи готовой продукции за 2008-2010 гг.;
4) проведен аудит учета движения и продажи готовой продукции ООО «Птицефабрика «Уфимская».
5) рекомендованы пути совершенствования учета продажи готовой продукции.
Как и ранее, плательщиками налога с продажи, признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен налог с продаж. Что касается объекта налогообложения, то он существенно сужен.
Теперь объектом налогообложения прилагаются операции по реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет только физическим лицам (через кассу поставщика) [13].
Согласно мнения Патрова В.В. существует много способов привлечь покупателя - можно продавать товары в кредит, дарить что - либо «в нагрузку», предлагать бесплатную доставку, предоставлять различные скидки и т. д. Но главная цель всех этих методов - продать товар по выгодным условиям и покупателю и продавцу [14].
Учет продаж является достаточно тяжелым участком в бухгалтерском учете и поэтому требует дополнительных затрат и прочной теоретической основы.
Данные бухгалтерского учета непосредственно участвуют в анализе, поэтому говоря о них, непременно следует уделить внимание анализу, в нашем случае анализу продажи готовой продукции и товаров .
А.И. Бужинский считает, что целью анализа выпуска и продажи продукции является нахождение путей увеличения объемов продажи продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия [25].
Основной задачей анализа
- оценки степени выполнения плана продажи продукции и производственной программы;
- оценки динамики выпуска и продажи продукции;
- оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
- установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
- количественной оценки резервов роста выпуска и продажи продукции.
Объем производства продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
А.И. Ковалев и В.П. Привалов выделяют основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продукции, разделяют на внутренние: недостатки в предприятие производства, плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии, недостаток средств, недостатки в системе управления и материального стимулирования и внешние: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения.
Если увеличивается удельный вес
более дорогой продукции, то объем
ее выпуска в стоимостном
Сезонные скидки обуславливаются необходимостью уменьшения времени кругооборота товара, высвобождения оборотных средств. Несмотря на то, что снижение проданной цены товаров уменьшают доходы продавца, использование этого маркетингового приема может дать положительный результат в виде уменьшения времени оборота капитала, привлечения новых покупателей, завоевания более выгодных позиций на рынке сбыта и так далее [10].
Кондраков Н.П. пишет в статье, что продажа продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам: по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС; по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС; по государственным регулируемым розничным ценам [24].
Алборов Р.А. [11] считает, что задачами бухгалтерского учета процесса реализации являются: обеспечение контроля за исполнением договорных обязательств перед покупателями; своевременное и полное оформление документами отгруженной продукции, выполненных работ и услуг на сторону; контроль за правильностью применения цен и использования надбавок к цене за качество продукции, а также за поступлением выручки от реализации продукции (работ, услуг); обоснованное начисление налогов с выручки и точное определение финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг).
Автор статьи Курбангалиева О.А. считает, что в своей практической деятельности сельскохозяйственного предприятия часто реализуют выращенную и переработанную продукцию в розницу через магазин, являющийся структурным подразделениям предприятия. При этом в магазине продаются также продовольственные и промышленные товары, приобретенные у сторонних организаций.
В настоящее время все большее распространение получила розничная продажа товаров в кредит. При учете этих операций следует учитывать нормы гражданского законодательства, которые регулируют процесс продажи в целом. [12]
По мнению автора Лисовича Г.М. все расчеты сельскохозяйственных предприятий с заготовительными организациями строятся на основании заключаемых с ними договоров - контрактов. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений с заготовительными организациями являются приемные квитанции [16].
Таким образом, мы видим, какое множество статей посвящено вопросу учету и анализу продажи готовой продукции. Это связано с постоянными изменениями, вносимыми в учет продажи продукции, так как рыночные преобразования, происходящие в экономике страны повлекли за собой изменения в системе бухгалтерского учета.
ООО «Птицефабрика «Уфимская» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «Об иностранных инвестициях» и осуществляет свою деятельность на основе самофинансирования и самоокупаемости, в соответствии с принятым уставом и действующим законодательством.
Общество имеет целью деятельности: удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и извлечение прибыли. Основные виды деятельности ООО «Птицефабрика «Уфимская»:
- разведение сельскохозяйственной птицы;
- производство
мяса сельскохозяйственной
- производство продуктов из мяса птицы;
- оптовая торговля мясом птицы;
- розничная торговля мясом птицы;
- деятельность столовых при предприятии;
- деятельность
автомобильного грузового
Сегодня ООО «Птицефабрика «Уфимская» имеет 20 цехов и подразделений с полным циклом производства, в том числе собственный инкубатор, кормоцех, цех убоя и цех переработки мяса птицы.
Цех инкубации построен в 1993 году, оснащен инкубаторами ИУФ-45, обеспечивает в полном объеме потребность технологии в выводе молодняка.
Цех выращивания бройлеров
Кормоцех, образца 1965 года, многократно реконструированный по текущим потребностям, в настоящее время используется как склад для временного хранения комбикорма и развозки его по корпусам.
Цех убоя оснащен линией немецкого производства. В отделении переработки мяса имеется разрозненный набор машин для производства целого ряда полуфабрикатов и готовой к употреблению продукции.
Организационная структура предприятия представлена в приложении А.
Управление Обществом
- издает приказы и распоряжения;
- рассматривает текущие и
- обеспечивает выполнение
- принимает на работу и
- организует бухгалтерский учет и отчетность.
Договор между Обществом и Генеральным директором Общества, подписывается от имени Общества Председателем Совета директоров Общества. Заместители Генерального директора назначаются Генеральным директором по согласованию с Советом директоров Общества.
Предприятие возглавляется исполнительным директором. Содержит штат главных специалистов: главный инженер, главный экономист, главный энергетик, главный бухгалтер, главный зоотехник, главный ветврач, специалист по охране труда, заведующий хозяйственной частью.
Отдел кадров представлен инспектором по кадрам, на которого возлагаются обязанности осуществления найма и увольнения работников, регистрация (табельный учет) явки персонала на работу, контроль над соблюдением режима рабочего дня и трудовой дисциплины, инструктаж по профилю работы. Заключение договоров о материальной ответственности и о неразглашении коммерческой тайны.
Подразделение учета, включающее в себя бухгалтерию, расчетный и финансовый отдел, представлен заместителем главного бухгалтера, старшими бухгалтерами, бухгалтерами, кассиром, инженером-программистом, заведующими складами (склад материалов, мясной склад и нефтехозяйство), диспетчером-информатором.
В частности расчетный отдел осуществляет начисление и расчеты с работниками предприятия по заработной плате.
Финансовая служба управляет финансовыми операциями предприятия, ведет учет его доходов и расходов, контролирует поступление на расчетный счет денежных средств, обеспечивает получение и возврат кредитов, выплату налогов бюджет и взносов в федеральные фонды.
Бухгалтерия ведет учет поступления и расходования материальных и финансовых ресурсов на предприятии, предоставляет финансовые отчеты руководителям предприятия, а также государственным и местным хозяйственным органам.
Отдел материально-технического снабжения (ОМТС), состоящий из начальника ОМТС и экономистов ОМТС, находит и определяет поставщиков ресурсов, необходимых предприятию, в частности проводит тендеры среди поставщиков (сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов и оборудования, кормов), заключает договора с поставщиками, организует доставку материальных ресурсов на склад предприятия.
Подразделение сбыта включает в себя начальника цеха реализации, начальника цеха переработки и продавцов. Основные функции данного отдела:
- контроль над качеством
- своевременная и качественная отгрузка мясной продукции;
- соблюдение ассортимента
- соблюдение санитарных
Планово-экономический отдел занимается разработкой комплексных долгосрочных и текущих планов деятельности предприятия, определяет экономическую эффективность производства и капитальных вложений.
Ветеринарная служба осуществляет сохранение птицепоголовья, производство продукции высокого санитарного качества, соблюдение зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления птицы.
Зоотехническая служба обязана контролировать выполнение текущих и перспективных планов производства, контроль над выполнением технологии производства.
Инженерная служба выполняет обслуживание и ремонт технологического оборудования, проведение их модернизации.
Служба капитального строительства осуществляет реконструкцию, текущий и капитальный ремонт зданий, производственных помещений и других объектов строительства.
Проанализируем финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерской отчетности за период 2008-2010 гг. (таблица 1).
Таблица 1 - Экономические показатели деятельности предприятия
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 2008 г. |
Выручка от продажи товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза), тыс. руб. |
262 397 |
428 553 |
528 570 |
201,4 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
237908 |
413924 |
426289 |
179,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
24 489 |
14 629 |
102 281 |
417,7 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
11 205 |
11 958 |
3 597 |
32,1 |
Управленческие расходы, тыс. руб. |
24 133 |
28 080 |
32 140 |
133,2 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
-10 849 |
-25 409 |
66 544 |
- |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
-15 858 |
11 489 |
58 355 |
- |
Среднесписочная численность работников, чел. |
412 |
375 |
315 |
76,5 |
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
76286 |
67410 |
54886 |
71,9 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
15 430 |
14 980 |
14 520 |
94,1 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
637 |
1143 |
1678 |
263,5 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. |
90,67 |
96,59 |
80,65 |
89,0 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
110 547 |
182 377 |
149 380 |
135,1 |
Фондоотдача, руб./руб. |
2 |
2 |
4 |
149,1 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,42 |
0,43 |
0,28 |
67,1 |
Фондовооруженность, руб./чел. |
268,32 |
486,34 |
474,22 |
176,7 |
Рентабельность продукции, % |
-3,97 |
-5,60 |
14,40 |
18,4 п.п. |
Рентабельность продаж, % |
-6,04 |
2,68 |
11,04 |
17,1 п.п. |