Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:26, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции ЗАО СА «Экспресс» и автоматизация результатов исследования.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность предприятия на рынке в целом.
Предмет исследования - конъюнктура предприятия на товарном рынке и его емкость.
Рабочая гипотеза – изучить занимаемое положение на рынке ЗАО СА «Экспресс» и завоевать более высокую долю рынка можно, если:
1 Постоянно изучать и оценивать конъюнктуру и долю рынка.
2 Расширить фирменную сбытовую сеть (фирменные киоски).
3 Разработать мероприятий, направленных на создание положительного имиджа организации.
Автор так же провел исследование емкости рынка по реализации газетно – журнальной продукции, так как именно газеты и журналы как правило пользуются большим спросом в киосках по распространению печатной продукции. Киоски ЗАО СА «Экспресс» в большей степени направлены на распространение именно газет и журналов. Для проведения данного исследования, автором был разработан опросный лист, с целью получения интересующей информации от киоскеров (продавцов в киосках).
Первый метод исследования – это опрос покупателей печатной продукции в фирменных киосках г. Новосибирска. В качестве респондентов выступали реальные покупатели печатной продукции, которые в момент опроса находились в непосредственной близости к киоскам, реализуемых печатную продукцию. Объем выборки составил 500 человек, что позволяет достаточно эффективно оценить сложившуюся ситуацию на рынке печатной продукции, а конкретно ситуацию на рынке сбыта ЗАО Сибирское агентство «Экспресс».
В состав анкеты входило 13 вопросов, на которые было предложно дать ответ респондентам (Приложение А). По результатам проведенного исследования автором был проведен первичный анализ, который показал следующие результаты.
Согласно опросу 100% респондентов
являются покупателями
19,8% респондентов ответили, что имеют доход от 5 тысяч рублей до 9 тысяч; 50,6% имеют доход от 10 тысяч рублей до 15 тысяч и 29,6% респондентов имеют доход свыше 16 тысяч рублей.
На вопрос «покупаете ли Вы печатную продукцию в фирменных киосках?» 100% опрошенных, а именно 500 человек ответили утвердительно.
Из 500 респондентов 24% покупают печатную продукцию в фирменных киосках очень часто; 62,2% часто; 9,6% редко совершают покупки печатной продукции; 4,2% респондентов отметили, что очень редко покупают печатную продукцию. Можно сделать вывод о том, что среди респондентов печатная продукция в фирменных киосках пользуется частым, а, следовательно, регулярным спросом.
53,6% опрошенных чаще всего покупают газетно – журнальную продукцию; беловые товары (школьные тетради, дневники, блокноты и т.д.) приобретает 10,6% респондентов; оригинальные детские издания (раскраски, азбуки) покупают 10,2%; тематические издания (книги и учебники) пользуются спросом у 5,8% респондентов; этикеточная, бланочная, изобразительная продукция (открытки, буклеты, каталоги и т.д.) покупается 17,6% опрошенных; 2,2% чаще всего приобретаю картографическую продукцию (атласы, контурные карты, автомобильные карты и т.п.).
Из этого следует, что наиболее частым, следовательно, большим спросом пользуется газетно - журнальная продукция. Вполне понятно, почему остальная продукция пользуется, сравнительно не большим спросом. Поскольку деятельность фирменных киосков по распространению печатной продукции в первую очередь направлена на распространение именно газет и журналов, именно они представлены в самом широком ассортименте. Остальные товары представлены в значительно не широком ассортименте.
На вопрос «Какие факторы являются решающими при покупке печатной продукции ?», большинство респондентов ответили, что самыми важными факторами является цена, место продажи и престиж фирмы распространителя. Менее важными факторами оказались качество и издательство. Печатная продукция не выступает товаром повседневного спроса и особой важности. В наш век современных технологий фактически любую информацию можно найти в интернете и естественно покупатель не захочет платить высокую цену за печатную продукцию. Вследствие этого играет большую роль местоположение фирменных киосков, едвали человек, который хочет приобрести журнал или другую продукцию, будет преодолеть большое расстояние для совершения покупки. То, что такие факторы как издательство и качество не являются решающим фактором, можно объяснить тем, что покупателям чаще всего вообще неважно под чьим издательством выходит продукт, главное его внешний вид и содержание, а отсюда следует, что читатель редко задумывается из каких материалов и каким образом изготовлена печатная продукция.
«Фирменные киоски, каких распространителей печатной продукции вы знаете?» На данный вопрос респондентам было предложено дать свой вариант ответа. Были названы следующие фирменные киоски: СА «Экспресс», «АРП «Фрам», «Пресс Центр», «Новосибирск - Роспечать». Небольшое количество респондентов отметили, что покупают печатную продукцию в палатках, то есть у других розничных торговцев. Поскольку доля таких торговцев на рынке очень мала, при анализе их можно не учитывать. Чаще всего указывались фирменные киоски СА «Экспресс». Это говорит о том, что фирменные киоски ЗАО Сибирское агентство «Экспресс» пользуются достаточно большой популярностью, по сравнению с киосками других распространителей печатной продукции.
63,6% респондентов ответили,
что предпочитают покупать
При выборе места покупки, в первую очередь 47,4% опрошенных руководствуются местоположением торговых точек; 18,4%- шириной ассортимента; 15,4% - важно качество обслуживания; 18,8% - репутация распространителя печатной продукции. Свой вариант ответа не предложил ни один респондент. Довольно большой процент опрошенных считают важным местоположение торговых точек. Печатная продукция относится к категории сопутствующих товаров. Поэтому, несомненно, важно располагать торговые точки в непосредственной близи к местам большого скопления людей (магазины, метро, торговые центры и т.д.), так как покупки данных товаров осуществляется в основном “по пути”.
Респондентам был задан вопрос «Совершают ли они покупку печатной продукции в сети киосков ЗАО СА «Экспресс»?» 455 респондентов, то есть 91% ответили утвердительно. 45 опрошенных, а именно 9 % сказали, что не являются покупателями печатной продукции в киосках СА «Экспресс».
Далее 455 респондентов берется за 100%.
На вопрос «Как часто Вы совершаете покупку печатной продукции в сети киосков ЗАО СА «Экспресс»?» 8.4% респондентов ответили что ежедневно; 34,4% - несколько раз в неделю; 20,2% - раз в неделю; 24,2% – несколько раз в месяц; 12,8% приобретают печатную продукцию реже, чем раз в месяц. По данному вопросу можно сделать вывод о том что, печатная продукция, распространяемая в киосках СА «Экспресс» достаточно большим и регулярным спросом. Достаточно респондентов ответили, что покупают продукцию либо несколько раз в месяц или реже, чем раз в месяц. Этот факт не является отрицательным. Поскольку большинство печатных изданий выходят через определенный интервал времени (2 раза в месяц, каждый месяц и т.п.), в основном это касается газет и журналов.
37,6% респондентов готовы потратить от 10 до 100 рублей на покупку печатной продукции; 40,2% - от 101 рубля до 300 рублей; 22,2% опрошенных в основном на покупку печатной продукции тратят от 300 рублей и выше. Большой процент опрошенных тратят на покупку печатной продукции от 10 до 300 рублей. Так как, средняя стоимость газет и журналов (основная реализуемая печатная продукция) составляет: газеты от 18 до 25 рублей и журналы от 80 до 110рублей. Открытки, буклеты, брошюры и т.д. имеют достаточно низкую стоимость, следовательно, покупатели не затрачиваю при их покупке много денежных средств. Покупки свыше 300 рублей, можно назвать составными (приобретается не один вид продукции по достаточно высокой стоимости, либо покупается товар в большом количестве).
На вопрос «Довольны ли Вы предлагаемым ассортиментом печатной продукции в киосках ЗАО СА «Экспресс»? - 91,6% ответили, что довольны предлагаемым ассортиментом; 6,6% респондентов отметили, что не совсем удовлетворены ассортиментом, представленным в киосках СА «Экспресс»; и лишь 1,8% дали неудовлетворительный ответ. Можно сделать вывод, что ЗАО СА «Экспресс» старается максимально полностью удовлетворить потребности покупателей в печатной продукции. Предлагает к реализации широкий спектр печатной продукции около 750 позиций.
На сегодняшний день новосибирский рынок распространения печатных средств массовой информации можно считать в достаточной степени монополизированным. Доля рынка по распространению ГЖП в киосках ЗАО СА «Экспресс» составляет порядка 56%, а оставшийся потенциал практически равномерно распределялся между ООО «АРП «ФраМ» (17%) и ООО «Пресс Центр» (12%), остальные 15% делят между собой частные торговцы ГЖП.
Полученные результаты при анализе анкеты подтверждают лидирующее и устойчивое положение ЗАО СА «Экспресс». Реализуемая печатная продукция пользуется большим и достаточно регулярным спросом на рынке города Новосибирска. Большинство покупатели предпочитают приобретать продукцию именно в сети киосков СА «Экспресс». Поскольку данная компания имеет самое большое количество торговых точек, а именно киосков (286), благодаря чему и происходит охват большого числа покупателей. Так же Сибирское Агентство «Экспресс» предлагает, пожалуй, самый широкий ассортимент печатных изданий, что, безусловно, выгодно отличает его от компаний конкурентов. Предоставление качественных услуг покупателем, еще одно не маловажное достоинство компании. ЗАО СА «Экспресс» всегда было и остается надежным и ответственным посредником между издателем и читателем.
Несмотря на положительный анализ сложившейся ситуации на рынке, компании все же необходимо тщательно отслеживать изменения и тенденции на рынке распространения печатной продукции. Поскольку интернет и другие новые технологии постепенно вытесняю с рынка печатную продукцию. Так же до сих пор сказывается влияние мирового кризиса. Именно по этому компании необходимо эффективно реализовывать на высоком уровне свою основную задачу - выполнять качественную и оперативную работу по обеспечению доступа к самому широкому кругу периодических печатных изданий выпускаемых как в России, так и за рубежом. Так же необходимо использовать многолетний опыт и передовые технологии, чтобы на столе у читателя всегда была свежая пресса.
Рассмотрим анализ емкости товарного рынка ЗАО СА «Экспресс».
Для анализа емкости товарного рынка автором была изучена соответствующая документация предприятия и сделаны соответствующие расчеты.
Существует много методов расчета емкости товарного рынка. Самый популярный, из которых является математический метод расчета емкости рынка.
Математически, ёмкость рынка можно выразить следующим образом:
Е = М х С, (1)
где Е - емкость рынка в натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);
М - количество реализуемого товара в год (ед.);
С - стоимость товара (руб.)
Данный метод является довольно простым, поэтому отражает емкость рынка не достаточно точно, что в данном случаи этот метод для расчета не подходит.
Для расчета емкости рынка печатной продукции реализуемой ЗАО СА «Экспресс» автор выбрал следующий метод: определение емкости рынка по индексу исследовательской панели.
Рассчет проводится по киоскам компании «Экспресс» в городе Новосибирске, в экземплярах печатной продукции.
Данный метод рассчитывается с помощью панели продавцов. Для этого необходимо знать следующие показатели:
1 Общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией (Кобщ.).
2 Количество магазинов входящих в панель (Кп).
3 Период, за который собираются данные по панели (t, мес.).
4 Остатки продукции на складах каждого магазина, включенного в панель, на начало и на конец исследуемого периода (Оiн, Оiк).
5 Объем продаж в рассматриваемый период каждого из магазинов входящих в панель (Пi).
Расчет производится по следующей формуле:
Е = ((å(Оiн – Оiк) + Пi) / Кп) * 12/t * Кобщ, где i = 1, …………..,Кп.(2)
Для того, чтобы немного упростить данное математическое выражение, то возьмем первый сомножитель (средний объем продаж одного розничного магазина, входящего в исследовательскую панель) и обозначим его через переменную Ип (индекс панели). Средний объем продаж одного розничного магазина, входящего в исследовательскую панель, является динамической характеристикой панели, а именно ее индексом.
При подстановке данной переменной вместо первого сомножителя, то расчет принимает более упрощенный математический вид:
Е = (Ип * 12 * Кобщ)/ t (3)
Значение Е (емкость рынка), полученные с использованием панелей продавцов и потребителей, должны совпадать.
Вышеприведенный метод с использованием панели продавцов широко используется компаниями, имеющими собственную сеть магазинов, либо по договоренности конкурирующих фирм между собой. Общее же количество розничных точек можно найти в статистических сборниках, справочниках или по данным исследовательских компаний. Именно по этому данный метод является более всего подходящим. Поскольку ЗАО СА «Экспресс» имеет 286 торговых точек (киосков) по реализации печатной продукции.
Полученная емкость рынка в результате вышеописанного метода будет среднестатистической и отклонение от достоверности не высоким, так как ЗАО СА «Экспресс» имеет весомый удельный вес на данном рынке.
«Метод индекса исследовательской панели», иногда называется «метод панели Нильсена». Для расчёта ёмкости рынка на основании панели продавцов, при использовании данной методики, имеем следующую формулу
E = ( ∑ (Viн - V iк ) + Пр i ) / K n * 12/T * Kобщ, (4)
i=1, … K n,
Где Viн и V iк объём складских запасов на начало и конец периода исследования в i-том магазине.
Пр i - объём продаж в i-том магазине за период исследования
K n - количество магазинов, входящих в панель
Информация о работе Изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции