Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является изучение сегментации потребительских рынков, и разработка рекомендаций по совершенствованию сегментации рынков сбыта на ОАО "ТАиМ".
Задачи работы:
рассмотреть основы сегментации потребительских рынков;
изучить планирование стратегии сегментации потребительского рынка;
рассмотреть сегментацию рынков сбыта на ОАО "ТАиМ";
определить внешнеторговые особенности рынков сбыта ОАО "ТАиМ".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ОСНОВЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ….......................... 6
1.1.Сущность и признаки сегментирования рынка…………….................... .6
1.2.Мероприятия по проведению сегментации на отечественных
предприятиях……………………………………....... ………………….. ..10
1.3.Особенности международной сегментации …………………………… 12
2.СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКОВ СБЫТА НА ОАО «ТАиМ»…………………. 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия……….. 15
2.2.Внешнеторговые особенности рынков сбыта ОАО «ТАиМ»……..… 16
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКОВ…………………………………………………………………… 28
3.1. Практическое применение методов сегментации………….……...……. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………….…………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Рисунок4. Доля МАЗа на рынке РФ
Примечание. Собственная разработка.
На рисунке четко видно, что занимаемая доля автомобилей МАЗ составляет порядка третей доли всего рынка грузовых автомобилей. Это весьма значимый показатель и он отражает направление работы сбытовой деятельности предприятия «ТАиМ». При проведении сегментации потребительских рынков ОАО «ТАиМ» следует строить политику сегментирования с основным упором на рынок РФ. Необходимо налаживать деловые контакты с фирмами, занимающимися продажей авто запчастей и теми которые осуществляют ремонт и обслуживание.
Исходя из ситуации положения
предприятия «ТАиМ», в котором
оно напрямую зависит от
Рисунок5. Объемы продаж МАЗов в РФ
Примечание. Собственная разработка
На рисунке видно, что минский автомобильный завод наращивает объемы продаж на Российский рынок. Этому способствуют межправительственные договоры в рамках союзного государства, а также высокое качество автомобилей по относительно невысоким ценам. Перед МАЗом на этот год поставлена задача наращивание объемов продаж, что положительно отразится на спросе продукции ОАО «ТАиМ». России в свою очередь также выгодно покупать грузовые автомобили из Республики Беларусь, так как они в основном оснащаются двигателями российского производителя из города Ярославля, а также многие другие детали. Это создает оптимистическую ситуацию на ОАО «ТАиМ» и дает возможность строить долгосрочные планы работы на рынке РФ, развивать сотрудничество и применять на нем сегментирование.
Важнейшим направлением,
которое стоит перед
Рисунок2.3.Поставки продукции по странам.
27
Рисунок 6. Поставки продукции по странам
Примечание. Собственная разработка
Учитывая сложившуюся ситуацию на внутреннем рынке республики, в ближайшее время не предполагается острой конкуренции по основным видам изделий (пневмотормозные системы и механизмы). Конкуренция носит в большей степени межгосударственный характер и принятые правительством меры по защите отечественных производителей не позволяют прогнозировать в ближайшем будущем изменения в данной ситуации: конкуренты-производители товаров аналогичных основным заводским изделиям расположены в Российской Федерации и на Украине. Пневмоаппараты выпускают Полтавский агрегатный завод, тормозную колодку для автотехники МАЗ серии 500 выпускает Днепропетровский машиностроительный завод, регулировочный рычаг – Калининградский машиностроительный завод.
Положение предприятия на рынке характеризуется следующими факторами:
внутренние сильные стороны:
-достаточно
хороший имидж среди
-устойчивый производственный коллектив и проверенная администрация
-сложившиеся
хозяйственные связи с
Удельный вес поставляемой продукции этим потребителям составит ориентировочно 65 проц. в общем объеме реализации. Освоение производства ряда новых изделий для РУП «МАЗ», в частности тормоза передние 54321-3501004\05, 64221-3501004\05, 6430-3501004\05, 101-3501004\05, рычаги регулировочные автоматические 64226-3501136, 54321-3502135\136, 103-3501136-10, 152-3502135-11\136-11, 64226-3502135, 64226-3502135-10\136-10, 64226-3502136, 64226-3502136-10, гайка колесная 93865-3104038, бобышка 101-3513022-10, подъемники 5440-3108210, 5434-3108210 позволяют рассчитывать в будущем на дополнительные объемы реализации. В настоящее время потребность РУП «МАЗ» в автоматическом регулировочном рычаге 64226-3501136 составляет в среднем до 14000 шт. в квартал. В 2005 году потребность РУП «МАЗ» в этой продукции увеличится до 63000 шт. Кроме РУП «МАЗ» предполагаются поставки рычага 64226-3501136 на заводы «Спецавтотехника» г. Бобруйск, «Могилевтрансмаш», «Белкоммунмаш» г. Минск, а также российским потребителям из числа организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей и автобусов.
На основе полученных заявок и годовых договоров о кооперации планируются поставки товаров также следующим потребителям:
Объем реализации товаров этим потребителям прогнозируется в размере 11 проц. в общем объеме.
Как свидетельствует анализ товародвижения последних лет, объем месячных заявок белорусских потребителей напрямую зависит от финансово-экономического положения и не всегда стабилен. Это, в свою очередь, может вносить изменения в планируемые объемы реализации товаров по линии кооперации. Согласно проведенному анализу, конъюнктура рынка предполагает определенный спад производства основных потребителей в январе-феврале, июне-июле, но в тоже время компенсируется за счет увеличения объемов заказов в апреле-мае, сентябре-декабре.
Таким образом, результаты маркетинга и имеющиеся прогнозы не предполагают серьезных изменений в емкости рынка в разрезе поставок продукции по линии кооперации, а при отсутствии внезапных форс-мажорных обстоятельств имеется уверенность стабильной работы завода по линии кооперации в ближайшие годы и выполнения объемов производства для этой категории потребителей.
Маркетинг
рынка и достигнутые
По результатам маркетинга рынка, к настоящему времени создана устойчивая сеть из числа потребителей, которые занимаются комплектацией, ремонтом и техническим обслуживанием грузовой автомобильной, автобусной, тракторной и сельскохозяйственной техники. К числу этой категории покупателей заводской продукции относятся сервисные центры по обслуживанию автотехники МАЗ, автоцентры КАМАЗ, автоцентры по обслуживанию автотехники ЗИЛ, КРАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, авторемонтные и мотороремонтные мастерские.
Тщательное зондирование рынка РБ позволило выявить и установить на национальном рынке практически все организации и фирмы, занимающиеся реализацией запчастей для грузовой автотехники. Указанные потребители используют в своей производственной и торгово-коммерческой деятельности в основном изделия, которые завод поставляет по линии кооперации, т.е. тормозные колодки, регулировочные рычаги, виброизоляционные подушки, пневмоаппараты, тормозные шланги и др.
В ходе маркетинговых исследований рынка РФ и внутреннего рынка Республики создана дилерская сеть, состоящая из 14 организаций, Центральный и Северо-Западный Федеральные округи России, часть Украины. Ежемесячно Дилерская сеть осуществляет закупки на сумму эквивалентную 6,0 млн. руб. РФ. Дилерская сеть постоянно расширяется за счет привлечения новых контрагентов. Целенаправленная деятельность заводских контрагентов по расширению рынков сбыта в своих регионах позволила значительно увеличить емкость рынков по отдельным видам продукции ОАО «ТАиМ».
Таким образом, следует отметить, что сегментирование рынков сбыта ОАО «ТАиМ» основывается на трёх основных рынках. Таковыми являются - Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина. Предприятие по доле поставки продукции является лидером на отечественном рынке . Это обусловлено тем, что ОАО «ТАиМ» является монополистом по производству пнемотормозной аппаратуры. Также широко распространена дилерская сеть в РФ. Более 70 % экспортных поставок осуществляют российские дилеры.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЕГМЕНТАЦИИ
3.1. Практическое применение методо
Рассматривая рынки
ОАО «ТАиМ» не трудно заметить, что
основными потребителями
Одним из методов сегментации потребительских рынков является метод кластерного анализа. Рассматривая рынок РФ, мы его можем разбить на 8 сегментов, затем каждому из них дадим оценки по шкале в пределе от 2 до 9 баллов.
Для применения на практике алгоритма классификации рынков с помощью кластер-анализа воспользуемся следующими данными (таблица 1).
Классификация осуществляется по следующему алгоритму:
I. Рассчитывается пороговый коэффициент (Кj):
а) по каждому из критериев определяется показатель вариации (В) как отношение размаха вариации (разность между крайними значениями) к средней величине критерия:
б) выявляется критерий
с наибольшим значением
в) по критерию с наибольшим значением показателя вариации определяется отношение минимального уровня к максимальному:
По величине этого
отношения определяется
Пороговый коэффициент показывает, что классифицируемые рынки по всем критериям близки не менее чем на величину этого коэффициента. Так если Кj = 0,6, то это означает, что входящие в группу рынки близки не менее чем на 60 процентов.
Рынок |
Критерии (оценка в баллах) (i – индекс критерия) | ||
Платежность |
Перспективность |
Емкость | |
Санкт-Петербург А |
4 |
5 |
7 |
Ярославльская область Б |
7 |
8 |
4 |
Саратовская область В |
5 |
7 |
2 |
Краснодарский край Г |
6 |
3 |
4 |
Москва Д |
5 |
7 |
9 |
Брянская область Е |
8 |
2 |
3 |
Смоленская область Ж |
6 |
7 |
6 |
Московская область З |
7 |
4 |
5 |
Среднее 6,0 5,375 5,0
значение
Примечание. Собственная разработка
II. Осуществляется оценка близости двух рынков по одному критерию с помощью индивидуальных коэффициентов близости (Кi):
Кi = Хi min ,
Xi max
где Хi min; Xi max – минимальное и максимальное значение i-го критерия по двум рынкам.
Рассчитаем Кi для рынков А и В по критерию 1: К1= 4/7 = 0,571.
Отметим, что между рынками, по которым хотя бы один из индивидуальных коэффициентов ниже порогового, интегральные коэффициенты не рассчитываются, а эти рынки не объединяются в одну группу, поскольку данные рынки по соответствующему критерию больше далеки, чем близки. Например, в нашем случае индивидуальный коэффициент по рынкам Брянской и Смоленской областям (критерий 2) ниже 0,5 (2/7 = 0,286). По этим рынкам расчет интегрального коэффициента нецелесообразен, так как неоднородные рынки (в соответствии с равноправием критериев) не следует объединять в одну группу.
Информация о работе Исследование сегментов рынка предприятия