Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:38, курсовая работа
Показана специфика страхового рынка и страхового маркетинга. Проведен анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь. Выявлены проблемы страхового маркетинга в Республике Беларусь. Рассмотрены возможности и разработаны пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Введение...................................................................................................................4
1 Исследование специфики страхового рынка и страховой маркетинг.............6
1.1 Характеристика страхового рынка, особенности его организации..............6
1.2 Особенности страхового маркетинга............................................................11
1.3 Методы сбора рыночной информации..........................................................13
2 Анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь................................16
2.1 Развитие страхового рынка в Республике Беларусь....................................16
2.2 Состояние страхового рынка Беларуси.........................................................23
3 Проблемы и пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь..................................................................................................................27
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................35
В первом приближении способы исследования страхового рынка можно разделить по двум признакам — источник информации, а также метод ее получения. Если говорить о классификации исследований по типам источников информации, то их также можно разделить на две основных группы. К первой относятся внутренние исследования, использующие собственные источники информации страховщика — например, базы данных по клиентам, ко второй — внешние исследования, осуществляемые страховщиком с использованием привлеченной информации [10, c. 43].
К внутренним источникам маркетинговой информации относятся:
- отчеты и иная информация о состоянии рынков и сбыте страховых продуктов, исходящие от сетей продажи страховой продукции — сотрудников компании, агентов, а также брокеров;
- аналитическая бухгалтерия, дающая представление о структуре издержек и цены страховой продукции, а также о ее рентабельности;
- базы данных по клиентам компании, позволяющие прослеживать закономерности по рентабельности страховых продуктов в зависимости от индивидуальных особенностей потребителей, а также прослеживать региональный разрез эффективности сбыта и рентабельности;
- данные, исходящие из служб ликвидации, занятых урегулированием убытков, которые позволяют проследить характерные особенности страховых случаев и определить их среднюю стоимость;
- пожелания и рекламации клиентов, не довольных различными сторонами деятельности страховщика;
- наблюдения экспертов по оценке риска (андеррайтеров).
Внешние источники информации — это:
- собеседования или дискуссии со специально подобранными группами потребителей (фокус-группами), в ходе которых можно проводить углубленный анализ мотивации страхователей, их предпочтений и потребностей;
- личные интервью с потребителями, проводимые в свободном режиме или по определенной схеме с использованием заранее подготовленных вопросов,
- опросы фактических и потенциальных страхователей с использованием формализованных опросников — как правило, такие исследования осуществляются специализированными социологическими организациями;
- телефонные, почтовые опросы случайных выборок потребителей или заранее определенных групп страхователей, а также опросы по компьютерной сети,
- опросы профессиональных участников рынка — страховщиков, агентов, брокеров, экспертов и др.;
- открытые информационные базы данных по макроэкономическим показателям, а также по состоянию рынка — например, информационные базы;
- платные источники информации, базы данных различных министерств и ведомств;
- профессиональная статистика, в первую очередь;
- анализ открытых печатных материалов и рекламы страховщиков.
По признаку «метод получения информации» все виды маркетинговых исследований можно разделить на две основные группы:
- опросы, связанные с выяснением отношения потребителей или действующих лиц страхового рынка к тем или иным явлениям, продуктам или их свойствам;
- использование формализованных баз данных по макроэкономическим показателям, потреблению страховых продуктов, уровню риска и другим показателям [18, c. 52].
Таким образом, задача страховщика состоит в том, чтобы найти свое место на рынке и действовать на нем максимально эффективно. И здесь огромное значение имеет изучение рынка.
2 Анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь
2.1 Развитие страхового рынка в Республике Беларусь
Страховой рынок Республики
Беларусь начал свое развитие с начала
девяностых, в период бурного развития
предпринимательской
Желание многих заработать на неразвитом рынке привело к созданию более 40 страховых организаций, вступивших в борьбу за выживание.
Единственным, кому эта деятельность явилась не в новинку, был Белгосстрах, организация, основанная ещё в 1921 году [8].
Полученный на протяжении десятков лет опыт и разветвленная сеть продаж позволяют Белгосстраху и сейчас удерживать лидирующие позиции по сумме полученной страховой премии, ежегодно покрывая страхованием более половины страхового рынка республики.
Белгосстрах из года в год занимает лидирующие позиции на рынке страховых услуг в Республике Беларусь (рис. 2.1) [3].
Источник: [3]
Белгосстрах осуществляет самые крупные страховые выплаты на рынке Беларуси по рискам, связанным с деятельностью предприятий (рис. 2.2) [3].
Источник: [3]
Клиентами Белгосстраха являются все юридические лица Беларуси, а общее число страховых услуг, оказываемых Белгосстрахом, достигает 6 миллионов в год (рис. 2.3) [3].
Источник: [3]
Белгосстрах постоянно развивается, расширяет список страховых услуг и улучшает качество обслуживания. С каждым годом клиентов становится все больше, растут поступления страховых взносов и увеличивается страховой фонд (рис. 2.4) [3].
Источник: [3]
Белгосстрах — самая крупная
страховая компания в Республике
Беларусь. Это позволяет ей обеспечивать
страхование на очень большие суммы
и гарантировать выплату страхового возмещения
(рис. 2.5) [3].
Источник: [3]
Многие не выдержали испытаний на прочность в условиях развивающейся экономики, отдельные организации не смогли удовлетворить требования лицензирующего органа и обеспечить полноценную защиту своих страхователей.
В итоге в настоящее время на страховом рынке республики осуществляют страховую деятельность 24 страховые организации, две из которых получили данное право относительно недавно.
При этом, как первая, так и вторая компании являются своего рода уникальными для нашего рынка.
Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация» создана по решению Правительства. Данная организация является первой и единственной в Республике, осуществляющей деятельность исключительно по перестрахованию.
Правительство, создавая данную организацию,
ставило перед собой
В этом случае страховая компания, чтобы обеспечить защиту страхователю, передает часть своего риска за определенную плату другому страховщику (возможно иностранному), который обладает необходимой величиной собственного капитала. Это способствует привлечению иностранных участников страхового рынка к размещению своих рисков на территории нашей республики [17].
Таким образом, функционирование данной организации наряду с другими инструментами увеличения экспорта должно помогать созданию в нашей республике положительного внешнеторгового сальдо.
«Белэксимгарант» организация разработала и реализовала в республике целую систему комплексной страховой защиты участников ВЭД. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» эта организация наделена исключительным правом осуществления страхования экспорта от имени Республики Беларусь. Основная цель, которую ставит Правительство перед Белэксимгарантом в краткосрочной перспективе - уменьшение экспортных рисков при поддержке государства.
Итак, перечислим еще
раз все созданные
- Белорусское республиканское
унитарное страховое
- Белорусское государственное
предприятие экспортно-
- Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация».
Создавая данные организации, Правительство, в первую очередь, ориентировалось на необходимость создания действенного механизма минимизации потерь от непредвиденных ситуаций в экономике республики, усиление социальной защиты населения и гарантий защиты их имущественных интересов.
Этим же принципом руководствовалось государство, когда предоставляло полномочия по проведению обязательных видов страхования только государственным страховым организациям или тем компаниям, в чьих уставных фондах доля собственности государства составляет более 50 процентов. Данная норма действует только с 2004 года, а до этого обязательные виды страхования, в частности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имели право проводить как государственные, так и частные страховые компании.
Страховые организации
с долей собственности
- Закрытое акционерное страховое общество «Промтрансинвест»;
- Закрытое акционерное страховое общество «ТАСК»;
- Закрытое акционерное страховое общество «Белнефтестрах»;
- Страховое общество с ограниченной ответственностью «Белкоопстрах».
В каждой из этих компаний государству принадлежит более 50% акций, а в ЗАСО «Промтрансинвест» государственные предприятия и организации владеют 100% акций [17].
Итак, одна из отличительных
черт таких страховых компаний состоит
в предоставленной им государством
возможности проводить
Перечень видов обязательного
страхования в Республике Беларусь
с указанием страховых
Первая в Республике Беларусь полностью иностранная страховая компания – Иностранное страховое закрытое акционерное общество «Генерали» [17].
Появление иностранной страховой организации «Генерали» на нашем рынке, показывает готовность нашей республики принимать у себя иностранных инвесторов в сфере страхования. Но нельзя говорить, что ранее наш рынок был полностью закрыт от иностранного капитала.
В последнее время все больше страховых организаций стремились привлечь иностранного инвестора, воспользовавшись его опытом и капиталом. Ведь недостаточная капитализация страхового рынка - это чуть ли не основной сдерживающий фактор развития отрасли. В нашей республике это особенно актуально.
Для сравнения - отдельные страховые организации из числа лидеров белорусского страхового рынка обладают собственным капиталом, превышающим величину совокупного собственного капитала всего страхового рынка нашей республики (по состоянию на 01.07.2008г. – 337,8 млрд. рублей).
Таблица 2.1 - Перечень
видов обязательного
|