Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:38, курсовая работа
Показана специфика страхового рынка и страхового маркетинга. Проведен анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь. Выявлены проблемы страхового маркетинга в Республике Беларусь. Рассмотрены возможности и разработаны пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Введение...................................................................................................................4
1 Исследование специфики страхового рынка и страховой маркетинг.............6
1.1 Характеристика страхового рынка, особенности его организации..............6
1.2 Особенности страхового маркетинга............................................................11
1.3 Методы сбора рыночной информации..........................................................13
2 Анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь................................16
2.1 Развитие страхового рынка в Республике Беларусь....................................16
2.2 Состояние страхового рынка Беларуси.........................................................23
3 Проблемы и пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь..................................................................................................................27
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................35
Источник: [17]
Поэтому в настоящее
время государством проводится активная
политика по либерализации
Так, по состоянию на 1 июля 2009 года из 16
частных страховых компаний, действующих
на рынке, 11 имели в своем составе иностранных
акционеров.
Ниже приведен полный перечень страховых компаний с указанием формы собственности и основных видов предоставляемых услуг (табл. 2.2):
Таблица 2.2 - перечень страховых компаний с указанием формы собственности и основных видов предоставляемых услуг
|
Источник: [17]
В заключении можно предложить
группировку страховых
- организации со страховым портфелем, ориентированным на физических лиц: Белгосстрах, ЗАО «Страховая компания АльВеНа», СБА ЗАСО «Купала», ЗАСО «КЕНТАВР»;
- организации со страховым портфелем, ориентированным на юридических лиц: УСП «Белвнешстрах», ЗАСО «Белнефтестрах», ЗАСО «БЕНИР, «Белэксимгарант», СООО «Белкоопстрах», ОАСО «БАГАЧ», ЗАСО «БАСО»;
- организации без четко
выраженной ориентации в
Страховой организацией ИП ЗАСО «Генерали» страховой портфель в настоящее время не сформирован.
2.2 Состояние страхового рынка Беларуси
За 2009 год действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 1 115,2 млрд. рублей. Прирост поступлений за 2009 год по сравнению с 2008 годом составил 175,5 млрд. рублей, или 18,7 %.
По добровольным видам страхования получено страховых взносов на сумму 518 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 46,4 % (за 2008 год – 44 %). В структуре поступления страховых взносов по добровольным видам страхования на долю каждого вида страхования приходится: личное страхование – 23,6% от суммы взносов по добровольным видам страхования, имущественное страхование – 69,8 %, страхование ответственности – 6,6 %.
По обязательным видам страхования получено страховых взносов 597,2 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 53,6 % (за 2008 год – 56,0 %), из них личное страхование – 40,4 % от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 8,5 %, страхование ответственности – 51,1 %.
Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике за 2009 год составили 632 млрд. рублей. В структуре страховых выплат на долю добровольных видов страхования приходится 47 %, обязательных видов страхования -53 %.
Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 2009 год составил 56,7 %.
Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.01.2010 составила 855,1 млрд. рублей. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 658,5 млрд. рублей, а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, -196,6 млрд. рублей.
Сумма полученного дохода от размещения средств страховых резервов за 2009 год составила 92,1 млрд. рублей.
По состоянию на 01.01.2010 собственный капитал страховых организаций республики составил 1 870 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом в действующих ценах на 487,1 млрд. рублей, или на 35,2%. Уставный фонд составляет 1 656,1 млрд. рублей, или 88,6 % от величины собственного капитала (Приложение 1).
Среднесписочная численность работников страховых организаций республики за анализируемый период составила 13 459 человек, в том числе штатных – 8 355.
На 1 января 2010 г. страховой сектор Республики Беларусь включал в себя 24 страховые компании, в том числе 4 компании, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация».
На страховом рынке республики в 2009 году страховую деятельность осуществляли 8 страховых компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству (их число за год не изменилось), количество компаний, контролируемых иностранным капиталом, возросло с 7 до 9 за счет прихода в 2009 году на страховой рынок республики двух иностранных страховых компаний – ЗАО «СК» Росгосстрах» и ИСП «Цептер Иншуранс», количество частных страховщиков, напротив, уменьшилось с 9 до 7.
К началу 2010 года собственный капитал страхового сектора достиг 1,87 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом более чем в 3,4 раза, что было обусловлено значительным ростом в 2009 году уровня капитализации государственных страховщиков. Как следствие, значительно возросла по сравнению с 2008 годом доля уставного фонда в собственном капитале страхового сектора – с 70,2 до 88,4 процента. Также существенно увеличилось соотношение собственного капитала и активов страхового сектора – с 40,4 до 63,9 процента, что может свидетельствовать об излишней капитализации страхового сектора республики.
На 1 января 2010 г. индивидуальные рейтинги международных рейтинговых агентств имели 3 страховые компании, при этом двум из них рейтинги были присвоены агентством Fitch Ratings и одной – агентством A.M. Best Co.
Степень концентрации страхового сектора республики в 2009 году сохранялась на достаточно высоком уровне.
Основной объем страхового бизнеса в 2009 году был сосредоточен в 10 страховых компаниях (преимущественно государственных), занимающих лидирующие позиции по объемам полученных страховых взносов и обеспечивших 94,9 процента их поступлений в целом по сектору (в 2008 году – 93,8 процента). Индекс Херфиндаля – Хиршмана для страхового сектора, рассчитанный по показателю поступивших взносов с учетом перестрахования, сложился в 2009 году в размере 0,31 (в 2008 году – 0,35), индекс Джини, рассчитанный по аналогичному показателю, – 0,76 (0,75), что свидетельствует о сохранении высокой концентрации страхового рынка в Республике Беларусь.
Ухудшение финансового состояния и снижение платежеспособности предприятий республики, замедление роста реальных доходов населения оказало в 2009 году сдерживающее влияние на темпы развития страховой отрасли.
Общий объем страховых взносов в 2009 году с учетом операций по перестрахованию достиг 1,1 трлн. рублей, доля взносов по добровольным видам страхования составила 46,5 процента (в 2008 году – 44 процента).
Темпы роста взносов (с учетом операций по перестрахованию) в 2009 году снизились по сравнению с предшествующим годом более чем в 2 раза (с 43,9 до 18,9 процента). Однако, учитывая то, что значительную долю (около 30 процентов) в общем объеме страховых взносов составляют взносы в иностранной валюте (или определяемые в соответствии с курсом иностранной валюты), сложившийся в 2009 году рост взносов во многом был обусловлен девальвацией белорусского рубля. Без учета девальвации темпы развития страхового рынка республики составили не более 10,8 процента.
Доля собранных страховых взносов по отношению к ВВП составила в 2009 году 0,81 процента (в 2008 году – 0,72 процента). По данному показателю Беларусь по-прежнему отстает не только от развитых западных стран, но и от Украины и России.
За январь – июль 2010 года действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 737,4 млрд. рублей. Прирост поступлений за январь – июль 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 120,8 млрд. рублей, или 19,6 %.
По добровольным видам страхования получено страховых взносов в размере 364,1 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 49,4 %. По обязательным видам страхования получено страховых взносов 373,3 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 50,6 %.
Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 426,6 млрд. рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме полученных страховых взносов за январь – июль 2010 года составил 57,9 %.
За январь - июль 2010 года страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 82,6 млрд. рублей, из них 36,6 млрд. рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 46,0 млрд. рублей – платежи во внебюджетные фонды.
Среднесписочная численность штатных работников страховых организаций республики по состоянию на 01.08.2010 составила 8 660,0 человек [16].
Перед рынком сегодня стоят серьезные задачи по увеличению доли страховых услуг во внутреннем валовом продукте. Вопросы развития страховой отрасли серьезным образом рассматривались на различных уровнях. Вместе с тем, несмотря на то, что за последние годы страховой рынок достиг существенных темпов роста в относительном выражении, результаты работы не могли устраивать ни Правительство ни руководство Минфина, поскольку основные ориентиры достигнуты не были. Требовались какие-то нестандартные решения, в том числе путем перестройки работы внутри самого Минфина. Поэтому руководство Минфина и было вынуждено искать пути выхода из сложившегося положения, и оно их нашло. Изменение организационной структуры Главного управления страхового надзора и ротация кадров, является правильным решением. Это позволит внести определенный импульс для улучшения организации работы Главного управления страхового надзора. Аналогичные подходы были применены в отношении подчиненных Минфину организаций [9].
Таким образом, можно говорить о начале интеграции нашего страхового рынка в международное сообщество и начале нового этапа развития данного финансового института. Но не надо забывать, что мы находимся в самом начале пути и нам предстоит сделать немало для признания белорусских страховщиков равноправными игроками страхового рынка за пределами нашей республики. Первые шаги в этом направление уже предприняты.
3 Проблемы и пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь
При анализе развития страхового маркетинга важно выделить факторы, которые тормозят и стимулируют его применение. К сожалению, на сегодня к развернутому, многостороннему внедрению маркетинга в свою деятельность приступают не многие белорусские страховые компании. Среди причин такого положения основными являются:
- недостаток навыков применения маркетинга у страховщиков, отсутствие долгосрочного планирования и видения перспективы развития компании, ориентация страховщиков на краткосрочные нужды сегодняшнего дня;
- высокий уровень развития кэптивного и корпоративного страхования. Корпоративные и кэптивные страховые компании особо не нуждаются в страховом маркетинге — для них вопрос борьбы за рынок не слишком актуален. Страховое поле для этих компаний предоставляют акционеры или члены той же финансово-промышленной группы. Для таких компаний имеют большое значение неэкономические аргументы расширения страхового поля, которые вовсе не рассматриваются традиционным страховым маркетингом;
- современный страховой маркетинг является весьма дорогостоящим, а значительное большинство белорусских страховщиков не имеет инвестиционных возможностей для развития маркетинговых проектов.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие страхового маркетинга, является преимущественная ориентация крупных белорусских компаний на страхование юридических лиц, а также чрезмерное развитие «зарплатного» страхования. Страховой маркетинг в полном объеме применим на массовых рынках, таких, как страхование физических лиц, малого и среднего бизнеса. Полномасштабное применение страхового маркетинга на рынке предприятий затруднено из-за необходимости учета индивидуальной специфики клиентов: здесь часто встречаются штучные страховые продукты и программы, плохо вписывающиеся в традиционные маркетинговые подходы. «Зарплатное» страхование вовсе не нуждается в страховом маркетинге: выбор тех или иных схем определяется исключительно их стоимостью и быстротой возврата премии в виде заработной платы персонала.
Развитие белорусского страхового маркетинга замедляется тем, что для его внедрения в повседневную жизнь компании нужна перестройка существующего отношения к маркетингу, что может поставить под удар коммерческий успех страховщика в ближайшей перспективе.
На сегодняшний день белорусский страховой рынок находится на этапе пробуждения интереса к маркетингу и создания первых профессиональных маркетинговых служб в страховых компаниях, а также зарождения независимой системы страхового маркетингового консультирования. В то же время для большинства белорусских страховщиков маркетинг служит инструментом расширения продаж уже готовой продукции, разработанной, как правило, «вслепую», без подробного учета требований рынка. Коммерческие усилия направлены, прежде всего, на расширение сбыта за счет усиления рекламы, общественных связей, развития сети продаж страховой продукции и их стимулирования. Ряд белорусских компаний идет на существенные убытки ради захвата рынков. Страховщики, специализирующиеся на рисках физических лиц, вкладывают большие средства в комиссионные вознаграждения агентов, тем самым пытаясь расширить сбыт страховой продукции за счет перераспределения агентской сети. Многие страховщики ради расширения клиентуры идут на демпинговое снижение тарифных ставок. Эта практика особенно опасна применительно к высокорисковым видам страхования — таким, как, например, страхование автотранспорта населения. Положение усугубляется ужесточением конкуренции из-за экономического кризиса. При этом эффективность предпринятых усилий контролируется достаточно редко. Внедрение элементов страхового маркетинга вызывает существенное увеличение расходов, которое часто не компенсируется ростом объема продаж. Иногда результаты рекламных кампаний не покрывают и малой части затрат на них [6].