Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:51, контрольная работа
С течением времени исходная идея маркетинга - идея ориентации на потребности клиентов - приспосабливалась к особенностям конкретных отраслей и стран. В настоящее время имеется множество вариантов маркетинговой концепции, и маркетинг в разных сферах деятельности имеет существенные отличия в средствах и методах (притом, что базовые принципы остаются в целом неизменными).
2.
ВИДЫ И СПОСОБЫ СБОРА
Различают следующие типы маркетинговой информации.
1. По форме планирования маркетинга:
• оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования.
• стратегическая – информация, используемая в стратегическом планировании.
Стратегическая информация отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом. Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% рыночных структур, а в информации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реакции потребителей на новый товар и т.п. - 70%.
2. В зависимости от назначения информации и источников ее получения:
• аналитическая - представляет собой объект анализа: оценка рыночной ситуации, выявление закономерностей и тенденций, разработка прогнозных моделей и т.п.
• рекомендательная - включает в себя собранные и разработанные фирмой или внешними информационными службами базы данных, прогнозы и сценарии.
• сигнальная - предупреждает о возможных сдвигах и изменениях, позволяет реагировать на ожидаемые смены курса рынка и регулировать некоторые рыночные процессы.
• регулирующая -предупреждает об отклонениях от плана.
• справочная и нормативная - выполняет вспомогательные и служебные цели.
Классификация информации по этим признакам дана в табл. 1
Таблица 1 –
Группировка маркетинговой
Тип информации Назначение информации Где представлена информация
СПРАВОЧНАЯ Вспомогательные, служебные цели Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература
НОРМАТИВНАЯ Различные нормы и нормативные акты, управление Нормативные справочники, сборники законов и постановлений
АНАЛИТИЧЕСКАЯ Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей Динамические ряды, ряды распределения, группировки и т.п.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ
СИГНАЛЬНАЯ Мониторинг Расчеты и факты, краткосрочные прогнозы и экстраполяция
РЕГУЛИРУЮЩАЯ Контроллинг
3. По регулярности поступления:
• непрерывная (дискретная). Поступает через одинаковые интервалы времени.
• переменная. Поступает через различные интервалы времени;
• спорадическая (эпизодическая). Собирают при возникновении необходимости.
4. По признаку изначальной предназначенности для конкретного исследования:
• первичную;
• вторичную.
Первичная информация, или первичные данные (primary data)– информация, собранная впервые для какой-либо конкретной задачи, предназначенная специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Первичная информация собирается в форме полевого исследования.
Вторичная информация, или вторичные данные (secondary data) – это информация, предварительно собранная для других целей, не связанных с проблемой текущего маркетингового исследования.
Различия между первичными и вторичными данными наглядно представлены в таблице 2
Таблица 2–
Сравнение первичной и
Первичная информация Вторичная информация
Цель сбора Для решения проблемы исследования Для решения других задач
Процесс сбора Требует значительных усилий Быстрый и легкий
Затраты на сбор Большие Относительно небольшие
Время на сбор Длительное Короткое
Значит, вторичная информация, по сравнению с первичной собирается достаточно легко и быстро, при этом финансовые и временные затраты незначительны.
5. Вторичная информация в зависимости от места сбора делится на:
• внутреннюю;
• внешнюю.
Внутренняя
информация представляет собой
данные, получаемые из статистической
и бухгалтерской отчетности
• информация, собираемая и разрабатываемая органами государственной статистики и его местными органами, а также другими государственными и общественными организациями, в том числе официальные публикации;
• информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями;
• информация, публикуемая в СМИ;
• информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п.;
• информация, размещенная в компьютерных базах данных;
• синдицированные услуги.
Условно говоря,
внешнюю информацию можно разделить
на официально опубликованную, доступную
для всех и так называемую синдикативную
информацию, недоступную для широкой
публики и издаваемую отдельными
организациями; такая информация приобретается
за деньги. Специальные информационно-
Деление информации
на первичную и вторичную является
отправной точкой при организации
сбора информации. Это связано
с выбором источника ее получения.
Поэтому необходимо обратить особое
внимание на достоинства и недостатки
первичной и вторичной
Информация о товаре начинает свой путь с производства, информация о потреблении, о желаниях и взглядах покупателя - в среде потребителей и т.д. Носителями информации являются юридические и физические лица, обладающие некоторыми сведениями и занимающиеся определенной рыночной деятельностью. На потребительском рынке к ним относятся:
• индивидуальные потребители (население), у которых получают сведения, характеризующие спрос, поведение на рынке, принадлежность к определенным социальным и демографическим группам;
• производители, которые могут предоставить информацию о качественных и количественных характеристиках товара, потенциале производства и возможностях НТП, перспективах модернизации товара и т.д.;
• дистрибьюторы (торговые посредники), располагающие информацией о спросе потребителей, конъюнктуре потребительского рынка, торговых конкурентах, эффективности рекламы и т.д.
Не следует смешивать понятия «носители информации» и «источники информации». Первые - юридические и физические лица, которые в силу своих служебных функций, образа и стиля жизни, сложившегося менталитета обладают потенциальной информацией, которая может проявляться в их действиях или высказываниях. Источник информации - это специализированный канал информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи (в частности, маркетологи). Правда, как всякий инструмент, канал информации оказывает на нее некоторое воздействие, и пользователю надо быть готовым к соответствующей коррекции.
Существуют два канала получения информации от ее носителя:
• первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения через разные источники;
• второй, когда статистически оцениваются действия массы носителей информации.
Во многих
странах предприятия в
В зарубежных
странах давно сложилось
Рассмотрим источники получения вторичной информации. Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты руководителей на собраниях акционеров, сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция фирмы и др.
Внешними источниками являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы, постановления государственных органов, выступления государственных, политических и общественных деятелей, данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.п. К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
За последние
годы в связи с развитием
В том случае, когда не удается извлечь необходимые сведения из вторичных источников, или они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или просто устарели, приходится прибегать к сбору первичных данных. Первичные данные получаются в результате специально проведенных так называемых полевых маркетинговых исследований. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований.
Сбор информации
представляет собой сложный процесс,
для оптимизации которого многие
предприятия разрабатывают
Информационное обеспечение – это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств её получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.
Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и информация в маркетинге образует единую систему. Она слагается из трех взаимосвязанных компонентов:
а) специалистов по сбору и обработке информации;
б) методологических приемов сбора и обработки информации (в том числе компьютерной технологии);
в) оборудования по сбору, обработке и хранению информации.
Таким образом, сбор, обработка и анализ информации требуют от сотрудников маркетинговых служб не только специальной квалификации, но и высокой информационной культуры.
Информационная культура - это знания, умение и навыки эффективного пользования маркетинговой информацией в условиях компьютеризации.
Если на входе маркетинговая информация представляет собой неупорядоченный массив данных с высокой степенью неопределенности, то на выходе она, уже подвергнутая обработке, выглядит как систематизированная и сгруппированная по определенным признакам и критериям система, приспособленная к целям оценки и анализа. Информация, как правило, компонуется в статистические ряды и таблицы. Она может быть преобразована в графики, схемы и диаграммы или выражена в форме логично изложенного текста.
Прежде, чем
приступить к сбору первичных
данных, необходимо тщательно изучить
имеющиеся вторичные данные. К
сбору первичных данных можно
переходить лишь в том случае, когда
все источники вторичной