Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:51, контрольная работа
С течением времени исходная идея маркетинга - идея ориентации на потребности клиентов - приспосабливалась к особенностям конкретных отраслей и стран. В настоящее время имеется множество вариантов маркетинговой концепции, и маркетинг в разных сферах деятельности имеет существенные отличия в средствах и методах (притом, что базовые принципы остаются в целом неизменными).
Отбор внешних
источников вторичной информации требует
от участвующих в нем работников
широкого кругозора, глубокого понимания
исследуемой проблемы и навыков
в информационно-поисковой
Для организации сбора первичных данных необходимо разработать структуру или план исследования. Структура исследования включает ответы на следующие вопросы:
- Кого или
что следует исследовать (
- Какая информация должна собираться?
- Кто собирает данные?
- Какие методы
сбора данных лучше
- Сколько будет стоить исследование? Издержки исследования следует сравнить с преимуществами, которые будут получены в результате.
- Сколько
времени займет период сбора
данных? Если не установить сроки
сбора информации, то это может
привести к несопоставимости
ответов и нарушению
После постановки
цели, разработки плана исследования
и определения методов сбора
данных необходимо приступить к отбору
тех элементов, которые должны обеспечить
получение необходимой
1. Определение объекта исследования.
2. Определение структуры выборки.
3. Определение объема выборки.
Четкое определение
объекта исследования — необходимое
условие успешного его
Для получения
качественного результата при проведении
поиска необходимо соблюдать ряд
условий. Основными из них являются
контроль полноты охвата ресурсов и
достоверности найденной
Для оценки надежности собранных данных необходимо ответить на следующие пять вопросов:
1. Какие цели
преследовала организация,
2. Кто собирал
информацию? Необходимо оценить,
обладает ли данная
3. Какая информация
была собрана? Возможно, что фактически
собранная информация
4. Каким путем информация была получена? Надо иметь представление о методах получения информации.
5. Как данная
информация согласуется с
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что организация и проведение сбора информации - процесс трудоемкий, дорогой и достаточно важный при проведении маркетинговых исследований.
Маркетинговое
исследование - процесс сбора данных,
характеризующих какой-либо рыночный
процесс или явление и
• кабинетные;
• полевые.
Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент.
Изучение внутренней информации должно быть отправной точкой при поиске и сборе вторичных данных. Большинство компаний располагают значительным объемом накопленной внутренней информации, часть которой легкодоступна и готова к немедленному использованию, например данные о продажах и ценах, регулярно фиксируемые в бухгалтерской документации. Информация другого вида не систематизирована и требует доработки, однако ее можно достаточно быстро и легко собрать и подготовить к применению.
Источники получения
текущей внешней информации могут
быть самого различного характера, для
ее сбора используются формальные и
неформальные процедуры. Подобная информация
получается путем изучения книг, газет,
публикаций торговли; в результате
бесед с потребителями, поставщиками,
дистрибьюторами и другими
Полевое исследование - поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора данных строго контролируется. Главным недостатком сбора полевой информации являются значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.
В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:
• количественные;
• качественные.
Количественные
исследования заключаются в проведении
различных опросов с
Качественные
исследования включают сбор, анализ и
интерпретацию данных путем наблюдения
за тем, что люди делают и говорят.
Данные качественного характера
собираются для того, чтобы больше
узнать о тех вещах, которые напрямую
измерить или наблюдать не представляется
возможным. Чувства, мысли, намерения,
прошлые поступки — вот лишь несколько
примеров информации, которая может
быть получена с помощью качественных
методов сбора информации. Эти
методы используются также для выявления
возможных методических недостатков
проекта исследования, прояснения тех
моментов, которые остались неясными
при формулировке проблемы. В некоторых
случаях получение информации от
респондентов при помощи полностью
структурированных или
C целью сбора
качественных данных
Фокус-группа (focus group) - неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения. Основная цель проведения фокус-групп - получение представления о том, что думает группа людей, представляющая конкретный целевой рынок, о проблемах, интересующих исследователя. Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию. Обычно число ее участников колеблется от 8 до 12 человек. Фокус-группа должна быть однородной с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик ее участников, что позволяет снизить конфликтность между ними. Кроме того, необходимо, чтобы все участники соответствовали определенным критериям. Не привлекаются к обсуждению люди, принимавшие участие в подобных фокус-группах, так называемые «профессиональные респонденты». Ход интервью записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видеоленту для последующего просмотра, перезаписи и анализа.
Глубинное интервью (depth interview) - неструктурированное, прямое, личное интервью, в котором одного респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его основных побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме. Глубинное интервью может длиться от 30 минут и больше часа.
Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать (интервьюеру) свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.
Проекционные
методы имеют одно главное преимущество
по сравнению с
Дескриптивные
исследования. Количественные исследования
обычно отождествляют с проведением
различных опросов, основанных на использовании
структурированных вопросов закрытого
типа, на которые отвечает большое
число респондентов. Характерными особенностями
таких исследований являются: четко
определенные формат собираемых данных
и источники их получения, обработка
собранных данных осуществляется с
помощью упорядоченных
Метод опроса (survey methods) основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы. Как правило, вопросы структурированы, т.е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации. При структурированном сборе данных (structured data collection) разрабатывается формализованная анкета и вопросы задаются в заранее определенном порядке. Такой метод опроса называется также прямым.
Опрос может проводиться: по телефону, лично, по почте, с помощью Internet. Опросы по телефону можно разделить на традиционные опросы по телефону и опросы по телефону с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews - CATI). Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или опросы с помощью компьютера[5, с 229].
Методы наблюдения - это вторая группа методов, используемых в дескриптивных исследованиях. Наблюдение (observation) представляет собой процесс регистрации моделей поведения людей и объектов, вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Информация может регистрироваться непосредственно в ходе событий или ее получают из записей о прошедших событиях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным, прямым или косвенным. Кроме того, оно может проводиться в естественной или искусственно созданной обстановке.
При структурированном наблюдении (structured observation) наблюдатель заранее детально определяет объект наблюдения и методы оценки результатов наблюдения, например аудитор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине.
При неструктурированном наблюдении (unstructured observation) наблюдатель регистрирует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету исследования, например, наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками. В неструктурированном наблюдении высока возможность искажения результатов наблюдения. По этой причине результаты наблюдения трактуются как гипотеза и подлежат последующей проверке в отличие от результатов итогового исследования.
При скрытом наблюдении респонденты не знают о том, что они стали объектом наблюдения. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны менять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают. При открытом наблюдении респонденты знают, что за ними ведется наблюдение.