Классификация факторов конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:59, контрольная работа

Краткое описание

Конъюнктура товарного рынка – результата взаимодействия факторов и условий определяющих структуру, динамику и соотношение спроса и предложения на рынке какого-либо товара [1, с.391].
Необходимость изучения конъюнктуры определяется сущностью современного маркетинга, его четко выраженной ориентацией на удовлетворение потребностей рынка. Поэтому оценка конъюнктуры представляет собой важную составную часть не только анализа рынка, но и маркетинговых исследований в целом. Дело в том, что конъюнктура во многом определяет позиции предприятия на рынке и содержание всей его маркетинговой деятельности. Благоприятные условия, сложившиеся на рынке, могут способствовать коммерческому успеху предприятия, которое обладает ограниченным потенциалом. И наоборот, неблагоприятная конъюнктура может создать проблемы для крупного предприятия, имеющего значительные финансовые и производственные ресурсы.

Содержание

1. Классификация факторов конъюнктуры рынка 3
2. Жизненный цикл товара, характеристика этапов и видов 7
2.1. Понятие жизненного цикла товара 7
2.2. Основные маркетинговые стратегии, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара 9
2.3. Маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара 12
3. Роль и значение аналитических исследований и контроля в
маркетинге 18
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Вариант №3.

Содержание: 

  1. Классификация факторов конъюнктуры рынка     3
  2. Жизненный цикл товара, характеристика этапов и видов   7

    2.1. Понятие  жизненного цикла товара      7

    2.2. Основные маркетинговые стратегии, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара       9

    2.3. Маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара               12

  1. Роль и значение аналитических исследований и контроля в

маркетинге                            18

Список  использованных источников              22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Классификация факторов конъюнктуры  рынка.

     Конъюнктура товарного рынка – результата взаимодействия факторов и условий  определяющих структуру, динамику и  соотношение спроса и предложения  на рынке какого-либо товара [1, с.391].

     Необходимость изучения конъюнктуры определяется сущностью современного маркетинга, его четко выраженной ориентацией  на удовлетворение потребностей рынка. Поэтому оценка конъюнктуры представляет собой важную составную часть  не только анализа рынка, но и маркетинговых исследований в целом. Дело в том, что конъюнктура во многом определяет позиции предприятия на рынке и содержание всей его маркетинговой деятельности. Благоприятные условия, сложившиеся на рынке, могут способствовать коммерческому успеху предприятия, которое обладает ограниченным потенциалом. И наоборот, неблагоприятная конъюнктура может создать проблемы для крупного предприятия, имеющего значительные финансовые и производственные ресурсы [9, с. 111].

     Рыночная  конъюнктура формируется под  влиянием взаимосвязанных факторов: спроса, предложения и цены. Нормальное, т.е. адекватное экономическим законам соотношение спроса м предложения – это их равновесие; т.е. соответствие между объемом и структурой спроса на товары и их предложения. Рыночное равновесие – это одно из проявлений сбалансированности, пропорциональности в развитии народного хозяйства.

     Известные определения спроса и предложения  можно представить в виде выражений:

  1. Спрос = Потребление ± Изменение товарных запасов у потребителя;
  2. Предложение = Производство ± Изменение товарных запасов у производителя.

     Конъюнктурообразующие факторы в рыночной ситуации зависят  от изменения цены. Эти зависимости  называются эластичностью спроса, или  предложения.

     Спрос менее эластичен при следующих  обстоятельствах:

  • для данного товара нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты;
  • покупатели не сразу замечают повышение цен;
  • покупатели медленно меняют свои привычки и не торопятся искать более дешевые товары;
  • покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара или естественным ростом инфляции.

     В совокупности влияние цены на изменение  спроса и предложения сказывается  на появлении дефицита товара или  его избытка. Посредством выравнивания (сбалансированности) спроса и предложения  устанавливается определенная цена товара – цена равновесия. Цена в свою очередь, рассчитывается фирмой по следующей методике:

  1. постановка задач ценообразования;
  2. определение спроса;
  3. оценка издержек;
  4. анализ цен у товаров конкурентов;
  5. выбор метода ценообразования;
  6. установление окончательной цены [11, с.50-52]

     Как уже отмечалось, конъюнктура рынка  формируется и развивается под  влиянием многих факторов (экономических, политических, социальных, научно-технических  и др.), которые подразделяются на:

  • постоянные;
  • временные;
  • циклические (кризис производства, застой, депрессия, рост);
  • нециклические (действие государственно-монополистического регулирования);
  • стимулирующие,
  • сдерживающие (развитие рынка) [11, с.53].

     Постоянно действующие конъюнктурообразующие  факторы. Они особенно проявляются на рынках машин и оборудовании, готовых изделий. К ним относятся:

  • научно-технический прогресс;
  • уровень монополизации цен;
  • государственное и межгосударственное регулирование;
  • состояние информационных систем;
  • валютная и кредитно-денежная ситуация;
  • энергетические и экологические проблемы.

     Научно-технический  прогресс радикально меняет отраслевую структуру экономики, способствует более быстрому обновлению товарного ассортимента, усиливает кооперацию отраслей и отдельных производств, ведет к значительному расширению товарных рынков и их структурным изменениям. В то же время НТП способствует обострению конкурентной борьбе, повышает неустойчивость конъюнктуры рынка и является одной из основных причин структурной безработицы [5, с.41-42].

     Уровень монополизации цен играет важную роль в формировании конъюнктуры товарных рынков. Так, высокий уровень монополизации предопределяет возможность в какой-то мере приспосабливать объем производства к меняющемуся спросу, следствием чего в условиях кризиса обычно бывает не перепроизводство товаров, а увеличение избытка производственных мощностей. Обычно при анализе уровня монополизации возникает необходимость определения конкретных показателей рыночной мощи фирмы. Одним из таких показателей может быть доля фирмы на рынке. В настоящее время во многих странах существует целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые полностью или частично рассчитываются или публикуются во всех экономически развитых странах. Кроме того, в законодательствах таких стран закреплена норма уровня монополизации. Она может составлять 25-30%. Это значит, что если доля фирмы превышает эту норму, то она относится к разряду монополистов и к ней могут быть предприняты дискриминационные меры.

     Государственное регулирование может осуществляться

     - через покупку и продажу товаров  и услуг, формируя таким образом  определенное соотношение спроса  и предложения на конкретных  рынках;

     - через административные и экономические  рычаги (кредитные, бюджетные, налоговые  законы и нормативы), влияя на динамику производства, уровень и структуру платежеспособного спроса.

     Межгосударственное  регулирование играет важную роль на мировых рынках отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, способствуя установлению единых закупочных цен, устранению торговых барьеров во взаимной торговле, защите от конкуренции извне, проведению централизованных операций по закупке продукции по гарантированным ценам и т.д.

     Состояние информационных систем непосредственно влияет на ситуацию на товарных рынках. Недаром специалисты по конъюнктуре говорят, что собственно конъюнктуру формируют не столько факторы, сколько информация о них. Отсутствие регулярной и надежной информации о положении каких-либо товарных рынках является дестабилизирующим фактором.

     Валютная  и кредитно-денежная ситуация оказывает доминирующее воздействие на товарные рынки в связи с изменением курсов основных валют, динамикой стоимости кредита, инфляционными процессами. Колебания валютных курсов воздействуют на изменения цен на товарных рынках. Так, понижение курса национальной валюты ведет к росту цен на импортируемые товары, что предопределяет снижение спроса на них, а повышение курса вызывает обратное действие.

     Также на конъюнктуру рынков влияет характер изменения стоимости кредита. При  его росте, когда повышаются учетные ставки, уменьшаются инвестиции в производство товаров и услуг, что, в конечном счете, приводит к снижению выпуска и предложения продукции. Удешевление же кредита способствует притоку средств в производство и увеличению предложения товаров на рынке.

     Еще один важный показатель кредитно-денежной ситуации – инфляция, которую можно  определить как превышение находящейся  в обращении денежной массы относительно товарной массы, что проявляется  в росте цен. Уровень инфляции – характерный показатель конъюнктуры. Умеренная инфляция (2-3% в год) обычно выгодна производителям, поскольку позволяет получать инфляционную сверхприбыль за счет отставания роста зарплаты от повышения цен. Обесценивание денег усиливает стремление обратить их в товары, а это означает повышение спроса.

     Но  когда уровень инфляции возрастает (выше 10% в год), возникают трудности  в осуществлении нормальной экономической  деятельности. Деньги перестают играть роль платежного средства, и производители  начинают переходить к прямому товарообмену. Практически отпадает возможность заключения среднесрочных контрактов. Все это может привести к остановке производства и распаду рынка.

     Энергетические  и экологические  проблемы - постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, проявляющиеся в выработке достаточно жестких требований к характеристикам выпускаемых машин и оборудования. Это, прежде всего, касается создания более экономичной, с точки зрения энергопотребления, и более экологически чистой продукции. Для этого вводятся национальные и международные стандарты и нормативы.

     Несоответствие  отечественных нормативов и стандартов на машиностроительную продукцию, помимо ряда других причин, препятствуют их выходу на мировые рынки [5, с.42-43].

     Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными [3, с. 256].

     Они включают в себя:

  • сезонность;
  • политические конфликты;
  • социальные конфликты;
  • стихийные бедствия.

     Сезонность  особенно сказывается на конъюнктуре рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, морепродуктов, лесных и строительных материалов и т.д. Это влияет на степень загрузки железнодорожного транспорта, спрос на нефтепродукты и топливо.

     Политические  конфликты, выражающиеся в повышении напряженности между странами на международной арене и между политическими партиями на внутренней арене, создают чрезвычайно плохие  предпосылки для осуществления взаимовыгодного экономического и торгового сотрудничества.

     Социальные  конфликты зачастую носят общенациональный характер, особенно когда речь идет о ключевых отраслях экономики – металлургии, угольной промышленности, транспорте и других отраслях.

     Стихийные бедствия – снежные заносы, землетрясения, наводнения, цунами, засухи, лесные пожары – часто приводят к нарушению деятельности целых отраслей экономики, что сокращает производство и предложение

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков [5, с.43-44]

     Основная  сложность при оценке ситуации на рынке заключается не в том, чтобы определить круг конъюнктурообразующих факторов. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха решения которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в  установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование будет вестись с учетом всех новых явлений и процессов, протекающих на рынке [9, с. 112] 
 

Информация о работе Классификация факторов конъюнктуры рынка