Коммерческая деятельность по изучению и формированию спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выделить направления совершенствования коммерческой деятельности ЧП «Керамиркет» по изучению и прогнозированию спроса.
Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
- рассмотрение сущности и значения работы по изучению спроса и его прогнозированию как элемента коммерческой деятельности;
- определение методов изучения и прогнозирования спроса на товары народного потребления;
- анализ состояния коммерческой деятельности по изучению спроса в ЧП «Керамаркет»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА КАК ЭЛЕМЕНТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………….5
1.1 Сущность и значение работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса…………………..............................................................5
1.2. Методы изучения и прогнозирования спроса на товары народного потребления……………………………………………………...……………….11
2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРОСА В ЧП «КЕРАМАРКЕТ».………..…………………………………17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧП «Керамаркет» и района его деятельности ……………………………..……………...…...17
2.2. Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления……………………………...…………...........….20
2.3. Прогнозирование покупательского спроса и использование этих материалов в коммерческой работе………………..……………...……..26
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА…..…………………………………..……..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

ку_КД_формирование спроса_Керамаркет.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА КАК ЭЛЕМЕНТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………….5

  1.1 Сущность и значение работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса…………………..............................................................5

  1.2. Методы изучения и прогнозирования спроса на товары народного потребления……………………………………………………...……………….11

2 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРОСА В ЧП «КЕРАМАРКЕТ».………..…………………………………17

    2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧП «Керамаркет» и района его деятельности ……………………………..……………...…...17

    2.2. Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления……………………………...…………...........….20

    2.3. Прогнозирование покупательского спроса и использование этих материалов в коммерческой работе………………..……………...……..26

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА…..…………………………………..……..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….39

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Динамичное  изменение условий хозяйствования, борьба за потребителя, рост конкуренции заставляют отечественные организации по-новому рассмотреть комплекс вопросов управления их деятельностью, основной целью которой в условиях рыночной экономики является создание и реализация продукции, обеспечивающей максимально возможную степень удовлетворения потребителей.

     Изучение  запросов потребителей, определение структуры ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции, а также повышение производительности труда  гарантируют успешные условия функционирования организации. При этом коммерческая деятельность организации по изучению и прогнозированию спроса выступает в качестве инструмента регулирования производства и реализации, ориентируя деятельность организации на рыночный спрос.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что, как показывает практика, среди ряда отдельных отечественных организаций, необходимость изучения и прогнозирования спроса до сих пор не до конца осознана. Поэтому одним из основных условий успешной их деятельности является необходимость использования маркетингового подхода к управлению, обеспечивающего системное изучение спроса, желаний потребителей с целью принятия обоснованных решений.

     Цель  работы – выделить направления совершенствования коммерческой деятельности  ЧП «Керамиркет» по изучению и прогнозированию спроса.

     Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:

     - рассмотрение сущности и значения работы по изучению спроса и его прогнозированию как элемента коммерческой деятельности;

     - определение методов изучения  и прогнозирования спроса на  товары народного потребления;

     -  анализ  состояния коммерческой деятельности по изучению спроса в ЧП «Керамаркет»;

     - выработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по изучению и прогнозированию  спроса в ЧП «Керамаркет».

     Объектом  исследования является Частное предприятие «Керамаркет».

     Предмет исследования – коммерческая деятельность  ЧП «Керамиркет» по изучению и прогнозированию спроса.

     При выполнении работы использованы табличный  метод,  графический метод, метод сравнений, анкетирование.

     В настоящее время в литературе широко освещается значимость коммерческой деятельности организаций по изучению и прогнозированию спроса. Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, в том числе Е.П. Голубкова, Н.Д.Ильенковой, Т.В. Клебановой, А.П. Дурович, Виноградовой С.Н., Половцевой Ф.П. а также материалы периодических изданий, электронные источники и материалы организации.

    Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

    Объем курсовой работы: 39 страниц.

    При написании работы был использован 21 литературный  источник.

    Количество  рисунков - 5, таблиц - 9, приложений – 8. 
 
 
 

 

     1 ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  СПРОСА КАК ЭЛЕМЕНТ  КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1 Сущность и значение работы по изучению и прогнозированию покупательского спроса 

       Существуют  различные взгляды на роль и значение маркетингового исследования. Отдельные  исследователи (например, А. Дайан, Е. Дихтль, X. Хершген, Ф. Котлер) рассматривают маркетинговое исследование как составную часть соответствующих функций маркетингового управленческого процесса. Так, немецкие ученые Е. Дихтль и X. Хершген считают, что анализ ситуации является в маркетинге основой для принятия решений [9, с. 14]. К функциональному направлению по существу примыкает бельгийский ученый Ж.-Ж. Ламбен, который увязывает необходимость постоянного и систематического изучения потребностей рынка в целях обеспечения устойчивого конкурентного преимущества с понятием стратегического маркетинга [12, с.29].

       На  наш взгляд, более правильна точка зрения, согласно которой маркетинговое исследование, продолжая быть составной частью маркетинга, сложилось в самостоятельное научно-практическое направление. Предметом маркетингового исследования следует считать маркетинговую деятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления. Объектом маркетингового исследования может быть сама организация и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкуренты, потребители, рынок, включая его сегменты, а также население или отдельная его группа, как носитель социально-экономических факторов макросреды маркетинга.

       Одним из важнейших объектов маркетинговых  исследований является спрос. Организация, которая игнорирует запросы потребителей обрекает себя на убыточную деятельность, так как продукция остается невостребованной. Поэтому комплексное изучение спроса и потребностей в современных условиях приобретает все большее значение и требует раскрытия содержания данных категорий.

     Спрос — это сложное социально-экономическое явление. К его основным слагаемым, или детерминантам, относятся: потребительские требования, мотивы покупки, платежеспособность потребителей, объем спроса, динамика цен. Цели изучения спроса — аналитический учет всей его структуры и использование результатов в коммерческой работе торгового предприятия [17, c.130].

       Социально-экономическое  исследование потребительского спроса исторически развивалось по двум самостоятельным направлениям. Первое направление включало проблематику потребительского поведения и анализ потребительских предпочтений. Второе - влияние совокупного потребительского спроса на хозяйственное равновесие и общее развитие экономической системы. Эти два направления предопределили методологические основы появления микро- и макроэкономического типов анализа.

       Содержательное  построение концепции формирования личных потребностей, спроса, особенностей их изменения и их места в структуре хозяйства опиралось в теории А. Смита на потребителя. Уже в XVIII веке было достигнуто понимание того обстоятельства, что потребитель является ключевым элементом в общей системе экономических и социально-политических механизмов. Впоследствии эта концепция получила дальнейшее развитие в трудах австрийской, англо-американской и лозаннской школ, которые внесли в интерпретацию закономерностей потребительского спроса понятие полезности благ и услуг. Оценка полезности зависит не только от потребности, но и от запаса (количества) продукции, предназначенной для потребления. При увеличении запаса определенного блага оценка полезности начинает снижаться, а при уменьшении, напротив, возрастать.

       Другое  направление - макроанализ охватило исследования проблемы равновесия  совокупного спроса и предложения. У истоков макроанализа стояли Ж. Б. Сэй, сформулировавший закон об универсальности относительного измерения стоимостей через рыночные цены (закон Сэя); Т. Р. Мальтус, сформулировавший законы убывающей доходности и снижения жизненного уровня, и Л. Вальрас, которому приписывается открытие модели общего конкурентного равновесия через систему подвижных рыночных цен. Макроанализ с первых своих шагов уловил контраст между идеально функционирующей системой, основанной на подвижности всех рыночных цен, и реальным миром смешанной экономики, которая существует с начала XIX века. При решении основных проблем макроанализа были определены, в частности, место потребления в процессе реализации, механизм воздействия потребительского спроса на цикл воспроизводства и экономический рост, динамические закономерности совокупных личных потребительских расходов. Британский экономист лорд Дж. М. Кейнс укрепил методологическую основу макроанализа, предложив функциональное описание взаимосвязи агрегатных величин личных доходов и расходов, и построил полную теорию спроса с учетом денежной и фискальной политики, проводимой государством с развитыми товарно-денежными отношениями. Кейнсианское направление в макроанализе личных расходов постепенно стало ведущим. Его основу составили статистически проверенные гипотезы о специфике изменения нормы совокупного личного спроса как в рамках воспроизводственного цикла, так и за более длительный период, механизм взаимодействия расходов и потребления населения на процесс реализации при неполной загрузке мощностей и стабильном уровне безработицы.

       Для следующего этапа эволюции исследования потребительского спроса характерно выделение социологических и экономико-психологических аспектов поведения потребителей. Благодаря практике регулирования национального воспроизводства, с развитием маркетинга и появлением массового правозащитного движения потребителей возрастает значение экономико-социологического анализа поведения отдельных групп потребителей. Более того, наметилась тенденция сближения и синтеза отдельных элементов макро- и микроэкономического подходов, которую принято называть неоклассическим синтезом, что особенно ярко отразилось в теории экономического роста (Г. Слоун, А. Цюрхер, Е. Селигмен).

       Ряд идей неоклассического направления  оказался особенно продуктивным при анализе рационального выбора различных альтернатив поведения путем сопоставления их полезности (Е. Бём - Баверк) и учета особенностей механизма динамического равновесия воспроизводственных процессов. Имея общие исходные посылки с марксистской трудовой теорией стоимости, экономическая теория потребления в рамках неоклассического направления дополнила теорию стоимости в части объяснения мотивации поведения потребителя с точки зрения психофизиологических принципов и категорий бихевиоризма [19, с.30]. Был раскрыт механизм, по которому потребитель индивидуально выбирает среди возможных вариантов удовлетворения своих потребностей наиболее приемлемый и выгодный. Соизмеряя свои мотивы и предпочтения и принимая решения о расходовании средств, потребитель на практике пользуется не только своим опытом, но и всей доступной информацией по фактическому и прогнозируемому состоянию рынка, его конъюнктуре. Не имея возможности самому проводить тщательный анализ всей совокупности факторов, потребитель изучает альтернативы выбора для принятия конкретного решения, прибегая к средствам массовой информации, ориентированным на потребителя, результаты экспертных оценок авторитетных комиссий и результаты тестирования продукции и услуг. Именно эти вполне доступные средства и делают возможным для потребителя осуществление рационального выбора в сложных рыночных ситуациях.

       Существенный  вклад в анализ потребительских  предпочтений внесли Ф. Эджворт, И. Фишер, Дж. Джонстон, которые обратили особое внимание на то обстоятельство, что  при рассмотрении отдельных полезностей  и потребительских эффектов в процессе потребления товара чрезвычайно важно учитывать их взаимосвязанность и характеристики их соотношений. При этом сравнивать друг с другом следует не отдельные полезности, а полезность наборов благ в комплексе, так как полезность конкретного товара зависит от уровня спроса на другие товары, входящие в набор благ. В более поздних работах полезность начали трактовать с учетом совокупности объективных качеств потребительных стоимостей (ценностей) в аспекте физиологии, эстетики и дизайна, социальной психологии (П. Самуэльсон, Г. Хаутеккер). При таком подходе была обеспечена возможность определения сложившихся предпочтений потребностей с помощью анализа рыночных данных, методов теории игр и теории решений. Работы этих экономистов положили начало современному анализу взаимосвязей между поведением потребителей и изменением параметров их платежеспособности, а также некоторых проявлений рыночной конъюнктуры в области личного спроса.

Информация о работе Коммерческая деятельность по изучению и формированию спроса