Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных экономических условиях проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится важнейшей для государства и главная задача состоит в том, чтобы расширить список конкурентоспособных предприятий.
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Институт «Энергетики и электротехники»

Кафедра «Автоматизация технологических процессов и производств»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг»

 

на тему: «Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ»

 

Выполнил:

студент группы УКб–1101

 

Руководитель:

 

Работа проверена и                        Оценка руководителя

допущена к защите                             ____________________

«___»___________20__г                      «___»______________20__г

___________________                      ______________________

(подпись)                             (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных экономических условиях проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится важнейшей для государства и главная задача состоит в том, чтобы расширить список конкурентоспособных предприятий.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Одним из главных элементов управления конкурентоспособностью предприятия является оценка ее уровня. Только количественная оценка позволяет измерить уровень конкурентоспособности и управлять им.

Конкурентоспособность предприятия – способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Любая оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления.

В настоящее время на практике применяются разнообразные методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности промышленного предприятия.

 

Теоретической базой послужили труды отечественных и зарубежных  ученых экономистов, нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Проблемы конкурентоспособности рассмотрены в работах таких известных за рубежом ученых и практиков как И. Ансофф, А. Леш, Б. Олин, М. Портер, Э. Хекшер, Г. Хотеллинг, Э Чемберлин. Ф. Эджоурт, М. Эрлих.

Отдельные аспекты конкуренции и конкурентоспособности отражены в трудах А. Смита, Д. Риккардо, Й. Шумпетера, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, А. Курно, Ф. Эджуорта, Дж. Кейнса, П. Хайне, А. Маршалла, Ф. Хайека, К. Макконелл, С. Брю, М. Портера, которые исследовали содержание конкуренции, ее проявления в условиях различных моделей рынка и особенности соответствующих экономических процессов.

В последнее время появились серьезные исследования в области конкурентоспособности и конкуренции, выполненные отечественными учеными: Г.А. Азоевым, А.П. Челенковым, Н.К. Моисеевой, Р.А. Фатхутдиновым, В.Е. Хруцким, А.Ю. Юдановым и др.

Целью курсовой работы является исследование комплексной оценки конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;

− проанализировать понятие конкурентоспособности;

— определить сущность и подходы к определению конкуренции и конкурентоспособности;

− определить методические аспекты анализа конкурентоспособности фирмы;

− провести анализ конкурентоспособности предприятия;

− разработать мероприятия, направленные на совершенствование конкурентоспособности объекта исследования и экономически обосновать их эффективность.

Объектом исследования является предприятие ОАО «ТЯЖМАШ».

Предметом исследования является процесс оценки конкурентоспособности предприятия.

В качестве исходной информации использовалась научная, учебная, справочная литература по вопросам оценки конкурентоспособности предприятия.

Методы исследования:

− теоретические (изучение источников, классификация, обобщение);

− практические (системный, сравнительный).

В первой части курсовой работы рассмотрены теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия и методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Во второй части особое внимание уделяется анализу конкурентоспособности предприятия ОАО «ТЯЖМАШ».

В третьей части курсовой работы освещены проблемы предприятия ОАО «ТЯЖМАШ» и предложены пути их решения.

 

1 Теоретические  основы управления конкурентоспособностью  предприятия

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих экономических позиций.

Для повышения эффективности управления предприятием предлагается под управлением конкурентоспособностью предприятия понимать непрерывный процесс целенаправленного воздействия на бизнес-процессы предприятия способствующий формированию и укреплению конкурентных позиций предприятия в условиях рынка. Управление конкурентоспособностью предприятия сводится к формированию конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности предприятия, но не отдельными блоками воздействия, а комплексным, целенаправленным решением задач по управлению конкурентоспособностью предприятия.

Уровень и динамика конкурентоспособности в России в последние два десятилетия не соответствуют мировым тенденциям. Росту конкурентоспособности предприятий препятствуют:

− высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого оборудования;

− нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей;

− недостаточные объемы и низкое инновационное качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ;

− инфляция и уровень таможенной защиты;

− отсутствие стимулирования предприятий во внедрении инноваций и новых технологий;

− отсутствие национальной инновационной системы, неразвитая инфраструктура.

Конкурентоспособность является понятием, взаимосвязанным с понятием конкуренции, поскольку трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция».

В таблице 1 приведены мнения различных авторов по поводу трактовки и сущности понятия «конкурентоспособность».

Таблица 1 – Определения термина конкурентоспособность предприятия

Автор определения

Определение

Определения применительно к продукции

Портер М.

Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Фатхутдинов Р. А.

Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Определения применительно к предприятию и продукции

Миронов М. Г.

Способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Сергеев И. В.

Способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.


 

 

 

Продолжение таблицы 1

Донцова Л. В.

Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Определения, основанные на внутренней и внешней деятельности предприятия

Захаров А. Н.

Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

Мухина И. А.

Способность противостоять конкурентам на рынке товаров, услуг, проектных и подрядных работ, технологий и др.

Дж. Визер

Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке.

Гельвановский М.

Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Завьялов Р.

Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей предприятия, которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке.


Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

По мнению французских экономистов А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе, сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

− концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

− качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравниваемых тестов;

− цена товара с возможной наценкой;

− финансы – как собственные, так и заемные;

− торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

− послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

− внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношением с властями, прессой и общественным мнением;

− послепродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятия было проведено в работах М. Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке».

 

Рисунок 1 – Детерминанты конкурентного преимущества предприятия

Все факторы конкурентоспособности предприятия М. Портер предлагает делить на несколько типов.

Факторы конкурентоспособности предприятия делятся на:

− основные;

− развитые.

Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств.

Основные факторы существуют объективно, или для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности имеют развитые факторы. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Условием их создания является использование наукоемких технологий.

Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы конкурентоспособности делятся на:

Информация о работе Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ