Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных экономических условиях проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится важнейшей для государства и главная задача состоит в том, чтобы расширить список конкурентоспособных предприятий.
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

− общие;

− специализированные.

Общие факторы, к которым относятся инфраструктура, персонал с высшим образованием, могут использоваться в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, другие факторы, применяемы в одной или ограниченном числе отраслей. Общие факторы дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются у значительного количества субъектов экономики. Специализированные факторы образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Следующий способ классификации факторов конкурентоспособности предприятия по М. Портеру – деление их на:

− естественные (природные ресурсы, географическое положение);

− искусственно созданные (технология, экономическая среда).

Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему возможно подразделить на:

− внешние;

− внутренние.

Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Под факторами конкурентоспособности предприятия понимаются те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее снижения.

В современной литературе и нормативно-правовых актах, посвященных проблеме конкурентоспособности, выделяют три подхода к определению конкуренции:

− первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке,

− второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение,

− третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Выявлено, что конкуренция хотя и в различной интерпретации, определяется как соперничество экономических субъектов.

Таким образом, конкурентоспособность – это вызванное конкуренцией свойство объекта или субъекта, выгодно отличающее его от других аналогичных объектов (субъектов).

Конкурентоспособность достигается обеспечением высокого качества продукции и услуг, современного уровня сервисного обслуживания, предоставлением заказчику удобных для него (а не для поставщика) условий реализации продукции (по срокам поставки, размерам партий, способам транспортировки, формам оплаты – в кредит, с отсрочкой или рассрочкой платежа и др.).

В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей. Наличие у предприятия определенных активов и атрибутов (заводы с низкими издержками, новейшие торговые марки, владение поставками сырья и т.д.), которые дают ему некоторые преимущества перед другими поставщиками аналогичной продукции на рынок, называется конкурентным преимуществом.

в современной экономике термин «конкурентоспособность»  часто используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности» (рисунок 2).

Рисунок 2 – Пирамида конкурентоспособности

В зависимости от рассматриваемого уровня конкурентоспособности применяются различные методики ее оценки.

    1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий и экономики страны в целом, для поддержания которой на должном уровне важна их высокая конкурентоспособность.

Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке позволяет разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности, разработать программы выхода на новые товарные рынки, привлечь инвестиции в эффективное производство.

Можно выделить несколько основных методов оценки конкурентоспособности предприятия:

1. Матричные методы, которые  базируются на оценке маркетинговой  стратегии предприятия на основе  построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.

2. Методы, основанные на  оценке конкурентоспособности продукции  предприятия и базирующиеся на  суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения «цена-качество».

3. Метод, основанный на  теории эффективной конкуренции, предполагающий, что наиболее конкурентоспособны  те предприятия, у которых наилучшим  образом организована работа  всех подразделений и служб. Метод  построен на анализе четырех групп показателей предприятия:

− показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности анализируемого предприятия;

− показатели финансового положения предприятия;

− показатели эффективности организации сбыта и продвижения продукции предприятия;

− показатели конкурентоспособности продукции предприятия.

Матричный метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой, основан на построении матрицы по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля товара/услуги на рынке. В соответствии с этим подходом наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Основным недостатком этого метода является ограниченность анализа, обусловленная рассмотрением предприятия с точки зрения конкурентоспособности выпускаемой им продукции, оставляя без внимания факторы окружающей среды и анализа происходящих процессов.

Другой метод также связывает конкурентоспособность предприятия с конкурентоспособностью товара, которая, в свою очередь, рассчитывается по формуле:

(1)

где – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

ai – весомость i-го параметра в общем наборе из N технических параметров, характеризующих потребность.

Весовой коэффициент, как правило, определяется на основе экспертных оценок и результатов маркетинговых исследований. Предполагается, что полученные групповые показатели и чем выше, тем полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Третий метод, наиболее объективно оценивающий конкурентоспособность предприятия, основан на 13 показателях, сгруппированных в четыре группы, наиболее полно раскрывающих деятельность предприятия:

1. Эффективность производственной деятельности предприятия:

− показатель издержек производства на единицу продукции;

− показатель фондоотдачи;

− показатель рентабельности товара;

− показатель производительности труда;

2. Финансовое положение  предприятия:

− показатель автономии предприятия;

− показатель платежеспособности предприятия;

− показатель ликвидности предприятия;

− показатель оборачиваемости оборотных средств;

3. Эффективность организации  сбыта товара на рынке:

− показатель рентабельности продаж;

− показатель затоваренности готовой продукцией;

− показатель загрузки производственных мощностей;

− показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

4. Конкурентоспособность  товара.

Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.

Расчет конкурентоспособности предприятия производится по формуле:

(2)

где F(xi) параметры, характеризующие хозяйствующий i-й субъект на микроуровне, КСтов.i – показатель конкурентоспособности товаров, представляемых i-м субъектом.

Каждый товар вполне может быть конкурентоспособен в рамках определенной ценовой ниши, что обусловливается различиями во вкусах, потребностях и бюджетных ограничениях потребителей. То есть на рынке любого товара одновременно имеется несколько ценовых ниш, которые можно достаточно четко структурировать по совокупности критериев «цена – качество».

При этом в рамках каждой ценовой ниши, то есть при заданном сочетании цены и качества, товар может быть как конкурентоспособен, так неконкурентоспособен. В современных маркетинговых исследованиях наибольшее внимание привлекает методология, согласно которой выводится совокупная оценка конкурентоспособности товара по трехзначному индексу: XXX, где первая цифра выражает уровень конкурентоспособности, вторая – уровень качества и третья – уровень цены. По каждой позиции 1 (единица) означает низкий уровень, 3 (тройка) средний и 5 (пятерка) – высокий. Таким образом, получается 27 возможных сочетаний, каждое из которых представляет собой определенный тип совокупной конкурентоспособности товара. Наиболее известные типы сочетаний следующие:

− 551, то есть высокая конкурентоспособность при высоком качестве и низкой цене, – так называемый традиционный тип, к которому стремятся большинство фирм.

− 511, то есть высокая конкурентоспособность при низком качестве и низкой цене, – так называемый восточно-азиатский тип, характерен для товаров, выпускаемыми фирмами, которые обладают дешевыми факторами производства и которые стремятся к завоеванию новых рынков.

− 555, то есть высокая конкурентоспособность при высоком качестве и высокой цене, – так называемый европейский тип, характерный для товаров, выпускаемыми фирмами промышленно развитых стран.

В России, например, наиболее часто встречается сочетание 351 (10% всех сочетаний). Здесь, видимо, низкая цена является не компонентом стратегии завоевания рынка, а следствием низкой покупательной способности потенциальных потребителей. На втором месте сочетание 133 (9%), на третьем – 135 и 555 (по 7%). Сочетания 333, 553, 111, 331, 131, 553, 355, 153 располагаются в интервале 4.5% – 5.2%.

Оценить конкурентоспособность предприятия ОАО «ТЯЖМАШ» позволит графический метод, как один из оптимальных и комплексных подходов в оценке конкурентоспособности предприятия.

Графические методы оценки конкурентоспособности (многоугольник конкурентоспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т.д.) позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение  предприятия по сравнению с конкурентами.

Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо выявить основных конкурентов по каждому направлению на внутреннем и внешнем рынке, их сильные и слабые стороны, какую долю рынка занимает каждый конкурент, преимущества и недостатки продукции ОАО «Тяжмаш» по сравнению с продукцией конкурентов, причины снижения конкурентоспособности продукции.

Совмещая, путем наложения на одном рисунке «многоугольники конкурентоспособности» для разных предприятий, проанализировать уровень их конкурентоспособности по таким факторам, как: географическое положение; имидж; сроки; качество; цена; маркетинг.

Преимуществом графического метода оценки конкурентоспособности предприятия является его простота и наглядность; недостатком следует считать то, что он не дает возможности установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия следует рассматривать системно с позиции обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) и с позиции рыночных показателей деятельности компании.

  1. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «ТЯЖМАШ»

    1. Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «ТЯЖМАШ»

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важны показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономика, производит разнообразные предметы потребления.

Информация о работе Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ