Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:19, курсовая работа
Целью данной работы является оценка конкурентоспособности сотовых телефонов, реализуемых на рынке города Владивостока.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования конкурентоспособности;
- дать общую характеристику сотовой связи;
- провести маркетинговое исследование с целью выявления потребительских предпочтений;
- разработать номенклатуру потребительских показателей качества и выявить наиболее значимые показатели;
- оценить конкурентоспособность сотовых телефонов, имеющих популярность у потребителей.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности 4
1.1 Сущность понятия конкурентоспособности товара 4
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 6
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности 8
2 Маркетинговые исследования рынка сотовых телефонов г. Владивостока 12
2.1 История сотовой связи 12
2.2 Типы сотовых телефонов 14
2.3 Обзор рынка производителей сотовых телефонов 15
2.4 Исследование потребительских предпочтений 19
2.5 Разработка номенклатуры показателей качества сотовых телефонов 22
2.6 Оценка значимости показателей качества методом попарного сопоставления 24
2.7 Расчет конкурентоспособности 28
Заключение 32
Список использованных источников 33
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты
исследования
1.1 Сущность понятия
конкурентоспособности товара
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 6
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности 8
2 Маркетинговые исследования рынка сотовых телефонов г. Владивостока 12
2.1 История сотовой связи 12
2.2 Типы сотовых телефонов 14
2.3 Обзор рынка производителей сотовых телефонов 15
2.4 Исследование потребительских предпочтений 19
2.5 Разработка номенклатуры показателей качества сотовых телефонов 22
2.6 Оценка значимости показателей качества методом попарного сопоставления 24
2.7 Расчет конкурентоспособности 28
Заключение 32
Список использованных источников 33
Введение
В настоящее время весь мир охватила телефонная сотовая связь. В самом начале мобильные телефоны были большими и неудобными, и при этом очень дорого стоили.
В современном мире практически все имеют сотовые телефоны, они настолько удобны и просты в применении, что невозможно представить современного человека без этой вещи. И выбор устройства является немалой проблемой для большинства покупателей.
Данное исследование рынка мобильных телефонов актуально, т.к. мобильная связь – это динамично развивающаяся во всем мире отрасль. Благодаря быстрому развитию мобильных технологий, а так же активному распространению широкополосного беспроводного доступа к сети Интернет, перед компаниями сектора мобильных устройств и услуг открываются совершенно новые рынки.
Рынок сотовых телефонов развивается быстрыми темпами, спрос на телефоны растет, и поэтому покупатели готовы покупать усовершенствованные и дорогостоящие модели телефонов.
Целью данной работы является оценка конкурентоспособности сотовых телефонов, реализуемых на рынке города Владивостока.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования конкурентоспособности;
- дать общую характеристику сотовой связи;
- провести маркетинговое исследование с целью выявления потребительских предпочтений;
- разработать номенклатуру потребительских показателей качества и выявить наиболее значимые показатели;
- оценить конкурентоспособность сотовых телефонов, имеющих популярность у потребителей.
Объектом исследования является рынок сотовых телефонов, реализуемых в магазинах города Владивостока. Предмет исследования – показатели качества сотовых телефонов, реализуемых в городе Владивостоке.
1 Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности
1.1 Сущность понятия
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в 18 веке Адамом Смитом. Конкуренция выводит с рынка фирмы, занятые производством излишней, ненужной рынку продукции, соответственно сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы вне конкуренции: в условиях острого дефицита нарасхват идет любая продукция. Перед производителями последней открываются возможности быстрого наращивания продаж, и значит, устранения дефицита [1].
В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Конкурентоспособность является
одной из важнейших интегральных
характеристик, используемых для оценки
эффективности экономической
С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам.
Р. А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности- это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [3].
В широком смысле конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Конкурентоспособность товара - это совокупность свойств реализованного объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условиях конкуренции на свободном рынке.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары [4].
Поэтому конкурентоспособность
(т.е. возможность коммерчески
Конкурентоспособность товара должна быть ключевым моментом принятия решения о расширении и создании новых производственных мощностей. Расходы на проектирование нового товара, как уже было показано, в несколько раз ниже стоимости оборудования, отлаживания технологии, организации сбытовой сети и т.п.
Поэтому выпуск неконкурентоспособного товара, не позволяющий развернуть его массовую продажу, способен принести многомиллионные убытки (что, кстати, нередко бывало в практике нашей промышленности, пытавшейся выйти на внешний рынок с теми или иными изделиями).
Изучение
Вместе с тем любой
товар после выхода на рынок начинает
постепенно расходовать свой потенциал
конкурентоспособности. Такой процесс
можно замедлить и даже временно
задержать, но остановить - невозможно.
Поэтому новое изделие
При этом особое внимание следует уделять не столько улучшению технических параметров изделия, хотя они и важны, сколько снижению цены потребления [6].
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность
В настоящее время проблема
оценки конкурентоспособности
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам деятельности фирм [7].
Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.
Под факторами
Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние. Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производства.
Основные факторы конкурентоспособности - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
К развитым же факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств.
Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.
По степени специализации все факторы можно подразделить на общие (инфраструктура, персонал с высшим образованием), которые могут использоваться в широком спектре отраслей, специализированные (узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний) и другие факторы, применяемые в одной или нескольких отраслях.
Общие факторы дают конкурентное преимущество ограниченного характера, а основывающиеся зачастую на них специализированные факторы образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятий.
К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным — техника, технология, экономическая среда и др.
Французские экономисты А. Олпивье, А. Дайан, Р. Усрсе, анализируя факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, предлагают так называемый «гипотетический многоугольник конкурентоспособности».
Оценка конкурентных возможностей фирм путем наложения «многоугольника конкурентоспособности» дает возможность выявить слабые и сильные стороны предприятий-конкурентов, что позволяет острой конкуренции на рынке с помощью данного многоугольника использовать свои преимущества и слабости конкурента.
Многие авторы в зависимости от отношения факторов к предприятию группируют их на внешние и внутренние.
Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др.
Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
И.Н. Герчикова предлагает классификацию фактора конкурентоспособности в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда:
- коммерческие условия;
- организация сбытовой деятельности;
- воздействие тенденции
развития конъюнктуры на
Основываясь на теоретических исследованиях, изложенных Р.А. Фатхутдиновым, перечисленные им внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации не отражают такие значимые элементы в деятельности предприятия, как: психологическое состояние микроклимата в коллективе, уровень психологической поддержки и социальные факторы (профессиональная пригодность и адаптация, потенциал сотрудников)