Конкурентоспособность сотовых телефонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка конкурентоспособности сотовых телефонов, реализуемых на рынке города Владивостока.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования конкурентоспособности;
- дать общую характеристику сотовой связи;
- провести маркетинговое исследование с целью выявления потребительских предпочтений;
- разработать номенклатуру потребительских показателей качества и выявить наиболее значимые показатели;
- оценить конкурентоспособность сотовых телефонов, имеющих популярность у потребителей.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности 4
1.1 Сущность понятия конкурентоспособности товара 4
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 6
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности 8
2 Маркетинговые исследования рынка сотовых телефонов г. Владивостока 12
2.1 История сотовой связи 12
2.2 Типы сотовых телефонов 14
2.3 Обзор рынка производителей сотовых телефонов 15
2.4 Исследование потребительских предпочтений 19
2.5 Разработка номенклатуры показателей качества сотовых телефонов 22
2.6 Оценка значимости показателей качества методом попарного сопоставления 24
2.7 Расчет конкурентоспособности 28
Заключение 32
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Тихонова сотовые телефоны (2).docx

— 285.73 Кб (Скачать файл)

Выявлено, какие дополнительные функции мобильного устройства пользуются наибольшей популярностью у пользователей. На первом месте находится передача данных по сети Интернет, далее пользование МР3-плеером, так же пользование фото-, видеокамерой и игры (рисунок 6).

Рисунок 6 - Характеристики, имеющие приоритетное значение при выборе телефона

Распределение респондентов в зависимости от количества средств, которые они готовы потратить на новый мобильный телефон, представлено на рисунке 7. Большинство респондентов готовы заплатить за новый сотовый телефон около 5000 – 10000 рублей.

Рисунок 7 - Распределение респондентов в зависимости от количества средств, которые они готовы потратить на новое мобильное устройство

Факторы, имеющие приоритетное значение при выборе мобильного телефона, представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 - Приоритетные факторы при выборе мобильного телефона

Исследование предпочтений потребителей в отношении марок  сотовых телефонов в г. Владивостоке показало, что наибольшей популярностью  пользуются телефоны марок Samsung, HTC, Apple, Nokia и другие. Причем потребители готовы приобретать и достаточно дорогостоящие устройства (стоимостью более 20000 рублей) с большим количеством дополнительных функций.

Наибольшее действие на поведение  потребителей оказывает реклама, размещенная  в сетях Интернет, на телевидении, а так же советы друзей и знакомых.

2.5 Разработка номенклатуры показателей качества сотовых телефонов

Для того, чтобы провести оценку конкурентоспособности мобильных устройств, а так же оценку значимости показателей качества товара, необходимо составить номенклатуру показателей.

Номенклатура потребительских  свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

По характеризуемым свойствам  они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

Число показателей конкурентоспособности  конкретного товара (услуги) зависит  от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность  определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя, а также гарантируют  удовлетворение конкретной общественной потребности.

Цели применения номенклатуры показателей качества продукции устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством продукции. В зависимости от специфических особенностей продукции и условий ее изготовления и использования некоторые, указанные группы показателей качества продукции могут отсутствовать. При необходимости вводятся дополнительные группы показателей, характерные для рассматриваемой продукции.

Номенклатура данных параметров включает в себя три обобщенные группы: технические параметры, отражающие потребительские свойства товара; нормативные  показатели соответствия товара обязательным нормам; и экономические параметры.

В группу технических входят параметры назначения, эргономические и эстетические.

Параметры назначения характеризуют  область применения продукции и  функции, которые она предназначена  выполнять. Они подразделяются на:

- классификационные параметры,  характеризующие принадлежность  продукции к определенному классу, использующиеся при оценке конкурентоспособности  только на этапе выбора области  применения этой продукции и  товаров-конкурентов, служащие базой  для последующего анализа и  в дальнейших расчетах не использующиеся;

- технические параметры,  характеризующие возможности продукции  выполнять функциональные свойства;

- конструктивные параметры,  отражающие конструктивно-технологические  решения, использованные при разработке  и производстве изделий, его  состав и структуру, габариты, весовые характеристики, присущие  данным изделиям и обеспечивающие  определенные свойства товаров  (надежность, долговечность и другие).

Эргономические параметры  характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма  в процессе выполнения трудовых операций (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические характеристики).

Эстетические параметры  характеризируют внешнее восприятие товара: рациональность форм, целостность  композиции, совершенство производственного  исполнения продукции. Эти параметры  моделируют восприятие продукции и  отражают ее внешние свойства, которые  для потребителя часто являются важными.

В отдельную группу выделяют нормативные параметры. Они характеризуют  свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами  и законодательством (экологические, параметры безопасности). В случае несоответствия им товара он не может  использоваться для удовлетворения существующей потребности [17].

Показатели, выбранные для исследования конкурентоспособности сотовых телефонов:

- Х1 – производитель;

- Х2 – материал корпуса (стекло, металл, пластик);

- Х3 – операционная система (Android, iOS, Symbian, Windows phone и др.);

- Х4 – диагональ экрана;

- Х5 – параметры камеры (разрешение, количество мегапикселов, количество кадров в секунду при видеосъемке и др.);

- Х6 – параметры процессора;

- Х7 – емкость аккумулятора;

- Х8 – многозадачность;

- Х9 – слот для карты памяти;

- Х10 – наличие дополнительных функций (датчики, Wi-fi-роутер и др.).

2.6 Оценка значимости показателей качества методом попарного

      сопоставления

Оценка значимости показателей  осуществлялась экспертным методом.

Метод экспертных оценок основан  на обобщении мнений специалистов-экспертов. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют  быстро и без больших временных  и трудовых затрат получить необходимую  информацию.

Наиболее широкое распространение  на практике получил метод попарного сопоставления, который по сравнению с другими экспертными методами оценки весомости свойств объектов характеризуется наиболее высоким уровнем достоверности получаемых результатов оценки, а так же это  наиболее точный и надежный метод выявления предпочтений.

При использовании метода попарного сопоставления каждый эксперт в качестве исходного материала получает специальную матрицу, в которой по горизонтали и по вертикали обозначены все сравниваемые свойства [4].

Анализируя матрицу, эксперт  на пересечении столбцов и строк  для каждой из пар сравниваемых свойств  должен выставить оценку 1 или 0 в  зависимости от определенной им  важности (значимости) того или иного свойства (более важному свойству ставиться оценка 1 и соответственно менее важному из данной пары сравниваемых свойств – оценка 0).

Результаты коллективной экспертизы представлены в виде итоговой таблицы 1.

Таблица 1 - Результаты групповой экспертизы

№ объекта

Производитель

Материал корпуса

Операционная система

Диагональ экрана

Параметры камеры

Параметры процессора

Многозадачность

Емкость аккумулятора

Доп. функции

Слот для карты памяти

Сумма рангов Ri

Отклонение от среднего Ri-Rep

Квадрат отклонения

Производитель

х

1

4

1

5

2

3

1

4

1

27

-0,5

0,25

Материал корпуса

4

х

5

5

4

4

4

4

5

5

40

17,5

306,25

Операционная система

1

0

х

1

1

3

2

3

3

1

15

-7,5

56,25

Диагональ экрана

4

0

4

х

5

3

4

4

4

2

30

7,5

56,25

Параметры камеры

0

1

4

0

х

1

2

3

3

2

16

-6,5

42,25

Параметры процессора

3

1

2

2

4

х

0

2

0

0

14

-8,5

72,25

Емкость аккумулятора

2

1

3

1

3

5

х

4

4

5

28

5,5

30,25

Многозадачность

4

1

1

1

2

3

1

х

1

1

15

-7,5

56,25

Слот для карты памяти

3

1

1

1

2

5

1

4

х

5

23

0,5

0,25


Продолжение таблицы 1

№ объекта

Производитель

Материал корпуса

Операционная система

Диагональ экрана

Параметры камеры

Параметры процессора

Многозадачность

Емкость аккумулятора

Доп. функции

Слот для карты памяти

Сумма рангов Ri

Отклонение от среднего Ri-Rep

Квадрат отклонения

Доп. функции

4

1

4

3

1

5

0

4

0

х

22

-0,5

0,25

 

25

7

28

15

27

31

17

29

24

22

225

 

620,5


Рассчитаем сумму рангов по горизонтали.

Далее необходимо найти отклонения суммы рангов от среднего Ri-Rср.

Rср= 225/10 = 22,5

Для дальнейших расчетов необходимо найти квадрат отклонения по каждой строке.

Найдем величину коэффициента конкордации:

W= 12 (S/n2(m3-m))= 12* 620,5/(100-120) = 0,62, где n- число показателей, m- число экспертов, S- сумма квадратов отклонений, S=620,5.

Коэффициент конкордации W изменяется в пределах от 0 до 1, чем ближе W к 1, тем больше согласованность мнений экспертов.

Находим критерий Пирсона  для оценки значимости показателя (формула 4):

 

,      (4)

 

=0,62*10(5-1)=24,8

По таблице Пирсона  определяем =23,72

Зная величину критерия Пирсона , сравниваем ее с табличным значением .

Таким образом, мнения экспертов  согласованы, полученная ранжировка показателей объективна.

Весомость показателей определяем делением суммы рангов одного показателя на сумму рангов всех показателей (формула 5):

 

,     (5)

 

где no – число оставленных наиболее значимых показателей

Sio – сумма для каждого оставленного показателя

Из всех показателей выделяем наиболее значимые, для которых  , т.е. 1/10.

Данные и результаты расчетов заносим в таблицу 2.

Таблица 2

Показатели

Сумма рангов

Весомость

Х1

25

0,111111

0,185

Х2

7

0,031111

 

Х3

28

0,124444

0,156

Х4

15

0,066667

 

Х5

27

0,12

0,163

Х6

31

0,137778

0,19

Х7

17

0,075556

 

Х8

29

0,128889

0,136

Х9

24

0,106667

0,17

Х10

22

0,097778

 

Итого

 

1

1


Таким образом, наиболее значимыми  показателями становятся следующие:

- Х1 – производитель;

- Х3 – операционная  система 

- Х5 – параметры камеры 

- Х6 – параметры процессора;

- Х7 – емкость аккумулятора;

- Х10 – наличие дополнительных  функций.

2.7 Расчет конкурентоспособности

Исходя из предыдущего  пункта, наиболее важными показателями качества сотовых телефонов стали  следующие:

- параметры процессора;

- параметры камеры;

- операционная система;

- производитель;

- емкость аккумулятора;

- дополнительные функции.

С 2010 года рынок мобильных  телефонов в России демонстрирует  стабильный рост в сегменте устройств класса смартфон. Это объясняется появлением на рынке новых моделей марки Apple и HTC, а также активным развитием мобильного Интернета в большинстве регионов России. 

Информация о работе Конкурентоспособность сотовых телефонов