Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:19, курсовая работа
Целью данной работы является оценка конкурентоспособности сотовых телефонов, реализуемых на рынке города Владивостока.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования конкурентоспособности;
- дать общую характеристику сотовой связи;
- провести маркетинговое исследование с целью выявления потребительских предпочтений;
- разработать номенклатуру потребительских показателей качества и выявить наиболее значимые показатели;
- оценить конкурентоспособность сотовых телефонов, имеющих популярность у потребителей.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности 4
1.1 Сущность понятия конкурентоспособности товара 4
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность 6
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности 8
2 Маркетинговые исследования рынка сотовых телефонов г. Владивостока 12
2.1 История сотовой связи 12
2.2 Типы сотовых телефонов 14
2.3 Обзор рынка производителей сотовых телефонов 15
2.4 Исследование потребительских предпочтений 19
2.5 Разработка номенклатуры показателей качества сотовых телефонов 22
2.6 Оценка значимости показателей качества методом попарного сопоставления 24
2.7 Расчет конкурентоспособности 28
Заключение 32
Список использованных источников 33
Е.П. Голубков адаптирует факторы к российской среде жизнедеятельности предприятий и выделяет следующие группы факторов, влияющих на результативность деятельности конкурентов на рынке: имидж организации, качество и концепции продуктов (уровень их соответствия мировому уровню), рыночная доля предприятия, мощность производственной, научно-исследовательской и конструктивной базы, стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке, маркетинговая деятельность (реклама, уровень стимулирования сбыта, глубина исследований), уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания, политика организации во внешней предпринимательской среде.
Факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования.
Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия.
Рассмотрев факторы внешнего окружения и внутренней среды, можно предположить, что конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, а с другой, — характеристик внешних факторов, влияющих на него [9].
1.3 Методы оценки конкурентоспособности
Немаловажную роль в оценке конкурентоспособности предприятия играет выбор методики.
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.
Практически по каждому анализируемому
товару должна быть своя методика оценки
конкурентоспособности, которая бы
учитывала особенности
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.
За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле 1:
, (1)
где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
- единичный показатель
- весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
- число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле 2:
, (2)
где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности (формула 3):
, (3)
где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1,…, n – виды продукции;
Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);
, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).
В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:
Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.
Исследуемые методы оценки
конкурентоспособности легли в
основу практического анализа
Наиболее общая методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.
Рисунок 1 - Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
Итак, конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения товара на конкретном рынке в определенный период времени. В современных условиях развития экономики важно не просто производить, а стремиться к качеству и конкурентоспособности производимой продукции. Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Состязание товаропроизводителей развивает экономику, так как прекращают деятельность не отвечающие требованиям рынка предприятия и организации и остаются функционировать только конкурентоспособные.
В качестве основной задачи определяется установление факторов, влияющих на конкурентоспособность, и повышение эффективности управления конкурентоспособностью в долгосрочном периоде.
Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия. Немаловажную роль в оценке конкурентоспособности играет выбор метода, так как в каждом методе имеются свои недостатки и преимущества.
2 Маркетинговые исследования
2.1 История сотовой связи
История связи насчитывает несколько эпох, первая из которых началась в каменном веке, когда люди научились разговаривать. На смену ей пришла связь почтовая, голубиная, телеграфная, телефонная, радио-, и в конце 20 века появилась ещё одна - сотовая связь.
Мобильная связь – это динамично развивающаяся во всем мире отрасль. Благодаря быстрому развитию мобильных технологий, и активному распространению широкополосного беспроводного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями сектора мобильных устройств и услуг открываются совершенно новые рынки.
Мобильная связь — это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется. Одним из видов мобильной связи является сотовая связь.
Мобильный телефон — переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь самая распространенная из всех видов мобильной связи, поэтому часто мобильным телефоном называют сотовый телефон, хотя мобильными телефонами помимо сотовых являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.
Желание сделать связь повсеместной и доступной - причина, породившая создание и эволюцию сотовой связи. Первая попытка реализовать мобильную телефонию была предпринята в 1946 году в американском городе Сент-Луисе. Тогда был создан простой шестиканальный приёмо-передатчик. Только спустя 24 года учёные вновь взялись за разработку "беспроводной" телефонии [11].
К началу 80-х годов были созданы телефонные аппараты, позволявшие с помощью приемо-передающих баз-посредников (базовых станций) совершать звонки на другие телефоны. Эти устройства принадлежат к первому поколению сотовой связи, или, как его еще принято называть сокращенно, 1G.
Мобильные телефоны первого поколения были размером немногим меньше среднестатистического чемодана и состояли из базы и отдельной трубки, которую практически нельзя было носить с собой. Сейчас трудно себе представить такое чудо техники, которое весило несколько килограммов и имело антенну размером 30-40 сантиметров в длину.
Решить проблемы сотовой связи первого поколения был призван стандарт 2G.
TDMA - это технология передачи
цифрового сигнала, которая
- самый эффективный, простой и окупаемый стандарт для перехода от аналоговой передачи сигнала AMPS к цифровой;
- отсутствие явления интерференции от других телефонов;
- продленное время работы от батарей, основанное на периодической посылке сигналов, в отличие от сетей 1G, где сигнал передаётся на протяжение всего эфирного времени;
- высокая ёмкость сети.
Приход на рынок сетей
второго поколения и возникшая
необходимость мобильного доступа
в сеть Интернет обусловили развитие
сотовой связи в направлении
увеличения скорости передачи данных.
Ещё в далёком 1985 году началась разработка
семейства стандартов 2.5G, которые по сути
дела являются надстройкой для сетей второго
поколения. Нам стандарт 2.5G известен
Технология GPRS позволяет одновременно разговаривать по телефону и передавать данные. Это стало возможно благодаря более эффективному использованию радиополосы и новым способам кодирования. Ещё одной особенностью сервиса стало отсутствие необходимости каждый раз дозваниваться до провайдера. Телефон всегда находится в режиме онлайн, но передает данные только тогда, когда это требуется. Эта схема работы позволяет обслуживать одновременно гораздо больше клиентов, чем в случае с использованием GSM сетей второго поколения.
Быстрорастущие потребности в широкополосном доступе в интернет породили дальнейшее развитие сотовой связи. В результате разработки сетей 3G и 3.5G появилось несколько различных стандартов: CDMA (Code Division Multiple Access) 2000, UMTS (Universal Mobile Telecommunications Service) и WCDMA (Wide CDMA).
Приход сетей третьего поколения позволил разрабатывать инновационные сервисы, внедрение которых в сетях 2 и 2.5G было попросту невозможно вследствие низкой пропускной способности радиоканала.
К числу таких сервисов относятся видеозвонки, видеоконференции, мобильный и быстрый доступ в интернет, потоковое вещание (streaming), мобильное телевидение, звонки с улучшенным качеством передаваемых аудиоданных, новый виток развития мобильной электронной коммерции, мобильная связь работников с корпоративными сетями, возможность предоставления интернет-сервисов пользователям мобильной сотовой связи.
Эффективность сетей третьего поколения доказана высоким спросом в странах, где они распространены. Одной из целей, поставленных перед сетями 3G, является осуществление глобального покрытия, когда абонент будет в зоне покрытия в любой точки Земли. Возможности на самом деле уникальны, учитывая специфику и уровень развитий высоких технологий на просторах СНГ.
Рост Интернета, количества и качества интерактивных сервисов предполагает одновременное расширение каналов связи, которые связывают пользователя со всемирной паутиной. Теперь, когда скорости передачи данных модно измерять мегабайтами и гигабайтами в секунду, прежние технологии отходят в историю и на смену им приходят новые, которые позволяют связать все устройства воедино и управлять ими централизованно.
Одной из главных целей, которые учитывались при разработке семейства стандартов 4G, является объединение всех видов коммуникаций в одну структуру [12].
2.2 Типы сотовых телефонов
Помимо обычных сотовых телефонов существуют следующие разновидности:
- камерофон — мобильные
телефоны с функцией