Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Каждая фирма выходит на рынок с целью своего дальнейшего развития. Осуществлению этой цели фирме могут помешать действия конкурентов. Чтобы справиться с ними, необходимо разработать стратегию конкуренции, концепцию использования ресурсов для подавления усилий конкурентов.
Необходимым условием успеха на рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения других фирм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1.КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТ-ВО……………………………………………………............................................
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..
1.3 Виды конкурентного преимущества………………………………….....
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУ-РЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………………………….
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фир-мы………………………………………………………………………………….
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности това-ра…..........................................................................................................................
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фир-мы…………………………………………………………………………………
3.РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)………………………………..
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)……………….....
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предпри-ятия)…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..........

Вложенные файлы: 1 файл

КР по маркетингу.docx

— 212.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

(СИБСТРИН)

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему “Конкуренция в отрасли”

 

Выполнила студентка: ______________________________ О.И. Ткачук

                                           (Подпись, дата)                         (ФИО)

Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»    группа 251

Руководитель работы:_______________________________ Е.А. Кудеева

                                                  (Подпись, дата)                                (ФИО)

Работа защищена _____________________________ оценка ______________

                                              (Подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………

1.Конкуренция и конкурентное преимущество……………………………………………………............................................

1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…

  • 1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..
  • 1.3 Виды конкурентного преимущества………………………………….....
  • 2.Теоретические и методическиеосновы оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………….

  • 2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы………………………………………………………………………………….
  • 2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара…..........................................................................................................................
  • 2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………………………………
  • 3.Расчеты показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы(предприятия)………………………………..

  • 3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)……………….....
  • 3.2 Расчет показателей  конкурентоспособности фирмы (предприятия)…………………………………………………………………
  • Заключение …………………………………………………………………..

    Список литературы…………………………………………………..........

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

       Каждая фирма выходит на рынок с целью своего дальнейшего развития. Осуществлению этой цели фирме могут помешать действия конкурентов. Чтобы справиться с ними, необходимо разработать стратегию конкуренции, концепцию использования ресурсов для подавления усилий конкурентов.

       Необходимым условием успеха на рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения других фирм. Для достижения этого результата фирма должна постоянно стремиться опередить своих соперников по конкурентной борьбе. Осознание необходимости рассмотрения процесса конкуренции позволяет критически отнестись к концепции ориентации на потребителя, согласно которой целью маркетинга является простое удовлетворение нужд клиентов фирмы. Попытка налаживания более эффективной работы за счет переноса акцента с потребителя на конкурентную борьбу может привести к созданию преимуществ над конкурентом, которые окажутся невостребованными или востребованными в меньшей мере, чем нечто такое, что может быть выявлено при ориентации фирмы на потребителя. Фактически нет необходимости превосходить конкурентов по всем параметрам предложений. Нужно побеждать конкуренцию в том, что имеет значение для потребителя: знание того, что имеет или может иметь значение, возникает в результате ориентации на потребительскую аудиторию. Тенденция придания большого значения конкурентной борьбе, а не нуждам потребителей, является реакцией на гиберболизацию роли конкуренции. Поэтому фирмам необходимо следить за состоянием конкуренции и не терять при этом из виду потребителя.

       Цель курсовой работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции,  конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования,  а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы

       В курсовой работе будут рассмотрены следующие главы:

       Первая глава полностью посвящается определению сущности конкуренции, методам сбора и анализа информации о конкуренции и формам конкурентного существования. Здесь я опишу сущность, особенности конкуренции и ее виды, а также соберу и проанализирую информацию о конкуренции и опишу формы конкурентного сосуществования.

       Вторая  глава раскроет теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции и фирмы. В этой главе рассматриваются теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы, понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции и определение конкурентоспособности фирмы.

       В  третьей главе будут приведены расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы. Сначала оценка конкурентоспособности продукции, а затем  матричным подходом будет определена конкурентоспособность фирмы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. КОНКУРЕНЦИЯ И  КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО.

    1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции

       Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

       Конкуренция (от лат Concurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что- либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции».

       И.Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с предпринимательством, выделяя в нем организационное и технологическое новаторство. Ф. фон Хайек считал конкуренцию процедурой открытий. В ходе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества.

       По К.Марксу, конкуренция – это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.

       Конкуренцию можно изучать и как форму взаимного столкновения интересов всех субъектов рынка за товары и услуги, за деньги потребителей, за условия приложения капитала. Конкурируют между собой покупатели и продавцы, покупатели, продавцы. Происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов, их соперничества в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, ресурсы.

       Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

       Конкуренция - необходимое и достаточное условие, обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала.

       Свобода предпринимательства и личный интерес являются той основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.

       Конкуренция характеризуется двумя особенностями:

    1. наличием на рынке достаточно большого числа независимо 
      действующих производителей и покупателей любого конкретного 
      товара;
    2. свободой для производителей и покупателей вступать на рынок 
      или покидать его.

       Один из существеннейших моментов конкуренции заключается в рассредоточении экономической власти. Большое число независимых производителей означает, что ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество товаров и услуг, чтобы это заметно повлияло на равновесную цену. На рынке действуют тысячи и тысячи покупателей и продавцов. Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно. Иначе говоря, «индивидуальный производитель, участвующий в конкуренции», «отдан на милость рынка». Широкое рассеивание экономической власти, осуществляемое благодаря конкуренции, ограничивает возможности производителей и покупателей злоупотреблять этой властью.

       Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа. Значение этой особенности велико, так как именно она обеспечивает гибкость экономики, ее приспособляемость, помогает сохранять эффективность, адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, к новым технологиям.

       Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:

    1) регулирующая;

    2) аллокационная;

    3) инновационная;

    4) адаптационная;

    1. распределения;
    2. контролирующая.

       Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять. Эта функция указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Реализуется данная функция благодаря действию закона стоимости, через его механизм. Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда, называется законом стоимости.

       Аллокационная функция конкуренции выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства – наиболее равномерно и эффективно – производственные силы.

       Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП.

       Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре,  к разным ее аспектам. Эта среда в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты – в зависимости от их адаптационных способностей.

       Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, при том на самых выгодных условиях.

       Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке.

       Выделяют три вида конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При креативном виде конкуренции конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологи, новую организацию производства управления им и так далее). Этот вид конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой вид выражает все существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной конкуренции.

       Приспособленческая конкуренция  заключается в строгом слежении участников за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений рыночных соперников, но в более короткие сроки. Часто только одно слово, схема или расчет подсказывают конкуренту, более подготовленному, наилучшее решение проблемы.

       Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке, например за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и так далее.

       Неценовая конкуренция более жесткая и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств, совершенствовании послепродажных услуг и т.д. Очевидно, при неценовой конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и особенности своей продукции.

       Недобросовестная конкуренция. В соответствии со ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещены:

    Информация о работе Конкуренция в отрасли