Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Каждая фирма выходит на рынок с целью своего дальнейшего развития. Осуществлению этой цели фирме могут помешать действия конкурентов. Чтобы справиться с ними, необходимо разработать стратегию конкуренции, концепцию использования ресурсов для подавления усилий конкурентов.
Необходимым условием успеха на рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения других фирм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1.КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТ-ВО……………………………………………………............................................
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..
1.3 Виды конкурентного преимущества………………………………….....
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУ-РЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………………………….
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фир-мы………………………………………………………………………………….
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности това-ра…..........................................................................................................................
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фир-мы…………………………………………………………………………………
3.РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)………………………………..
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)……………….....
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предпри-ятия)…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..........

Вложенные файлы: 1 файл

КР по маркетингу.docx

— 212.40 Кб (Скачать файл)

   Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:

    1. Новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;
    2. Новые или изменившиеся запросы покупателей;
    3. Появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
    4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;
    5. Изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

   В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.

   В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:

  • с позиции сравнительных преимуществ;
  • на базе теории равновесия;
  • на базе теории эффективной конкуренции;
  • на базе теории качества товара;
  • матричные методы;
  • индикаторный метод.

 

2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара

   Существует множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.

Методика 1

   Определение конкурентоспособности продукции  методом расчета единичных и групповых показателей.

   В основе данного традиционного метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности.

   На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или некоторый абстрактный эталон. Если разбить товары на три группы, а именно:

  • имеющие аналоги и уже выведенные на рынок;
  • имеющие аналоги и находящиеся на стадии разработки;
  • не имеющие аналогов,

то получается, что первый вариант базы сравнения лучше использовать для первой группы, второй — для группы 2, третий — для группы 3.

   На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. Они делятся на две группы: потребительские и экономические. Первые включают в себя качественные характеристики товара (производительность, габариты, экологическая безопасность, надежность и т.д.), вторые — цену товара, затраты на транспортировку, монтаж и эксплуатацию, что в целом составляет цену потребления. Значение критерия у базисной модели обозначим РБ, а у сравниваемого образца — Р.

   На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi). Если увеличение значения критерия влечет за собой повышение качества, то

qi = Pi/PБi, (1)

а если снижение, то

qi = PБi/Pi, (2)

 

   На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni — для потребительских и аэi — для экономических показателей. Причем

 

     , (3)

 

где n и m — количество потребительских и экономических параметров соответственно.

   Необходимость соблюдения этого равенства обосновывается ниже.

   На пятом этапе проводится расчет группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности:

 

, (4)

 

  , (5)

 

где Qn и Qэ — сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно.

   Вернемся к равенству (3). Его соблюдение обеспечивает сопоставимость Qп и Qэ вне зависимости от количества рассматриваемых критериев.

   На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкуренто-способности (К):

К = Qn/Qэ. (6)

   Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К < 1 — неконкурентоспособным на данном рынке.

   Данный метод имеет ряд недостатков:

   1) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1;

   2) не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность товара стремится к нулю;

   3) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;

   4) сложно устанавливать весовые значения aij, особенно для большого количества критериев;

   5) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке;

   6) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще;

   7) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять лучший из существующих образцов. Возникает вопрос: как определить, какой товар является лучшим? Поэтому либо необходимо предварительно сравнивать образцы между собой, либо имеет место интуитивный выбор. Можно брать в качестве базы сравнения лидера по продажам, но эта информация часто закрыта, субъективна и трудно собираема, особенно когда речь идет о товарах широкого потребления, которые распространяются по многим каналам сбыта, имеющим несколько уровней.

   Собственно, указанные недостатки являются и ограничениями применения традиционного метода конкурентоспособности товара.

 

 

Методика 2

   Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена О.Д.Андреевой и предусматривает следующие операции.

1.Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:

Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10+С11,(7)

где Ц1 – цена рынка;

Р2 – расходы на транспортировку;

С3 – стоимость установки;

С4 – стоимость хранения;

С5 – стоимость технической информации и прочей документации;

Р6 – расходы по обслуживанию изделия;

Р7 – расходы на топливо и электроэнергию;

Р8 – расходы на ремонт;

О9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 – стоимость страхования;

С11 – стоимость утилизации.

2.Расчет показателя конкурентоспособности (К):

К=(Q+С)/ Цп, (8)

где Q – качество товара;

С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.

3. Определение  уровня конкурентоспособности как  строительного показателя, отражающего отличие анализируемого  от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

   Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная частота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.

   В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).

 

Методика 3

   Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

,(9)

где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

- единичный  показатель конкурентоспособности  по i–му техническому параметру;

- весомость  i–го параметра в общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

- число  параметров, участвующих в оценке.

   Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

,(10)

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

   Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

,(11)

где Т – срок службы;

 i – год по порядку.

Методика 4

   Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:

,(12)

где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

   j = 1,…, n – виды продукции;

   Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

   Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

  Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

  , если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

Методика 5

   При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

                                           B0i = ,      (13)                                       

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

 

2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы

   Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет:

   -разработать меры по повышению конкурентоспособности;

   -выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;

   -привлечь инвестиции в эффективное производство;

   -составить программы выхода фирмы на новые товарные рынки сбыта.

   Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методике оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной  позиций фирмы на рынке.

Методика 1 

   Матричный метод, базирующийся на матрице «Бостон- Консалтинг групп». В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (Рис.2.1).

   Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

   Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.

Рис.2.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы

Методика 2

 

 

Высокая

     

Привлекательность

рынка

 

Средняя

     
 

 

Низкая

     
   

Малые

Средние

Большие

   

Преимущества по отношению к конкурентам

 

   

Информация о работе Конкуренция в отрасли