Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Каждая фирма выходит на рынок с целью своего дальнейшего развития. Осуществлению этой цели фирме могут помешать действия конкурентов. Чтобы справиться с ними, необходимо разработать стратегию конкуренции, концепцию использования ресурсов для подавления усилий конкурентов.
Необходимым условием успеха на рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения других фирм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1.КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТ-ВО……………………………………………………............................................
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..
1.3 Виды конкурентного преимущества………………………………….....
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУ-РЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………………………….
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фир-мы………………………………………………………………………………….
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности това-ра…..........................................................................................................................
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фир-мы…………………………………………………………………………………
3.РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)………………………………..
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)……………….....
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предпри-ятия)…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..........

Вложенные файлы: 1 файл

КР по маркетингу.docx

— 212.40 Кб (Скачать файл)

1. Все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента.

2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать фирму, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента.

3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара и т.д.

   Исторически сама конкуренция развивалась от ее внутриотраслевой формы к межотраслевой. Имеется в виду, что внутриотраслевая конкуренция предшествует межотраслевой. Но межотраслевая конкуренция не отменяет внутриотраслевую, а существует рядом с ней и вместе с ней. Каждая из этих форм конкуренции выполняет свою функцию, и только вместе они реализуют все основные функции конкуренции в целом в рыночной системе. 

   Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров. Именно эта форма конкуренции является исходным моментом во всем механизме рыночной системы.

   Межотраслевая конкуренция наилучшим образом представляет суть капитала в целом как самовозрастающей стоимости. Межотраслевая конкуренция выполняет функцию регулирования пропорций в распределения капиталов между отраслями таким образом, что равновеликие капиталы независимо от скорости оборота и технического строения приносят равную среднюю прибыль.

   Конкуренция многогранна и многообразна, поэтому существует множество других видов и форм конкуренции. Некоторые из них:  ценовая и неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая, добросовестная  и недобросовестная, свободная ("совершенная") конкуренция, соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция), регулируемая конкуренция, функциональная, видовая, предметная конкуренция.

1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли

   Информационная революция охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Большинство менеджеров знают, что эта революция идет полным ходом, но, похоже, не вполне осознают ее значение. Руководство отдает себе отчет в том, что информационная технология больше не может быть исключительно компетенцией подразделений электронной обработки данных и информационных систем. Глядя на то, как конкуренты благодаря информации получают конкурентное преимущество, руководство осознает необходимость своего непосредственного участия в управлении новой технологией. Однако, оказываясь один на один с быстрыми изменениями, не знает, как ею управлять.

   Каждой компании необходимо продумать организацию системы сбора информации о конкурентах, позаботиться о ее эффективности. Каждый сотрудник компании должен не только понимать, обслуживать и стремиться удовлетворить покупателей – он должен быть заинтересован в получении информации о действиях конкурентов и передачи ее по инстанциям или в специально сформированную междисциплинированную команду. Для создания конкурентной системы наблюдения обычно приходится пройти четыре ступени:

- Создание  системы. Первый шаг – определение  жизненно важных видов конкурентной  информации, установление ее источников  и назначение руководителя системы.

- Сбор  данных. Данные собираются на  постоянной основе в «поле» (торговый персонал, каналы распределения, поставщики), поступают от сотрудников конкурентов. Хотя предлагаемые техники сбора информации абсолютно законны, некоторые методики сомнительны с точки зрения соблюдения этических норм.

- Оценка  и анализ информации. Данные проверяются  на степень достоверности и надежности, интерпретируются и систематизируются.

- Распространение  информации и ответы. Ключевая  информация рассылается соответствующим уполномоченным лицам или в ответ на запросы менеджеров.

   Менеджеры компании с организованной системой наблюдения получают своевременную информацию о конкурентах из специальных бюллетеней, информационных листов и отчетов. Менеджеры могут также связаться с отделом наблюдения, когда им требуется помощь в оценке неожиданного шага конкурентов, необходима информация о слабых и сильных их сторонах или когда они хотят обсудить возможную реакцию конкурента на определенные шаги компании. В малых фирмах, не имеющих возможности создать службу наблюдения за конкурентами, должны быть назначены сотрудники, в обязанности которым вменяется анализ действий основных конкурентов так, чтобы любой менеджер, которому потребовалась соответствующая информация, мог в любой момент связаться с домашним экспертом. Хорошо организованная система наблюдения за действиями конкурентов облегчает задачу разработки конкурентной стратегии компании. Кроме того, весьма эффективным может оказаться анализ ощущаемой потребителем ценности, который позволяет выявить сильные и слабые стороны компании в сравнении с ее конкурентами.

   Определение целей конкурента, его сильных и слабых сторон – один из первых шагов на пути к построению адекватной модели его возможной реакции на предпринимаемые шаги. Кроме того, у каждого конкурента есть определенная философия бизнеса, культура компании и определенные убеждения, которыми она руководствуется. Большинство конкурентов попадает под одно из четырех определений.

  • Неторопливый конкурент, отличающийся замедленной реакцией или вообще игнорирующий предпринимаемые соперниками шаги.
  • Разборчивый конкурент реагирует только на определенные виды атак, например на снижение цен, но не на увеличение рекламных расходов.
  • Конкурент  - «тигр» реагирует на любые «покушения» на свои владения; в зависимости от ситуации варьируется и сила ответного удара. Конкурент – «тигр» всем своим поведением демонстрирует, что его лучше не трогать, ибо он всегда готов отстаивать свои интересы.
  • Непредсказуемый конкурент не имеет определенной модели поведения. В одном случае он отвечает ударом на удар, в другое время аналогичное воздействие не вызывает у него никакой ответной реакции; его решение невозможно предугадать, исходя из его экономического положения.

Пять сил конкуренции по М. Портеру

   Конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми, а процессы конкуренции на них аналогичны. Это продемонстрировал профессор Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса: состояние конкуренции в отрасли является результатом действия пяти конкурентных сил.

   1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.

   2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.

   3. Потенциальное появление новых конкурентов.

   4. Рыночная власть и средства воздействия используемая поставщиками сырья.

   5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.

   Портеровская модель пяти сил представляет мощный инструмент диагностики конкурентных условий рынка и оценки насколько важной и эффективной является каждая из них. Это самый популярный метод анализа конкуренции, который легко применить на практике.

   Используя пять составляющих структуры конкуренции можно описать предпосылки долгосрочной прибыльности отрасли и способы, с помощью которых копании могут держать ее под контролем.

 

1.3 Виды конкурентного преимущества

   Конкурентоспособность организаций – это способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своим соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары. В такой конкурентной борьбе, за овладением рынками, организации для привлечение покупателей используют рекламу, снижение цен, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг.

   Конкурентоспособность означает степень преимущества продукта на рынке по сравнению с другими, конкурирующими продуктами, аналогичного назначения.

   Конкурентное преимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами.

   Т. Питере и Б. Уотермен сформулировали общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

   1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

   2. Близость предприятия к клиенту. .

   3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

   4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

   5. Демонстрация важности общих для предприятия

   6. Умение твердо стоять на своем,

   7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

   8. Умение, быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

   Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятий.

   Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.

   Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), является существенным фактором климата, или конкурентной ситуации, на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

   Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.

   Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т. е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, не обеспечивающих соответствующего отличительного качества.

   Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.

   Таким образом, соотношение «рыночной силы» и «производительности» может характеризовать уровень конкурентного превосходства фирмы над конкурентами.

   Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа организации. Действительно, снижая цену на свой товар или услугу, организация приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены товара или услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта, компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в свою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же организация удерживает цену своих товаров на уровне цен конкурентных товаров, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и соответственно размер занимаемой фирмой рыночной доли.

   Так методика оценки конкурентного преимущества опирается на сущность ценности (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ.

2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы

   Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке.

   В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем – фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом. Конкурентоспособность предприятия – "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности".

Информация о работе Конкуренция в отрасли