Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 10:01, курсовая работа
Каждая фирма выходит на рынок с целью своего дальнейшего развития. Осуществлению этой цели фирме могут помешать действия конкурентов. Чтобы справиться с ними, необходимо разработать стратегию конкуренции, концепцию использования ресурсов для подавления усилий конкурентов.
Необходимым условием успеха на рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения других фирм
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1.КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТ-ВО……………………………………………………............................................
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции……………...…
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли……………………...…..
1.3 Виды конкурентного преимущества………………………………….....
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУ-РЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ……………………………….
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фир-мы………………………………………………………………………………….
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности това-ра…..........................................................................................................................
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фир-мы…………………………………………………………………………………
3.РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ(ПРЕДПРИЯТИЯ)………………………………..
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)……………….....
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предпри-ятия)…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..........
1.ОАО «ЗСМ-7»;
2. ОАО «Черепановский ЗСМ»;
3. ОАО «Стройкерамика»;
4. ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино».
3.2.Расчет
показателей
Матричный подход к определению маркетинговой составляющей конкурентоспособности фирмы.
Для того чтобы практически оценить конкурентоспособность фирмы на рынке, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.
Произведем определение конкурентоспособности по предприятиям с позиций 3 основных составляющих:
- маркетинговой;
- производственной;
- финансовой.
При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм.
Таблица 3.4 - Исходные данные для расчета конкурентоспособности фирмы
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
|
270 000 |
310 000 |
300 000 |
175 000 |
|
124 200 |
158 100 |
156 800 |
71 400 |
|
128 450 |
134 070 |
81 050 |
89 480 |
|
2 350 |
2 730 |
2 150 |
1 620 |
|
13 500 |
13 950 |
54 000 |
8 800 |
6. Бюджет маркетинга (включая рекламу), тыс. р. |
5 400 |
3 500 |
2 700 |
2 000 |
7. Сумма активов предприятия (итог баланса-нетто), тыс. р. |
740 080 |
920 000 |
1 005 200 |
300 090 |
8. Собственный капитал, тыс. р. |
444 050 |
276 010 |
250 000 |
210 060 |
9. Оборотные средства, тыс. р. |
170 000 |
195 000 |
610 000 |
95 000 |
10. Дебиторская задолженность |
42 500 |
78 000 |
340 500 |
33 250 |
11. Краткосрочные обязательства, тыс. р. |
90 000 |
180 000 |
869 000 |
90 000 |
12. Дивиденды на 1 акцию, р. |
0,24 |
0,19 |
0,49 |
0,35 |
13. Имидж, % |
70 |
60 |
70 |
70 |
14. Размещение |
0,7 |
0,4 |
0,2 |
0,8 |
15. Качество продукции |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
16. Дилерская сеть (система быта) |
4 |
3 |
5 |
4 |
17. Обслуживание потребителей (сервис) |
4 |
3 |
4 |
3 |
18. Цена за единицу продаж, р. |
2 610 |
2 600 |
2 600 |
2 620 |
- показатели имиджа или
- показатели размещения
- показатели качества
Цены берутся за единицу продаж, а не за единицу продукции, так как это может быть определенный комплект, объём и т.д. (например, 1000 шт. условного кирпича).
Таблица 3.5 – Ранжировка значимости показателей
Показатели |
Значение коэффициента весомости |
Цена |
0,20 |
Имидж |
0,10 |
Доля на рынке |
0,10 |
Качество продукции |
0,20 |
Реклама |
0,05 |
Дилерская сеть |
0,20 |
Размещение |
0,10 |
Обслуживание потребителей (сервис) |
0,05 |
Объем продаж является показателем, с помощью которого может быть определена доля фирмы на рынке (доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о фирме и ее продукции.
Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.
Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Иногда этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж могут резко возрасти цены на продукцию.
Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, со временем безусловно утрачивает свои конкурентные преимущества.
Реклама является составным элементом коммуникационной стратегии фирмы. В бюджете маркетинговой деятельности фирмы предусматриваются расходы на рекламную деятельность, которые относят к коммерческим расходам и включают в полную себестоимость продукции.
Дилерская сеть, или система сбыта, отражает сложившуюся систему распределения продукции фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, т.е. с передачей прав собственности на товар. Эффективная система сбыта должна по мере возможности удешевлять продвижение продукции и обеспечивать полную полезность для потребителей.
Первый шаг:
Высчитываем долю фирмы на рынке, для этого складываем объем продаж всех четырех фирм, затем объем продаж каждой фирмы делим на общий объем продаж.
Таблица 3.6
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке |
0,26 |
0,29 |
0,28 |
0,17 |
2. Имидж (рейтинг) |
70 |
60 |
70 |
70 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,7 |
0,4 |
0,2 |
0,8 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
5 400 |
3 500 |
2 700 |
2 000 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
4 |
3 |
5 |
4 |
6. Качество продукции |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
4 |
3 |
4 |
3 |
8. Цена, р./ед |
2 610 |
2 600 |
2 600 |
2 620 |
Второй шаг:
Приводим значения к единичному виду. Для этого наибольшее значение показателей по фирме принимаем за 1, остальные делим на наибольшее значение.
Таблица 3.7
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке |
0,90 |
1 |
0,97 |
0,59 |
2. Имидж (рейтинг) |
1 |
0,86 |
1 |
1 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,88 |
0,50 |
0,25 |
1 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
1 |
0,65 |
0,50 |
0,37 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
0,80 |
0,60 |
1 |
0,80 |
6. Качество продукции |
1 |
0,90 |
1 |
0,90 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
1 |
0,75 |
1 |
0,75 |
8. Цена, р./ед |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
1 |
ИТОГО |
7,57 |
6,25 |
6,71 |
6,41 |
В результате оценки маркетинговой составляющей по конкурентоспособности фирмы распределились следующим образом:
1-е место - Фирма 1;
2-е место - Фирма 3;
3-е место - Фирма 4;
4-е место - Фирма 2.
Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.
Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может быть весьма различной.
Третий шаг:
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Весовой коэффициент |
1. Доля фирмы на рынке |
0,09 |
0,10 |
0,10 |
0,06 |
0,10 |
2. Имидж (рейтинг) |
0,10 |
0,09 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
3. Размещение (относительно основных сегментов рынка) |
0,09 |
0,05 |
0,03 |
0,10 |
0,10 |
4. Маркетинговая деятельность и реклама (бюджеты) |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,05 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) |
0,16 |
0,12 |
0,20 |
0,16 |
0,20 |
6. Качество продукции |
0,20 |
0,18 |
0,20 |
0,18 |
0,20 |
7. Обслуживание потребителей (уровень сервиса) |
0,05 |
0,04 |
0,05 |
0,04 |
0,05 |
8. Цена, р./ед |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
ИТОГО |
0,94 |
0,80 |
0,90 |
0,86 |
Таблица 3.8
После этого показатели фирмы распределились следующим образом:
1-е место - Фирма 1;
2-е место - Фирма 3;
3-е место - Фирма 4;
4-е место - Фирма 2.
Лучшей осталась Фирма 1. В свою очередь, Фирма 1 имеет не самую большую долю рынка, но высокий имидж. Недостатки размещения компенсируется за счет грамотной рекламной политики и высокого качества продукции. Именно поэтому эта фирма и явилась самой конкурентно способной.
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы.
Наиболее простая оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может быть произведена по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал необходимо включить:
- трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда - L;
- стоимость
израсходованных материальных
- годовые амортизационные отчисления - А.
Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:
Эj =
,
Чем больше значение показателя Эj, то есть чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.
Таблица 3.9
Показатели |
Фирмы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Объем продаж, тыс. р. |
270 000 |
310 000 |
300 000 |
175 000 |
Фонд оплаты труда, тыс. р. |
124 200 |
158 100 |
156 800 |
71 400 |
Стоимость материальных ресурсов, тыс. р. |
128 450 |
134 070 |
81 050 |
89 480 |
Годовая сумма амортизационных отчислений, тыс. р. |
2 350 |
2 730 |
2 150 |
1 620 |
Эффективность использования производственного потенциала |
1,06 |
1,05 |
1,25 |
1,08 |
У
фирмы 3 эффективность использования
производственного потенциала