Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:18, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия".
Тема 1. Сущность, содержание и задания товарной политики предприятия.
Оптимальная номенклатура предприятия зависит от рынков сбыта, уровня спроса производственных, финансовых и др. ресурсов, условий внешней среды и внутренних возможностей предприятия. Она может складываться из товаров, успешно реализуемых, требующих модификации или снятия с производства, а также новых разработок.
Товарная политика составляет сердцевину инструментов маркетинга. Это выражается в том, что разработка новых изделий, расширение ассортимента и своевременное снятие с производства устаревших изделий, т.е. целенаправленное творческое формирование сбытовой программы предприятия, является главным фактором конкурентоспособности как отдельных товаров, так и предприятия в целом на его рынках сбыта, фактором устойчивого и безопасного роста предприятия.
Хорошо разработанный план в этой области позволяет компании точно определить потенциальные возможности, разработать соответствующие программы маркетинга, скоординировать совокупность товаров, как можно дольше поддерживать удачные, устранять нежелательные товары.
Существенной составляющей товарной политики в системе маркетинга служит обеспечение адаптивности товара, как в пространстве, так и во времени. Именно адаптивность во многом решает задачу оптимизации расходов по осуществлению товарной политики в системе маркетинга.
Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах разработки и совершенствования товара - от составления концепции нового товара и проверки этого замысла до его позиционирования, конструирования, производства, установления цены, рекламирования, сбыта и технического обслуживания. Поэтому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех перечисленных этапах(4). Объектом исследования является потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответные реакции на разнообразные маркетинговые мероприятия.
Товарная политика
должна быть направлена, с одной
стороны, на всемерный учет желаний
потребителя в отношении
Индивидуализацию, отличающую данный товар от товаров - аналогов, выпускаемых конкурентами;
Постоянную модернизацию и модификацию товара (услуг) на основе меняющихся вкусов потребителя;
Разработку новых товаров, появление которых обуславливается улучшением экономического положения населения;
Продажу товара более высокого качества по ценам аналогичных товаров, но более низкого качества.
Исходным пунктом в проведении данной политики является установление номенклатуры товаров.
Товарная номенклатура - это совокупность серии товаров, с которыми предприятие должно выходить на рынок(5).
Оптимальная номенклатура должна устанавливаться с позиций достижения минимальных затрат на ее выпуск и снижения затрат на ее реализацию.
Очень важно для предприятия проведение индивидуализации товара. Ее смысл состоит в подчеркивании особых, специфических свойств, присущих только данному товару.
Важным направлением в проведении товарной политики считается определение вида и времени появления новых изделий и их влияния на характер спроса. В международной практике обычно понятие «новое изделие» включает изменение в форме, содержании или упаковке, которые имеют значение для потребителя.
Фирма, осуществляя
товарную политику, преследует цель производить
такие товары, которые в наибольшей
степени удовлетворяют
Содержание товарной политики представлено следующими элементами:
Элементами товарной политики предприятия с позиций предложения являются:
Относящимися в большей степени к стороне спроса элементами товарной политики являются:
заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым
обеспечивается
управлению ассортиментом товаров. Отсутствие такого набора действий
приводит к неустойчивости ассортимента предприятия, провалам,
подверженности ассортимента чрезмерному воздействию случайных или
преходящих конъюнктурных факторов. Текущие решения руководства в таких
случаях нередко носят половинчатый, малообоснованный характер,
основывающийся на интуиции, а не на расчете, учитывающем долговременные
интересы.
Роль руководящего
начала при формировании
том, чтобы, умело сочетая ресурсы предприятия с внешними факторами и
возможностями, разрабатывать и осуществлять такую товарную политику,
которая обеспечивала бы стабильное положение предприятия за счет роста
сбыта высокоэффективных конкурентоспособных товаров.
Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет
оптимизировать процесс обновления ассортимента, ни и служит для руководства
предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий,
позволяющим корректировать текущие ситуации.
Отсутствие генерального, стратегического курса действий предприятия,
без которого нет и долгосрочной товарной политики, чревато неправильными
решениями, распылением сил и средств, отказом от запуска изделий в
производство в момент, когда уже все готово к их серийному или массовому
выпуску. Естественно, ошибки такого рода дорого обходятся
товаропроизводителям.
Товарная политика – это не только целенаправленное формирование
ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов
воздействия на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и
реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование
как средство достижения стратегических целей товарной политики и др.
Три вида товарной политики:
- концентрическая, когда ведется поиск новых товаров, которые в технологическом или рыночном отношениях были бы «созвучны» уже имеющимся товарам фирмы и привлекали бы новых покупателей;
- горизонтальная, когда новый товар является «продолжением» выпускаемого и рассчитан на сформировавшейся круг покупателей, а производство его ведется без серьезных изменений в технологии;
- конгломератная, когда предпринимается поставка нового товара, никак не связанного с существующими товарами, а потому требуется разработка новых технологий и освоения новых рынков.
Товарная политика как комплекс мероприятий.
Товарная политика — комплекс мероприятий по создания и управлению продукцией предприятия для удовлетворения потребностей потребителя и достижения предприятием собственных целей.
Разработка, планирование и создание
новых товаров, которые дадут
возможность предприятию выйти
на новые рынки или расширить
существующие, опередить конкурентов,
получить соответственно доходы и прибыли
или модификации существующих товаров,
т.е. изменение их свойств и характеристик,
что позволяет привлечь внимание
к ним потребителей и как результат
- сохранение в течение продолжительного
времени объемов сбыта и
Обслуживание — это постоянное обеспечение соответствующих характеристик товаров, их соответствие установленным стандартам. Основным в этой части маркетинговой товарной политики является контроль за качеством продукции, своевременное информирование производства о необходимости его улучшения и проведения различных мероприятий.
Изъятие
товара - процесс снятия устаревшего
(переставшего пользоваться
спросом) товара с производства и рынка.
Основная задача - оптимизировать процессы
изъятия с рынка устаревших товаров, т.е.
своевременно отказаться от их производства,
согласовать затраты предприятия на производство
и сбыт товаров, спрос на которые постоянно
падает с уменьшением доходов от их продаж,
которые пока еще есть в наличии и на которые
можно рассчитывать по крайней мере в
ближайшем будущем.
Основные цели и задачи товарной политики.
Товарная политика предполагает определенные действия изготовителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Отсутствие товарной политики приводит к неустойчивости ассортимента вследствие воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.
Цели товарной политики:
- обеспечить преемственность решений и мер по формированию оптимального ассортимента;
- поддерживать конкурентоспособность товаров на заданном уровне;
- целенаправленно
адаптировать ассортиментный
(покупателей);
- находить для
товаров перспективные
- способствовать
разработке и осуществлению
Товарную политику определяют цели предприятия:
-выход на зарубежный рынок;
-завоевание нового сегмента;
-расширение и укрепление
своих позиций на рынке на
базе исследовательских,
Для решения задач товарной политики привлекаются как специалисты фирмы, так и независимые эксперты. Обновляя ассортимент, фирма осуществляет модификацию и модернизацию.
Модификация – выпуск типовой продукции с измененной сферой использования или с небольшими качественными изменениями на старой технической основе. Такая продукция может выпускаться вместе с исходным продуктом.
Модернизация – выпуск
продукции с улучшенными
Прежде чем приступить к выпуску новой продукции, нужно рассчитать соотношение прибыли и затрат от обновления ассортимента. Изменение в технологии может привести к увеличению затрат, которые превысят полученные выгоды. Задержка со снятием с производства устаревшей продукции приводит к уменьшению прибыли вследствие загромождения каналов сбыта.
Разработка и производство
новой продукции – рискованный
и дорогостоящий шаг и не всегда
приводит к успеху, т.к. выпуск новой
продукции может уменьшить
Итак, надо выбирать такую товарную политику, которая будет способствовать увеличению объемов продаж и прибыли фирмы.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия"