Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:18, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия".
Определение коэффициента значимости проводится по формуле:
где А – среднее арифметическое значение весомости параметра;
aij - балловая оценка весомости і-го (от 1 до n) параметра, определяемого j-м экспертом;
m – количество экспертов.
Нормирование коэффициента весомости выражается:
где Аi – среднее арифметическое значение
весомости i-го параметра;
qi - коэффициент весомости i-го параметра;
Ai - ср.арифметический показатель каждого i-го параметра.
q1= 4,3 / (4,3 + 3,7 + 4,0) = 0,36, или 36%;
q2= 3,7 / (4,3 + 3,7 + 4,0) = 0,31, или 31%;
q3= 4,0 / (4,3 + 3,7 + 4,0) = 0,33, или 33%.
Данную методику можно
где Vij - i-ый показатель качества j-го товара (марки);
Ai - ср.арифметический показатель i-го параметра каждого j-го товара.
Существует иная методика оценки конкурентоспособности продукта. Она применяется для товаров с большим количеством важных, но стандартных параметров, оцененных ранее экспертами и потребителями. Изначально каждому параметру присваивается свой коэффициент значимости (табл. 5.3)
Таблица 5.3
Параметры товара и их коэффициенты значимости
№ п/п |
Параметры |
Марка товара |
Коэффициент значимости | |||
"А" |
"В" |
"С" |
"n" | |||
1 |
Надежность, ресурс в тыс.часов. |
100 |
120 |
110 |
. . . |
0,18 |
n |
||||||
1,00 |
1. Начинается
оценка со сравнения
где Iтп – индекс технических параметров (индекс качества);
qi – коэффициент значимости параметра;
где Рот – отношение параметров оцениваемой (Роцен) модели к модели конкурента (Рконк).
Полученный
расчетным путем результат
- если Iтп >1 , то товар конкурентоспособен по техническим параметрам;
- если Iтп<1 , то товар неконкурентоспособен по техническим параметрам.
2. Следующим
этапом является определение
индекса экономических
где Iэп - – индекс экономических параметров (индекс цен);
С - это цена приобретения + цена эксплуатации - то есть цена потребления соответственно оцениваемой (Соц) и конкурирующей модели (Сконк);
если Iэп > 1 , то товар неконкурентоспособен по экономическим параметрам;
если Iэп < 1 , то товар конкурентоспособен по экономическим параметрам.
В данном случае,
индекс цены имеет обратное значение
относительно индекса качества (т.е.
чем больше единицы, тем хуже).
Далее следует найти соотношение цены и качества:
где К – конкурентоспособность продукции в соотношении «цена – качество».
Если К > 1, то товар конкурентоспособен;
если К < 1, то товар неконкурентоспособен.
Параметрический метод для определения рейтинга товаров и услуг
Наиболее подходящим для маркетинговых исследований конкурентоспособности продукции и услуг (определения рейтинга) является параметрический метод оценки.
Сущность параметрического метода состоит в объективной по факторной оценке некоторой совокупности объектов. Отличие этого метода состоит в том, что значимость выбранных для оценки параметров не одинакова в данных объектах. В качестве экспертов чаще всего выступают сами потребители - например, туристы, клиенты развлекательных центров, студенты учебных заведений и др.
На первом этапе выбираются критерии для оценки объектов. Значимость критерия определяется как среднее арифметическое значение, полученное с помощью суммирования балловой оценки по конкретному критерию в заданном объекте, делимое на количество экспертов (формула 5.14). Расчеты удобно осуществлять в таблицах Microsoft Excel.
, (5.14)
где - средняя арифметическая значимость j-го критерия
k-го объекта (балл);
Nijk - балловая оценка (значение) присвоенная і-тым экспертом по j-тому критерию в k-му объекту;
nk -число экспертов, отобранных для оценки k-ого объекта.
Средний балл значимости критерия k-ого объекта (Qjk) определяется по формуле значимости
где m – количество критериев, взятых для оценки.
Средний балл оценки качества j-го критерия k-го объекта находим по формуле:
, (5.16)
- средний балл оценки качества j-го критерия k-го объекта (балл);
Рijk – оценка качества і -ым экспертом по j-тому критерию в k-го объекта.
Для удобства переведем балловую оценку значимости в доли процента. Нормирование балловой оценки критериев выражается формулой:
,
(5.17)
где q'jk – нормированная весомость j-го критерия, определенная экспертами k-го объекта.
Значения нормированной
Таблица 5.4
Значение нормированной весомости критериев (q'jk) в объектах
Критерии для оценки объекта |
Объект-1 (ср. балл) |
Объект-2 (ср. балл) |
Объект-3 (ср. балл) |
Объект- n (ср. балл) |
1. Параметр А |
||||
2. Параметр Б |
||||
3. Параметр В |
||||
4. Параметр Г |
||||
5. Сумма критериев Sq'jk |
Учитывая весомость критерия и количество набранных баллов по каждому из них, можно подсчитать общее количество баллов, набранных каждым объектом (Rk)
, (5.18)
где Rk – рейтинг k-ого объекта
Параметрическая оценка объектов записывается в таблицу 6.5
Таблица 6.5
Параметрическая оценка (рейтинг) объектов Крыма
Объекты для оценки |
Критерии для оценки |
Общая оценка - рейтинг, (Rk) |
Параметр А |
Параметр Б |
Параметр В |
Параметр Г | ||||
Средний балл P1k |
с учетом веса |
Средний балл P2k |
с учетом веса |
Средний балл P3k |
с учетом веса |
Средний балл P4k |
с учетом веса | |||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
Опыт проведения подобных
исследований и использование
Такие исследования должны быть регулярными, стандартными и отслеживаться в динамике. Это позволит выявить тенденции изменения рыночной ситуации.
Для расчета стоимостного показателя качества объекта ( ) предлагается использовать формулу
, (5.19)
где – средний стоимостной показатель качества k–го объекта;
Rk – показатель качества k–го объекта с учетом весомости оцениваемых факторов (рейтинг);
– средние затраты на k–й объект (товар или услугу).
По предложенной методике можно рассчитать стоимостной показатель качества товаров и услуг, используя данные маркетинговых исследований.
Таблица 6.6
Качественно-стоимостная оценка объектов( товаров и услуг)
Название объекта |
Показатель качества объекта, рейтинг (Rk) |
Стоимостные показатели качества отдыха ( ) |
Стоимостной показатель кач. у.е./балл (Ck) | |||
Затраты на «а» |
Затраты на «б» |
Затраты на «в» |
Всего затраты (а+б+с) | |||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
Международные критерии
Цена и качество главные, но не единственные, факторы конкурентоспособности. В современных условиях все большее значение приобретает:
Совокупность услуг, оказываемых при сбыте, эксплуатации продукции, становится решающим фактором в конкурентоспособности, и как неценовые факторы начинают играть все большую роль. Например, такими факторами считаются:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия"