Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:18, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия".
Основной вопрос, связанный
с законодательством о
За последние тридцать
лет выросло число и влияние
групп, стоящих на защите интересов
общественности. Многие из них имеют
лобби в правительстве и
Еще одна сила, воздействующая на бизнес, — движение в защиту прав потребителей (консьюмеризм) — организованное движение граждан и правительственных чиновников, направленное на расширение прав покупателей. Так, консьюмеристы выиграли дела за право получать информацию об истинной процентной ставке по банковским ссудам, стоимости стандартной единицы продукции в случае конкуренции двух одинаковых марок, о составе и питательных свойствах продуктов питания, дате изготовления продукции. В ответ на это движение в компаниях стали появляться отделы по правам потребителей, в задачу которых входит работа с жалобами покупателей и разработка правил обслуживания клиентов.
Очевидно, что появление новых законов и рост числа влиятельных общественных групп накладывают все больше ограничений на маркетинг. Любой план приходится согласовывать с юридическими консультантами фирмы, отделами по связям с общественностью, правам общественных групп и правам потребителей. Страховые компании, прямо или косвенно, заставляют устанавливать детекторы дыма; неодобрительное отношение научных кругов влияет на производство аэрозолей. По сути дела, многие маркетинговые мероприятия, ранее закрытые, находятся под контролем общественности.
Общество, в котором вырастает человек, формирует его убеждения, ценности и нормы. Люди, практически неосознанно, принимают устоявшийся взгляд на мир, который и определяет их отношение к самим себе, к другим, к природе и мирозданию.
Взгляды людей на самих себя. Люди отличаются друг от друга по степени концентрации на удовлетворении собственных желаний. Одни «любители удовольствий» искали развлечений, перемен. Другие стремились к «самореализации» и вступали в группы здоровья и религиозные организации. Для маркетинга такое «Общество Меня» создавало массу возможностей — люди относились к товарам и услугам, как к средству самовыражения. Они покупали машины «своей мечты» и ездили в отпуск «своей мечты», проводили больше времени на открытом воздухе, занимаясь бегом или теннисом, коротали вечера, занимаясь искусством и ремеслами. Сегодня, напротив, большинство людей придерживаются куда более консервативных взглядов. Люди пережили суровые времена депрессии и уже не считают, что им гарантирована работа, а реальные доходы будут постоянно расти. Они более осторожно тратят деньги и в первую очередь стремятся к тому, чтобы каждая покупка была оправдана.
Взаимодействие людей друг с другом. Некоторые обозреватели говорят, что сейчас наблюдается движение от принципа общество - это «я» к убеждению, что «общество — это мы». Люди проявляют заботу о тех, кто не имеет крыши над головой, их волнуют преступность, другие социальные проблемы. Они хотели бы жить в более гуманном обществе. В то же время люди ищут себе подобных и избегают контактов с незнакомцами. Им явно не хватает серьезных и длительных отношений с друзьями и близкими. Все это является предзнаменованием роста спроса на социальные товары и услуги, стимулирующие прямые связи между людьми, — клубы здоровья, круизы и религиозную деятельность. Кроме того, это является и признаком роста рынка «социальных суррогатов» — вещей, позволяющих одиноким людям отвлечься от своих проблем, — телевидения, домашних видеоигр, компьютеров.
Отношения между людьми и организациями. Люди по-разному относятся к корпорациям, государственным учреждениям, профсоюзам и прочим организациям. Большинство готовы работать с ними, хотя отношение к отдельным организациям может быть самым неблагоприятным. Однако в целом приверженность к тем или иным организациям снижается. Недавняя волна сокращений привела к тому, что люди не столь доверчиво воспринимают лозунги о корпоративных ценностях, многие относятся к ним просто безразлично. Сегодня работа воспринимается не как средство удовлетворения, самореализации, а как неизбежное зло, позволяющее заработать деньги на жизнь и удовольствия в свободное время. Отсюда следует несколько выводов для маркетинга. Компании должны найти новые способы завоевания доверия покупателей и работников. Им необходимо пересмотреть различные аспекты своей деятельности, чтобы завоевать репутацию «добропорядочной организации», пересмотреть свои рекламные обращения, чтобы удостовериться в их честности. Многие компании, пытаясь поправить свой имидж, прибегают к публичному аудиту и укреплению связей с общественностью.
Взгляды людей на общество. Многие люди отстаивают интересы общества, в котором они живут, другие управляют им. Одни хотят его изменить, другим нужно нечто более глубокое, а некоторые покидают его. Отношение людей к обществу зачастую проявляется в структуре потребления. Те, кто наделен властью, как правило, хорошо едят, одеваются, живут безбедно. Стремящиеся что-то изменить в этой жизни ведут более скромный образ жизни, водят маленькие автомобили, носят простую одежду и т. д. Пытающиеся убежать от действительности и те, кто ищет более глубокие чувства, составляют основную часть завсегдатаев кинотеатров и концертных залов.
Отношение людей к природе. Одни чувствуют себя во власти природы, другие, как им кажется, живут в гармонии с ней, третьи стремятся ее покорить. Если посмотреть на развитие общества в целом, человек всегда стремился подчинить себе природу с помощью технологии. В последнее время, однако, в людях проснулось чувство хрупкости окружающего мира, они осознали, что природные ресурсы не безграничны, они понимают, что своими действиями могут уничтожить природу. Любовь людей к природе выражается в повышении интереса к туризму, особенно пешему, катанию на лодках, рыбной ловле, а значит, растет спрос на обувь для туристов, палатки и прочие принадлежности для любителей отдыха на природе.
Отношение людей к мирозданию. Каждый человек имеет свои убеждения относительно происхождения мира и своего места в нем. Большинство американцев монотеисты, хотя крепость их религиозных убеждений и приверженность к религиозным обрядам с течением времени неуклонно ослабевает. Посещаемость церквей падает, за исключением отдельных евангелических движений, стремящихся вернуть людей в лоно организованной религии. Некоторые религиозные течения исчезли, а на их место пришли религии Востока, мистицизм, оккультизм, движение за расширение человеческого потенциала. По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насладиться земной жизнью. В то же время каждая новая тенденция порождает контртенденцию, что выражается во всемирном росте религиозного фундаментализма.
Вот некоторые другие характеристики культурной среды, интересующие маркетологов.
В рамках каждого конкретного общества люди исповедуют множество <span class="
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия"