Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:12, лекция
Работа содержит лекцию по "Маркетингу" натему: " СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГА"
Личное
собеседование самый
Личное собеседование может проходить в форме индивидуального и группового интервью. В первом случае предполагается посещение респондентов на дому, по месту работы, встреча на улице. Во втором 610 человек приглашаются для беседы со специально подготовленным интервьюером.
При подготовке опроса необходимо предварительно разработать план интервью или опросный лист (анкету). Во введении к анкете исследователь Должен сформулировать цель опроса и постараться убедить респондента ответить на поставленные вопросы.
Форма вопроса в конечном итоге также может повлиять на ответ. Маркетологи выделяют обычно два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает из них. Ответы на эти вопросы легче поддаются анализу и обобщению. Открытые вопросы дают возможность опрашиваемым отвечать своими словами. Они дают возможность получить качественную информацию, оценить восприятие потребителем того или иного товара. Чаще всего их используют при проведении групповых интервью.
Таблица
2.1 Типы вопросов, используемых
в анкетировании
Тип вопроса | Пояснение | Пример |
Альтернативный | Два варианта ответа | Добавляете ли вы отбеливатели? (Да; Нет) |
Многовариантный | Три и более
варианта
ответа |
Приходилось ли вам слышать названия следующих марок стирального порошка?. (Ариэль о Тайд о Миф о Sorty о Лоск о Лотос о Омо о Ланза о Тике о) |
Шкала Лайкерта (согласия/несогласия) | Требует от респондента выражения согласия или несогласия с утверждением | Используемая вами марка порошка имеет приятный запах? (Абсолютно не согласен; Не согласен; Затрудняюсь; Согласен; Абсолютно не согласен) |
Семантическая шкала | Соединяет
два противоположных варианта ответа,
на которой респондент выбирает точку,
соответствующую направленности его
чувств |
Вы считаете,
что импортные порошки:
Доступны Очень дорогие Хорошо упакованы Плохо упакованы Сильно пенятся Слабо пенятся |
Шкала
важности |
Ранжирует степень важности какого-либо критерия | Насколько по-вашему важна упаковка для стирального порошка? (Чрезвычайно важна; Очень важна; Не очень важна; Неважна) |
Оценочная
шкала |
Ранжирует
какой-либо критерий от оценки «Очень
хороший» до «Очень
плохой» |
Насколько
хороша упаковка порошка
Ариэль? (Очень хорошая; Хорошая; Нет отве- та; Плохая; Очень плохая) |
Шкала намерения сделать покупку | Показывает
неопределенность намерения сделать ту
или
иную покупку |
С какой вероятностью вы купите тот же порошок в следующий раз? (Определенно тот же; Наверное, тот же; Не уверен; Наверное, другой; Определенно другой) |
Неструктурированный | Неограниченное число вариантов | Пожалуйста, объясните, почему вы купите тот же порошок |
Ассоциация,
вызванная словом |
Четко и раздельно
произносятся слова вопроса. Респондент
произносит вслух первую ассоциацию,
вызванную этим вопросом |
О какой марке вы
прежде всего думаете, когда слышите следующее?
Стиральные порошки российского производства;
Импортные стиральные порошки |
Завершение
предложения |
Респондента просят закончить фразу | При выборе порошка основным критерием покупки является ... |
Полузакрытый | Вопрос с
несколькими вариантами и возможностью
назвать другие, помимо
предложенных |
Какие марки порошков
вы знаете .
(Ариэль о КаТайд о Миф о Sorty о Лоск о Лотос о Омо о Ланза о Тике о Другие) |
Существуют
определенные правила составления
опросных листов и формулировки включаемых
в них вопросов. Они должны быть сформулированы
четко и конкретно, чтобы все респонденты
понимали их одинаковым образом, и на них
можно было легко ответить. Вопрос должен
быть по возможности кратким. Следует
избегать наводящих вопросов. Наиболее
трудные вопросы рекомендуется ставить
в середине или ближе к концу анкеты. Вопросы
личного характера, касающиеся возраста,
образования, национальности и т.д., приводят
в конце анкеты. Рекомендуется включать
в опросные листы так называемые вопросы-фильтры,
которые позволят судить о правильности
остальных ответов.
2.3.
Система маркетинговой
информации
Маркетинговые
исследования представляют собой часть
процесса слежения за окружающей средой,
сбора и обработки
В ходе маркетинговых исследований может быть получена первичная информация та, что специально собрана путем опросов, наблюдений и экспериментов. Преимущество первичных данных заключается в том, что фирма имеет возможность контролировать процесс сбора и анализа информации, но сбор первичных данных требует больших затрат времени и средств.
Вторичная информация это те данные, которые уже существуют, уже были собраны для других целей. К вторичным данным относятся внутренние источники, отчеты фирмы, отчеты сбытовиков, отчеты о предыдущих исследованиях и т. п., статистические сборники и справочники, книги, периодические издания, коммерческая информация. Коммерческие исследовательские фирмы продают информацию по заказу и по подписке. К этой информации относятся различного рода данные, съедения, обзоры и т. п. Вторичные данные обходятся дешево, и они доступны, но часто эти данные оказываются недостаточными, устаревшими, неполными, ненадежными.
Сбор информации о внутренней и внешней маркетинговой среде должен происходить непрерывно и системно. Для этой цели используется такая процедура, как мониторинг постоянное наблюдение, с помощью которой регулярно отслеживается меняющаяся маркетинговая среда предприятия.
Функционирование
системы маркетинговой
2.4.
Стратегия маркетинга
Стратегия маркетинга - формирование и реализация целей и задач предприятия по каждому рынку и каждому товару на определенный период времени для, осуществления производственно-коммерческой деятельности в соответствии с рыночной конъюнктурой и возможностями Предприятия.
Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и потенциала самой фирмы. Реализация маркетинговой стратегии осуществляется на основе стратегического планирования.
Основой
маркетинговой стратегии
Исходя
из общих стратегий фирмы
Расширение границ рынка означает внедрение товаров и услуг на новые в географическом отношении рынки внутри страны и за рубежом, а также продажу продукции новым группам потребителей, т.е. тем, кто раньше этот товар не покупал. Разновидностью этой стратегии является стратегия активной экспансии, которая предусматривает внедрение новых товаров на новые рынки. Это наиболее динамичная, сложная стратегия, но и наиболее прибыльная в случае удачи.
Поддержание уровня сбыта на существующих рынках целесообразно в тех случаях, когда тенденции конъюнктуры и потребительского спроса не определены. Крупные фирмы придерживаются стратегии выжидания. Они стремятся сохранить прежний объем реализации старой продукции на существующих рынках. При возникновении устойчивого спроса крупные фирмы, располагающие большими ресурсами, в короткие сроки организуют массовое производство и завоевывают рынок.
Уход с рынка связан с ликвидацией предприятия, его реорганизацией, перепрофилированием и т. п. Фирма постепенно сокращает производство и реализацию продукции на определенных рынках и стремится свести к минимуму потерн и убытки. Обычно в этом случае проводится жесткий режим экономии.
Исходя из выбранной стратегии поведения на рынке, предприятие выбирает стратегию по отношению к продукту. В этой области можно выделить стратегии инновации, дифференциации продукции, низких {издержек, диверсификации, специализации, расширения областей ' использования.
Стратегия инновации предполагает создание изделий, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению. К таким изделиям относятся принципиально новые продукты, ориентированные на ранее неизвестные потребности. Стратегия инновационной имитации предполагает копирование новшеств, разработанных пионерной компанией, и реализацию скопированных Изделий на тех рынках, которые еще не захвачены пионерной компанией.
Стратегия дифференциации продукции означает модификацию и усовершенствование традиционных изделий за счет реализации в них новых технических принципов. Это достигается путем внедрения новых технологий, при помощи дизайна, за счет совершенствования форм обслуживания потребителей, лучшей организации дилерской сети.
Стратегия низких издержек направлена на повышение конкурентоспособности изделий. Для снижения издержек производства изделий массового серийного производства необходимы отлаженная технология и крупные производственные мощности, использование возможностей сложившейся инфраструктуры. Стратегия снижения издержек требует массового внедрения экономичного оборудования и технологий, установления контроля над прямыми и накладными расходами, снижения затрат на НИОКР, рекламу, обслуживание, завоевания и поддержания высокой доли рынка.
Стратегия диверсификации направлена на выпуск новых продуктов, не связанных с производством основной продукции фирмы. Эта стратегия означает проведение маркетинга нескольких продуктов на нескольких рынках одновременно, что повышает устойчивость предприятия в конкурентной борьбе.
Стратегия специализации означает производство продукции, ориентированной на узкий круг потребителей, как правило, это Дорогостоящая, престижная продукция.
Стратегия расширения областей использования продукта заключается главным образом в выявлении новых способов применения Продукта.
Выбор
маркетинговых стратегий осуществляется
на основе анализа результатов маркетинговых
исследований, включая расчет эффективности
маркетинговых стратегий.
2.5.
Маркетинговая программа
и маркетинговое
планирование
Использование
методов стратегического
Маркетинговый
план это разработанный на основе
комплексных маркетинговых
План фирмы шире, чем маркетинговый план, он включает дополнительно такие вопросы, как финансовая, кадровая политика и др. Но все же маркетинговый план составляет основу всей деятельности фирмы.
Маркетинговое планирование представляет собой непрерывный циклический процесс. Маркетинговые планы составляются не только в тех случаях, когда руководству кажется, что возникла необходимость в решении особых задач, а постоянно. В маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую, последовательную корректировку программ. Гибкость маркетингового планирования обеспечивается также специальными целевыми программами, разрабатываемыми для решения вновь возникших насущных задач.