Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:13, курсовая работа
Целью настоящего дипломного проекта является проведение маркетингового исследования и оценка его значения для деятельности предприятия.
Задачи:
1. охарактеризовать информационное обеспечение маркетинговых исследований;
2. дать понятие маркетинговой информации;
3. раскрыть понятие маркетинговых исследований;
4. проанализировать цели и задачи маркетинговых исследований
Введение
1. Информационное обеспечение маркетинговых решений
1.1 Маркетинговая информация
1.2 Сущность маркетинговых исследований
1.3 Цели и задачи маркетинговых исследований
1.4 Классификация маркетинговых исследований
2. Процесс проведения маркетинговых исследований
2.1 Подготовка плана
2.2 Этапы разработки маркетингового исследования
3. Методы получения и обработки маркетинговой информации
3.1 Первичные данные
3.2 Вторичные данные
3.3 Обработка данных, полученных в процессе маркетингового исследования
4. Маркетинговое исследование потребительского рынка компании «CD-Land»
4.1 Разработка проекта исследований
4.2 Результаты анкетирования
4.3 Конкурентный анализ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
При организации опроса уделяют внимание тактике опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц. Можно рекомендовать следующий порядок проведения опроса: подготовительные мероприятия: определение объема информации; предварительное исследование; разработка плана опроса; разработка проекта анкеты: развитие тестов-вопросов; проведение теста-исследования; обоснование методов выбора опрашиваемых: сплошной или выборочный опрос; определение вида выборки.
Эффективность выбранного метода
опроса всецело зависит от наличия
и уровня интенсивности обратной
связи с опрашиваемым, а также
от репрезентативности выборки, точности
высказываний, распыленности элементов
в совокупной выборке и плана
выборки. Эти параметры определяют
стоимостные и временные
Опросы могут быть одноразовыми или повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью. В качестве панели могут выступать группа лиц, предприятия. Панель - это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик.
Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации.
Методы сбора первичных
данных осуществляются в определенной
последовательности. Например, применение
метода интервью требует выяснения
необходимости его
Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка. Опрос по телефону необходимо вести просто, заранее подготовив вопросы.
Опрос в письменном виде может
производиться несколькими
При этом может рекламироваться фирма или ее товар. Используя этот метод, исследователь должен понимать, что не все анкеты возвращаются заполненными. По данным специалистов, получение ответов составляет от 20 до 50% полного объема охваченных опросом. Применение стимулов в отношении опрашиваемых является залогом получения высокой доли заполненных анкет.
При проведении письменного
опроса не следует забывать о местах
распространения анкет среди
потенциальных партнеров и
Каждый из методов проведения опроса имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Как отмечалось, при использовании опросных методов перед исследователем возникает проблема составления вопросов. В зависимости от направленности опроса специалисты выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие их состоит в том, насколько конкретно поставлена цель проводимого исследования. Однако варианты формулировки вопросов могут быть более разнообразными.
При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:
1) формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
2) анкета должна быть
лаконичной и содержать
3) анкета не должна содержать лишних вопросов;
4) в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
5) все вопросы должны
быть сгруппированы в
6) анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость;
7) в анкете необходимо
использовать контрольные
8) трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты.
Проведение опроса нельзя начинать без соответствующего тестирования анкеты. Оно используется для оценки самих вопросов и их последовательности. В ходе тестирования выясняется, действительно ли люди помнят данные, которые от них хотелось бы получить, не смущают ли их некоторые вопросы, не вызывают ли они нежелание отвечать или неуверенность при ответах.
От определения выборки
во многом зависит эффективность
проведения опроса. Для определения
необходимой и достаточной
1) Кого опрашивать?
2) Какое количество людей необходимо опросить?
3) Каким образом следует отбирать членов выборки?
Наблюдение представляет
собой форму маркетинговых
Основными областями применения наблюдения могут быть:
· поведение покупателей при покупке товаров;
· моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательность, любезность, предупредительность);
· физиологические измерения психологических проявлений (переменных);
· поведение читателя;
· поведение покупателя;
· эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.
В зависимости от участия исследователя наблюдения бывают соучаствующие (активные) или простые (неактивные). Однако в этих случаях наблюдения могут производиться либо открытым способом, либо инкогнито. При соучаствующем наблюдении исследователь "внедряется" в изучаемую среду и проводит анализ "изнутри". Например, изучая отношение потребителей к товару, исследователь может выполнить роль продавца и анализировать отношение покупателей к товару. В случае простого наблюдения исследователь регистрирует события со стороны.
Кроме этих видов, наблюдения могут быть лабораторными и полевыми.
Все виды наблюдений, которые
используются в социологии и психологии,
в той или иной степени могут
быть использованы в маркетинге. Однако
специфика маркетинговых
В процессе наблюдения широкое распространение получили технические средства: видеокамеры, магнитофоны, специальные зеркала и пр.
Соучаствующие наблюдения применяются
относительно редко, определенное значение
они имеют при исследовании сбыта.
Наиболее часто применяются простые
наблюдения, поле исследования этим способом
значительно шире. Полевые наблюдения
применяются в основном для изучения
поведения объекта в его
Основными особенностями
этого вида исследования являются:
невозможность участия
Эксперимент является важнейшим
инструментом анализа и тестирования
в системе маркетинга. В зависимости
от условии, где проводится эксперимент,
различают полевой и
Наибольшее применение на
практике находит полевой эксперимент,
который проводится в нормальных
условиях окружающей среды. Он находит
применение для исследования в области
маркетинга товаров производственно-
Лабораторный эксперимент проводится в специально подготовленных условиях тестирования. В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают четыре группы эксперимента:
1) открытый эксперимент, когда тестируемый осведомлен о цели, задачах и условиях эксперимента;
2) эксперимент в не ясной
для тестируемого ситуации, когда
ему известны только его
3) мнимый эксперимент, когда тестируемый знает цели и задачи опыта, но не знает условий ситуации, в которой он будет проведен;
4) неопределенный эксперимент,
когда тестируемый полностью
не осведомлен о цели, задаче
и условиях проведения
На практике имеют место эксперименты, которые проводятся в форме различных тестов и упорядочиваются по различным критериям:
· по месту проведения тестирования (рынок, студия, дом и др.);
· по объекту тестирования (продуктовый тест, ценовой тест и др.);
· по личности тестируемого (актуальный потребитель, эксперт, потенциальный потребитель и др.);
· по продолжительности теста (краткосрочный, продолжительный);
· по объему тестирования (полный или частный тест продукта);
· по числу тестированных продуктов.
3.2 Вторичные исследования
Вторичные исследования, как правило, базируются на уже имеющейся информации. Поэтому они называются кабинетными исследованиями. Вторичные исследования по своему содержанию - это анализ имеющихся источников об изучаемой, исследуемой проблеме в системе маркетинга.
По отношению к фирме
различают внешние и внутренние
источники для вторичных
В качестве внешних источников выступают:
публикации национальных и международных официальных организаций;
публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
публикации торгово-
ежегодники статистической информации;
отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;
книги, сообщения в журналах и газетах;
публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.
Значимость для вторичных исследований внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется исследователем. X. Мефферт предложил для выбора источников информации при проведении вторичных исследований информационную матрицу, в которой показана частота использования источников внутренней и внешней информации в зависимости от объекта исследования (каналы сбыта, формирование цены и т.д.).
Основными достоинствами вторичных исследований являются:
затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований;
большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичной информации, поэтому первичные исследования становятся ненужными;
возможность использования
результатов кабинетного
3.3 Обработка данных, полученных
в процессе маркетингового
Данные, полученные в процессе маркетингового исследования, должны пройти процедуру обработки, обобщения и интерпретации. При этом выделяют три области: упорядочения, масштабирования (шкалирования), обобщения и анализа. Упорядочение данных заключается в распределении данных по категориям, их редактировании и кодировании результатов, а также в их табулировании.
Упорядочение данных по категориям осуществляют по заранее заданным условным классам или зонам.
Под редактированием понимается просмотр данных, имея в виду возможности их использования. Представление просмотренного материала данных в форме таблиц означает их табулирование.
Шкалирование означает классификацию данных по определенным критериям. На практике применяются: номинальная шкала (классификационная), порядковая шкала (ранговая) и количественные (метрические) шкалы.
Номинальные шкалы основываются на том, что объектом присваиваются какие-то признаки и они классифицируются по наличию или отсутствию определенного признака.
Порядковая шкала
Информация о работе Маркетинговое исследование потребительского рынка (на примере фирмы «CD-land»)