Маркетинговые исследования аптечного ассортимента продуктов детского питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является маркетинговый анализ ассортимента продуктов детского питания и разработка рекомендаций по формированию рационального ассортимента изучаемой группы.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
Дать общую характеристику продуктам детского питания;

Содержание

Введение..........................................................................................................4
Глава I. Продукты детского питания: характеристика, классификация, рынок……………………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика продуктов детского питания………………...6
1.2. Современный рынок продуктов детского питания в РФ: объем, структура, тенденции……………………………………………………………11
Выводы по главе…………………………………………………………………17
Глава II. Маркетинговые исследования регионального рынка продуктов детского питания…………………………………………………..…………...19
2.1. Методы и объекты исследования ………………………………….....19
2.2. Анализ регионального рынка продуктов детского питания……..…20
2.3. Маркетинговые исследования заменителей грудного молока в аптеках г. Москвы.................................................................................................32
Выводы по главе ………………………………………………………………...41
Глава III. Анализ потребительских предпочтений в выборе продуктов детского питания……………………………………………………………….42
3.1. Портрет потребителя продуктов детского питания аптек г. Москвы…………………………………….……………………………………42
3.2. Разработка рекомендаций по формированию оптимального аптечного ассортимента продуктов детского питания ……………..…………48
Выводы по главе…………………………………………………………………49
Общие выводы………………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………….........52
Список литературы…………………………………………………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_Erokhina_1.doc

— 852.50 Кб (Скачать файл)

•  по   адаптации:   47%   -   адаптированных к составу грудного молока (39% от общего числа адаптированных смесей на рынке), из них 34% - импортного производства (38% от общего количества адаптированных смесей импортного производства на рынке) и 13% -отечественного (40% от общего числа смесей, представленных на рынке); 53% - частично адаптированных (57% от общего количества представленных на рынке), из них 47% -импортных (85% от общего числа частично адаптированных смесей на рынке) и 6% - отечественных (16% от общего числа представленных на российском рынке);

•  по типу вскармливания: для вскармливания здоровых детей - 73% (46% от общего числа смесей данной категории на рынке), из них 53% - импортных (61% от общего числа смесей данной категории на рынке) и 20% - отечественных (27% от всех представленных смесей данной категории на рынке); 27% смесей - для детей с отклонениями в развитии (50% от общего числа смесей, представленных на рынке), все - импортные.

Далее был проведен анализ ассортимента регионального рынка продуктов детского питания по показателям широты и полноты.

Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте) [32, 45].

Кш = Шфакт/Шбазовая      

Коэффициент широты - 100%, за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы молочных смесей, представленные на российском рынке.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая

Коэффициент полноты смесей для искусственного вскармливания (при расчете коэффициента полноты учитывалось количество товарных позиций в ассортиментной группе): в категории полностью адаптированных молочных смесей - 39%, в категории частично адаптированных - 57%; в категории специализированных - 50%.

Данные анализа ассортимента соков для детского питания в анализируемых аптечных организациях:

•  все представленные соки - отечественного производства - и составляют 50% от общего числа соков отечественного производства на рынке;

•  по консистенции: осветленные - 53% (69% от всего числа осветленных соков отечественного   производства,   представленных   на рынке); с мякотью - 47% (38% от всего числа соков с мякотью отечественного производства, представленных на рынке);

•  по   входящим   компонентам:   монокомпонентные - 6% (8,3% от всего числа монокомпонентных соков отечественного производства); поликомпонентных - 94% (73% от всего числа поликомпонентных соков отечественного производства на рынке);

•  по источнику получения: фруктовые - 59%, (66% от общего числа фруктовых соков отечественного     производства);     фруктово-овощные - 6% (20% от общего числа фруктово-овощных соков); фруктово-ягодные - 35% (66% от всего числа фруктово-ягодных соков отечественного производства).

Коэффициент широты - 100%; за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы соков для детского питания, представленные на российском рынке.

Коэффициент полноты: осветленных соков - 69%, соков с мякотью - 38%, монокомпонентных - 8,3%, поликомпонентных - 73%, фруктовых - 6,6%, фруктово-овощных - 20%, фруктово-ягодных - 66%.

Данные анализа ассортимента пюре в аптечной сети:

•  все представленные наименования детского пюре - отечественного производства (72% от всего рынка детского пюре отечественного производства);

•  по   входящим   компонентам:   монокомпонентные - 46% (54% от всего рынка монокомпонентных пюре отечественного производства); поликомпонентные - 54% (78% от всего ассортимента поликомпонентых пюре отечественного производства, представленных на рынке);

•  по степени измельченности: гомогенизированные - 54% (33% от всего количества гомогенизированных пюре отечественного производства);  пюреобразные  - 46%  (28%  от общего количества пюре данной категории на российском рынке);

•  по источнику получения: фруктовые - 39% (50% от общего количества пюре данной категории на рынке); овощные - 23% (75% от общего числа овощных пюре отечественного производства на рынке); фруктово-овощные -15% (40% от общего количества пюре данной категории на рынке); мясные - 23% (75% от общего количества пюре данной категории).

Коэффициент широты - 100%, за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы пюре для детского питания, представленные на российском рынке.

Коэффициент полноты: монокомпонентных пюре - 54%, поликомпонентных - 77%, гомогенизированных - 33%, пюреобразных - 28%, фруктовых -  50%,  овощных -     75%,  фруктово-овощных - 40%, мясных - 75%.

Данные анализа ассортимента каш для детского питания, представленного в аптеках Москвы:

•  по производителям: 60% - отечественного производства (50% от всего рынка), 40% -импортного (17% от всего рынка молочных смесей);

•  по содержанию глютена: глютенсодержащие -60% (28% от всего ассортимента глютенсодержащих каш на рынке), из них 40% - отечественные (44% от общего числа глютенсодержащих каш отечественного производства) и 20% - импортные (17% от общего числа глютенсодержащих каш импортного производства);

•  по содержанию молока: молочные - 50% (31% от всего ассортимента, представленного на рынке), из них 30% - отечественного производства (50% от общего ассортимента данной категории) и 20% - импортного (20% от общего ассортимента  данной  категории);   безмолочные - 50% (26% от всего ассортимента безмолочных каш отечественного производства), из них 30% - отечественного производства (50% от общего ассортимента данной категории) и 20% - импортного (15% от всего ассортимента данной категории);

•  по компонентности: монокомпонентные -80% (27% от общего ассортимента каш данной категории на рынке), из них 50% - отечественного производства (50% от всего ассортимента  каш данной категории на  рынке) и 30% - импортного (16% от всего ассортимента каш данной категории); многокомпонентные - 20% (33% от всего ассортимента каш данной категории на рынке), из них отечественного производства - 10% (50% от всего ассортимента многокомпонентных каш отечественного производства на рынке) и 10% - импортного (25% от всего ассортимента каш данной категории на рынке);

•  по наличию добавок: с добавками - 60% каш (30% от всего ассортимента каш данной категории, представленных на рынке), из них 40% - отечественного производства (66% от всего ассортимента каш данной категории) и 20% - импортного (22% от всего ассортимента каш данной категории); 40% - без добавок (26% от всего ассортимента каш данной категории), из них 20% - отечественного производства (33% от всего ассортимента каш без добавок отечественного производства) и 20% - импортного (22% от всего ассортимента каш данной категории на рынке).

Коэффициент широты - 100%; за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы каш для детского питания, представленные и зарегистрированные на российском рынке.

Коэффициент полноты каш (при расчете коэффициента полноты учитывалось количество товарных позиций в ассортиментной группе): безглютеновые каши - 28%, глютенсодержащие - 28%, молочные - 31%, безмолочные 26%, монокомпонентные -27%, многокомпонентные - 33%, каши без добавок - 26%; каши с добавками - 30%.

2.3. Маркетинговые  исследования заменителей грудного  молока в аптеках г. Москвы

Московский рынок детского питания разделен на два основных сегмента: заменители грудного молока (сухие и жидкие) и продукты прикорма. На долю первого сегмента приходится 21% рынка детского питания. Данный сегмент является наиболее привлекательным и высокомаржинальным. Заменители грудного молока (ЗГМ) представлены, по большей части в высоком ценовом сегменте рынка детского питания, основную долю которого занимают иностранные игроки. Данный сегмент наиболее перспективен, так как объемы потребления заменителей растут, а цены на него достаточно высокие [21, 39]. 

На долю второго сегмента (продуктов прикорма), к которым относятся такие продукты детского питания, как каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, натуральные соки, детская вода и десерты, приходится оставшаяся часть рынка – 79%. Наибольший объем в данном сегменте принадлежит сокам, поскольку среди потребителей соков находятся покупатели разных возрастов, а не только дети. На другие сегменты Московского рынка приходится меньший объем, поскольку входят лишь в рацион питания детей. Детское пюре присутствует на протяжении всех первых трёх лет жизни ребёнка со значительной долей, достигая максимума на втором году жизни. Соки, каши — также являются сегментами, играющими важную роль на протяжении 36 месяцев. Другие сегменты становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребёнка (например, все молочные продукты). Однако продажи этих продуктов развиваются достаточно динамично, и можно говорить о том, что скоро объем данных сегментов увеличится [43].

Проведенный анализ продуктов питания различных видов для детей в 9 аптеках г. Москвы показал, что наибольший показатель в ассортименте продуктов детского питания приходится на молочные смеси (36 %) и овощные пюре (21 %), самый минимальный показатель – детская вода (4 %) (рисунок 7).

Рисунок 7. Структура ассортимента продуктов детского питания, реализуемого через аптечную сеть, %

При анализе выручки, получаемой от реализации продуктов детского питания через аптечные организации, также оказалось, что наибольшую долю занимают ЗГМ (35%), а также пюре (21%) и каши (20%) (рисунок 8).

Рисунок 8. Распределение выручки в аптеках г. Москвы по видам продуктов детского питания, %

Поэтому в качестве основного сегмента для анализа мы взяли детские смеси – заменители женского (грудного) молока.

Институтом питания РАМН рекомендована классификация заменителей женского молока (рисунок 9):

Рисунок 9. Классификация ЗГМ

Каждая группа заменителей делится на пресные и кислые. Адаптированными молочными смесями называют пищевые смеси в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока. Они максимально приближены к материнскому молоку по химическому составу, и цель их — полное удовлетворение физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии [8, 34].

Существует несколько типов адаптированных смесей. Одни предназначены для детей первых 6 месяцев жизни. Это так называемые адаптированные «начальные» смеси. Далее идут «последующие» молочные смеси - адаптированные или частично адаптированные (частично приближенные к составу женского молока) смеси на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных. Они предназначены для вскармливания детей старше 6 месяцев жизни в сочетании с продуктами прикорма [10, 33].

По мере совершенствования технологий производства молочных смесей их состав становится всё более приближенным к составу грудного молока.

И это совершенствование смесей предусматривает не только качественную и количественную адаптацию белкового, жирового и углеводного компонентов, но и их обогащение витаминами, микро- и макроэлементами [5].

Сравнительная характеристика ЗГМ аптечных организаций г. Москвы приведена в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Классификация ассортимента ЗГМ в аптеках г. Москвы

 

1 группа: адаптированные

2 группа

3 группа

1 подгруппа (альбумин- доминирующие)

2 подгруппа (казеин- доминирующие)

Формула 2 (последующие)

5-6-12 мес.

Частично адаптированные

Формула 1 (начальные смеси, последнее поколение смесей) 0-5-6 мес.

Формула 1 (предыдущее поколение)

0-12 мес.

0-12 мес.

пресные

Нутрилон 1, Семпер Бэби 1, Хумана 1,1+, Фрисовом 1, Фрисолак ночная формула,

Хипп пре,

Хипп 1, Хайнц, Симилак плюс 1, Агуша, Нутрилак, Бабушкино Лукошко 1 Био

Фрисолак, НАН, Хумана 2 длительное питание, Малютка, Нутрилак

Симилак, Нестожен, Нутрилон антирефлюкс

Нутрилон 2, Сэмпер бэби 2, Хумана 2, 3,

НАН с бифидо-бактериями,

Хипп 2, Малыш,

Симилак формула +2, Нутрилак,

Фрисолак 2, Фрисовом 2, Фрисолак ночная формула,

Бабушкино лукошко2 Био

Малыш,

Малютка

кислые

Агуша (жидкая), Нутрилак КМ

НАН КМ

Лактофидус

Нутрилак КМ, НАН КМ 2

 

На следующем этапе исследования было проведено структурирование ассортимента ЗГМ, представленных на Московском фармацевтическом рынке, по методу ABC – анализа с учетом товарооборота и скорости реализации.

Проанализировав ассортимент ЗГМ исследуемых аптечных организаций с помощью АВС-анализа, мы смогли построить матрицу по отношению к товарообороту (таблица 3).

 

 

Таблица 3.

Матрица АВС анализа ассортимента ЗГМ по влиянию на валовый доход

Группа

Ассортиментная позиция

А – высокая и средняя доля в валовом доходе, более 60%

Нан премиум, Нан гипоаллергенный, Нестожен, Нутрилон пронутри плюс

4 наименования

В – средняя доля в валовом доходе, до 30%

Нутрилон комфорт, Нутрилон гипоаллергенный, Альфаре,  Нан кисломолочный, Хипп био, Нутрилак, Фрисолак

7 наименований

С - низкая доля в валовом доходе, до 10%

Семпер, Симилак, Хумана, Малютка, Нан безлактозный, Нутрилак антирефлюкс, Агуша голд

7 наименований

Информация о работе Маркетинговые исследования аптечного ассортимента продуктов детского питания