Маркетинг наукоемкой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, когда практически перестал существовать, старый экономический механизм, которому были присущи высокая степень централизации планирования, директивное установление двусторонних связей между потребителем и производителем продукции, высокий уровень монополизации научно-технической деятельности, гарантированность сбыта, снимающая ответственность за качество и моральное старение продукции, а новый экономический механизм находится в стадии становления, перед практиками-организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность наукоемкой продукции…………………………..5
1.1 Понятия, связанные с инновационной деятельностью и закрепленные законодательно……………………………………….......……….5
1.2 Остальные термины и определения применяемые в работе…….......7
1.3 Определение понятия "наукоемкость"………………………………11
1.4 Классификация отраслей промышленности по наукоемкости…….12
1.5 Международная классификация отраслей промышленности и продукции по наукоемкости………………………………………….…………17
1.6 Характеристика наукоемких отраслей…………………………........20
1.7 Особенности наукоемкой продукции, содержание управления……………………………………………………………………….23
2 Исследование рынка наукоемкой продукции………………………...27
2.1 Общая характеристика рынка наукоемкой продукции, субъекты рынка……………………………………………………………………………...27
2.2 Общая характеристика ОАО ПО «Стрела»……………….………...30
2.3 Анализ конкурентных сил на рынке авиационной техники.............35
3 Основные условия повышения конкурентоспособности отечественных предприятий авиастроения на мировом рынке………….…...38
3.1 Сдерживающие факторы конкурентоспособности предприятий авиастроения………………………………………………………………...…...38
3.2 Анализ места и роли России на рынке наукоемкой продукции…...41
3.3 SWOT-анализ российской авиапромышленности, выбор стратегии охвата рынка……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………..50
Библиографический список………………………………………….......51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 355.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

кафедра Экономики предприятий

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ФИРМЫ

 

Тема:   Маркетинг наукоемкой продукции

 

                                                                                                            

 

 

Факультет __________                                       Исполнитель

Направление _________

Программа_______                                                                         

                                                                                               

                                                                                     

                        

                                                                                           

Дата защиты_________                             Руководитель:   

                                                                                                 

Оценка _____________                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Понятие и сущность  наукоемкой продукции…………………………..5

1.1 Понятия, связанные с  инновационной деятельностью и  закрепленные законодательно……………………………………….......……….5

1.2 Остальные термины и определения применяемые в работе…….......7

1.3 Определение понятия "наукоемкость"………………………………11

1.4 Классификация отраслей  промышленности по наукоемкости…….12

1.5 Международная классификация  отраслей промышленности и продукции  по наукоемкости………………………………………….…………17

1.6 Характеристика наукоемких  отраслей…………………………........20

1.7 Особенности наукоемкой  продукции, содержание управления……………………………………………………………………….23

2 Исследование рынка  наукоемкой продукции………………………...27

2.1 Общая характеристика  рынка наукоемкой продукции, субъекты  рынка……………………………………………………………………………...27

2.2 Общая характеристика ОАО ПО «Стрела»……………….………...30

2.3 Анализ конкурентных сил на рынке авиационной техники.............35

3 Основные условия повышения конкурентоспособности отечественных предприятий авиастроения на мировом рынке………….…...38

3.1 Сдерживающие факторы конкурентоспособности предприятий авиастроения………………………………………………………………...…...38

3.2 Анализ места и роли России на рынке наукоемкой продукции…...41

3.3 SWOT-анализ российской авиапромышленности, выбор стратегии охвата рынка……………………………………………………………………..44

Заключение………………………………………………………………..50

Библиографический список………………………………………….......51


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинг это сложное, многоплановое и динамичное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы и от спорта до социальных движений).

В наукоемком предприятии маркетинг рассматривается как комплексная система, позволяющая связать интеллектуальные возможности фирмы с возможностями внешней среды. Он призван увязать научные, финансовые, производственные и человеческие ресурсы фирмы в четко управляемую систему, гибко реагирующую на изменения структуры и требований рынка, условий предпринимательской деятельности на том или ином рынке.

Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии. Новые идеи и продукты, прогрессивные технологии и организационные решения все в большей степени определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабильность предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации и методике управленческой деятельности, вызывая необходимость формирования и совершенствования специфических форм инновационного менеджмента на предприятиях.

Сегодня, когда практически перестал существовать, старый экономический механизм, которому были присущи высокая степень централизации планирования, директивное установление двусторонних связей между потребителем и производителем продукции, высокий уровень монополизации научно-технической деятельности, гарантированность сбыта, снимающая ответственность за качество и моральное старение продукции, а новый экономический механизм находится в стадии становления, перед практиками-организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. 1

В настоящее время в стране публикуется достаточно много зарубежной литературы по основам рыночной экономики. Однако, число изданий, посвященных экономике инновационной деятельности, сравнительно невелико; кроме того, содержащиеся в этих работах схемы экономического управления далеко не всегда могут быть применены на российской почве без существенных изменений и переосмысления.

 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

 

1.1 ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И  ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

 

Прежде, чем перейти к анализу сущности и проблем маркетинга наукоемкой продукции, необходимо кратко остановиться на содержании понятий, связанных с инновационной деятельностью, которые будут использоваться в работе.

Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развитии человека, общества, окружающей природной среды;

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.

В силу исторических особенностей развития науки в нашей стране, о которых будет сказано позже, необходимо также определить следующие понятия:

Конверсия оборонной промышленности (далее - конверсия) - регулируемый государством процесс организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения ранее задействованных в оборонном производстве производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности.

Конверсируемая организация - организация оборонной промышленности, производственная деятельность которой по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации сокращается или прекращается и в которой осуществляются мероприятия по разработке новых технологий, в том числе технологий двойного применения, выпуску продукции гражданского назначения и утилизации вооружения и военной техники.

Технологии двойного применения - технологии, которые могут быть использованы при создании, как вооружения и военной техники, так и продукции гражданского назначения. 2

 

1.2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ

 

Английский термин innovation, переводимый на русский язык как "инновация" или "нововведение", имеет довольно широкий спектр значений. Приведем несколько точек зрения на определение этого понятия.

Йоханнес М. Пиннингс в книге, посвященной внедрению новых технологий, пишет: "Часто его (термин "нововведение") применяют по отношению к собственно изобретениям. Иногда им обозначают новые способы и методы работ. Согласно еще одной точке зрения, нововведение - это распределение ресурсов и фондов в организациях, поскольку именно оно отражает приверженность организации к созданию новых продуктов. Общепринятая точка зрения состоит в том, что нововведение - это процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов. Многие авторы придерживаются этой точки зрения, видят различие между нововведениями в самой продукции и в процессах производства."

Часто в англоязычной литературе, а вслед за ней во многих отечественных переводных и научных работах, например в работе В.И. Громеки, термином нововведение обозначается одновременно и процесс создания и внедрения нового, и его конкретный результат.

В своей работе "Управление исследованиями и разработками" П.Уайт призывает различать "понятия "изобретение" (конечный результат сследований) и "нововведение" (оно следует за изобретением и завершает успешные разработки). Изобретение подразумевает появление на свет чего-то нового; нововведение подразумевает внедрение чего-то нового в практику." По его мнению, нововведение представляет собой процесс, состоящий из пяти этапов, связывающих вход в виде ассигнований и рабочей силы с выходом в виде новой продукции или процессов: 1) Стимул- этап, на котором в организации в силу определенных обстоятельств приходят к выводу о необходимости разработки идеи. 2) Концепция - этап, на котором составляется план действий по реализации идеи. 3) Предложение - этап, на котором руководству организации представляется план реализации идеи. 4) Принятие - этап, на котором после соответствующего обсуждения специалистами предложение принимается как отвечающее интересам организации. 5) Внедрение - этап доведения идеи до рыночной продукции. П. Уайт полагает, что первые три перечисленных этапа связаны с изобретением, два последних - с нововведением в том случае, если они завершаются успешно с точки зрения удовлетворения общественных потребностей. Проведенное разграничение между изобретением и нововведением приобретает особую важность при рассмотрении вопросов организации и управления.

Профессор Н.Н. Молчанов в своей работе понятия "нововведение" и "изобретение" определяет следующим образом: "Изобретение определяется нами как новое и обладающее существенными отличиями техническое решение практической задачи, которое может найти реальное воплощение в настоящий момент или в отдаленном будущем. Нововведения есть результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве".

В справочном пособии "Инновационный менеджмент" профессором П.И. Завлиным изложены различные подходы к определению анализируемого понятия, объединяющие практически все приведенные ранее точки зрения:

"Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Можно выделить пять основных подходов к определению инноваций: 1) объективному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово "нововведение"); 2) процессному; 3) объективно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; процессно-финансовому.

Сущность объективного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д. Объективно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне - способности удовлетворить общественные потребности с большим "полезным эффектом". Отличие процессно-утилитарного подхода к определению термина "инновация" от объективно-утилитарного заключается в том, что инновация в данном случае представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. В рамках процессно-финансового подхода под "инновацией" понимается процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Во всех приведенных определениях термин инновация трактуется применительно к конкретной формальной ситуации."

В данной работе будем исходить из определения предложенного профессором А.Г. Медведевым: Нововведение (innovation) - это сложный комплекс видов деятельности, начиная с идеи, последующих НИОКР, изготовления нового образца, анализа результатов сбыта и поступления нового вида продукции или технологии в сферу использования. А также из законодательно определенного понятия "изобретение": Изобретение - новая совокупность приемов и способов действий в любой области человеческой деятельности, направленная на достижение поставленной цели.

Информация о работе Маркетинг наукоемкой продукции