Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа
Краткое описание
Сегодня, когда практически перестал существовать, старый экономический механизм, которому были присущи высокая степень централизации планирования, директивное установление двусторонних связей между потребителем и производителем продукции, высокий уровень монополизации научно-технической деятельности, гарантированность сбыта, снимающая ответственность за качество и моральное старение продукции, а новый экономический механизм находится в стадии становления, перед практиками-организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. 1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 1 Понятие и сущность наукоемкой продукции…………………………..5 1.1 Понятия, связанные с инновационной деятельностью и закрепленные законодательно……………………………………….......……….5 1.2 Остальные термины и определения применяемые в работе…….......7 1.3 Определение понятия "наукоемкость"………………………………11 1.4 Классификация отраслей промышленности по наукоемкости…….12 1.5 Международная классификация отраслей промышленности и продукции по наукоемкости………………………………………….…………17 1.6 Характеристика наукоемких отраслей…………………………........20 1.7 Особенности наукоемкой продукции, содержание управления……………………………………………………………………….23 2 Исследование рынка наукоемкой продукции………………………...27 2.1 Общая характеристика рынка наукоемкой продукции, субъекты рынка……………………………………………………………………………...27 2.2 Общая характеристика ОАО ПО «Стрела»……………….………...30 2.3 Анализ конкурентных сил на рынке авиационной техники.............35 3 Основные условия повышения конкурентоспособности отечественных предприятий авиастроения на мировом рынке………….…...38 3.1 Сдерживающие факторы конкурентоспособности предприятий авиастроения………………………………………………………………...…...38 3.2 Анализ места и роли России на рынке наукоемкой продукции…...41 3.3 SWOT-анализ российской авиапромышленности, выбор стратегии охвата рынка……………………………………………………………………..44 Заключение………………………………………………………………..50 Библиографический список………………………………………….......51
• комплектная продажа (реализация
набора выпускаемых товаров одному потребителю).
Кроме перечисленных факторов,
на покупку наукоемкой продукции влияют
также некоторые другие факторы: уровень
спроса, темпы НТП, государственное регулирование
развития производственной сферы в стране,
конкуренты, цели фирмы, организационная
структура фирмы, межличностные отношения
(умение "поставить себя", умение
убеждать, статус), факторы индивидуальных
особенностей личности, ответственной
за принятие решений о покупке (возраст,
психологический тип, готовность пойти
на риск, уровень образования).
На рынке наукоемкой продукции
представлено большое количество субъектов,
преследующих свои собственные, зачастую
противоречивые интересы, отражающие
их коммерческую, социальную и общественную
роли.
На рисунке 3 представлена модель
рынка наукоемкой продукции, в которой
показаны основные субъекты этого рынка. 6
Рис. 3 - Модель рынка наукоемкой
продукции
Первую группу субъектов в маркетинге
наукоемкой продукции составляют потребители,
представляющие с позиции производителей
наукоемкой продукции его целевые группы.
К ним относятся предприятия и организации,
включая государственные органы. Потребители
формируют совокупный спрос на рынке наукоемкой
продукции, его объем и структуру. По тому,
какие интересы преследуют потребители
наукоемкой продукции, их можно разделить
на два основных сегмента. В первый сегмент
входят предприятия и организации (как
частные, так и государственные), преследующие
интересы отдельных социальных групп,
которые они представляют. Второй сегмент
образуют государственные органы, выражающие
общественные потребности. Формируя и
финансирую программы развития наукоемких
производств, они защищают интересы общества
в целом.
Наиболее активный субъект
рынка составляют производители - государственные
и негосударственные предприятия и организации
(НИИ, КБ, производственные организации),
осуществляющие функции формирования
предложения, производства и продвижения
наукоемкой продукции и сопутствующих
ей услуг на рынке. В зависимости от форм
собственности, стратегических целей
и рыночной ориентации их маркетинговые
усилия могут быть направлены на какой-то
один из двух выделенных сегментов или
на рынок в целом. От того, кто является
основным потребителем наукоемкой продукции,
существенно зависит и вся организация
маркетинга, включая разработку стратегии,
формирование маркетинг-микса и управление.
Следует отметить, что производители наукоемкой
продукции часто могут одновременно являться
и потребителями наукоемкой продукции,
как своего, так и чужого производства.
2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО
ПО «СТРЕЛА»
В 1925 г. на территории корпусного
аэродрома Ленинградского военного округа
создается ремонтно-авиационная мастерская
(РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов.
1 июня 1928 г. РАМ-3 преобразуется в авиаремонтный
завод №47. С тех пор дата 1 июня 1928 г. стала
днем рождения завода №47 - предшественника
Оренбургского машиностроительного завода.
В 30-е годы налаживается тесное
сотрудничество с КБ главного конструктора
А.С. Яковлева, разработки которого (АИР-6,
УТ-1, УТ-2) на несколько лет стали для завода
основной продукцией. Яковлев А.С. неоднократно
посещал завод и всячески способствовал
становлению его, как серийного предприятия.
Осенью 1937 г., после легендарного перелета
в США через Северный полюс, завод посетил
В.П. Чкалов.
К 1937 году полностью освоен
серийный выпуск учебно-тренировочных
самолетов УТ-1, а в 1938-1939 г.г. было изготовлено
более 500 учебных самолетов УТ-2. В конце
июля 1941 г. из-за неблагоприятного развития
военных событий в первые месяцы войны
началась срочная эвакуация завода №47
в тыл. Первый эшелон с оборудованием ушел
из Ленинграда в Оренбург (тогда Чкалов)
31 июля 1941 г., а уже 25 октября 1941 г. механический
цех №4 начал производить первую продукцию
для фронта.
В годы ВОВ завод №47 выпускал
самолеты: УТ-2, УТ-2М, штабной самолет ЯК-6
конструктора А.С. Яковлева и транспортно-десантный
самолет ЩЕ-2 конструктора А.Я. Щербакова.
Всего поставлено фронту 1595 самолетов.
В 1954-1958 г.г. завод серийно производил
вертолеты МИ-1. Всего их было выпущено
597. Начиная с 1947 г. выпускаются спортивные
планеры АН-1, АН-2 КБ О.К. Антонова, десантные
планеры ЦЕ-25 конструктора П.В. Цибина,
ЯК-14 КБ А.С. Яковлева, самолет ПО-2 в санитарном
и пассажирском вариантах КБ Н.Н. Поликарпова.
Идет освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков
ИЛ-10М КБ С.В. Ильюшина.
В 1957-1958 г.г. успешно освоен и
обеспечен серийный выпуск беспилотного
самолета-снаряда конструкции КБ А.Я. Березняка.
15 октября 1961 г. завод №47
переименован в Оренбургский
машиностроительный завод.
В течение 1950-80 г.г. завод выполнял
заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических
одноступенчатых ракет средней дальности
8К63, межконтинентальных баллистических
ракет 8К84, 15А20, противокорабельных ракет
морского базирования. В 1959 г. боевой ракетный
комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение.
Из боевых частей, на вооружении которых
находились эти комплексы, были сформированы
Ракетные войска стратегического назначения.
В 1974 году 8К84 была снята с вооружения.
На смену ей пришли еще более совершенные,
обладающие повышенными тактико-техническими
характеристиками и боевыми возможностями
ракеты новых поколений. В их числе были
8К84М, 8К84УТТХ, 15А20, 15А20У, агрегатно-приборные
блоки для 15А30 и др.
Для ВМФ заводом выпускались
противокорабельные ракеты морского базирования
«Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Яхонт».
Ракеты «Гранит» стали мощным оружием
ВМФ РФ. Сегодня ими вооружены атомный
крейсер «Петр Великий», авианосец «Адмирал
Кузнецов» и другие надводные корабли
и подводные лодки.
В 1961 г. за успешное выполнение
заданий правительства завод награжден
орденом Трудового Красного Знамени. В
1965-1972 г.г. освоен целый ряд современных,
технически сложных изделий. Велась работа
над заказами главного конструктора Г.Н.
Бабакина по изготовлению блоков автоматических
станций, предназначенных для исследования
Луны, Марса и Венеры.
18.01.1971 г. указом Президиума
Верховного Совета СССР завод
был награжден высшей государственной
наградой - орденом Ленина. В 70-х годах
завод участвовал в программе
«Энергия-Буран». 26.12.1984 г. завод награжден
орденом Октябрьской Революции.
07.04.1986 г. Оренбургский машиностроительный
завод преобразован в «Производственное
объединение «Стрела», в состав
которого вошли пять специализированных
производств. В 1987-1990 г.г. ПО «Стрела» наладило
выпуск оборудования для агропромышленного
комплекса и его перерабатывающих отраслей.
«Программа развития предприятия
в рыночной экономике» позволила выжить
объединению в нелегкие годы общественно-политических
преобразований в России. По заказам иностранных
фирм выпускались ретро-копии самолетов-истребителей
времен ВОВ 1941-1945 г.г. ЯК-3М, ЯК-9В, ЯК-7.
Было изготовлено несколько
образцов японских самолетов-истребителей
«Зеро». По заказам совместной Российско-Американской
фирмы «Самолеты Яковлева» на объединении
изготавливались самолеты «Медвежонок».
Возобновилось освоенное в
1992 г. производство комплексов воздушной
мишени «Дань», предназначенных для боевой
подготовки войск.
Начиная с 1999 года ПО «Стрела»
участвует в военно-техническом сотрудничестве
по производству крылатых сверхзвуковых
ракет. Эти работы ведутся в рамках совместного
российско-индийского предприятия «БраМос»,
учредителями которого являются Российское
научно-производственное объединение
машиностроения и Индийская государственная
организация оборонных исследований и
разработок (ДРДО).
Во второй половине девяностых
годов прошлого столетия ПО «Стрела» совместно
с ОАО «Камов» (г. Москва) приступило к
освоению производства многофункциональных
гражданских вертолетов КА-226. Особенностью
компоновки вертолета является модульность
его конструкции, обеспечивающая быстрое
переоборудование для решения многоцелевых
задач. На КА-226 получен Российский Сертификат
категории А, подтверждающий выполнение
полета и посадки при одном работающем
двигателе. Авиарегистр МАК выдал также
Сертификат типа СШ-140-КА-226, свидетельствующий
о низком (ниже нормы) уровне шума, создаваемом
вертолетом на местности, что является
весьма важным показателем при эксплуатации
машины в непосредственной близости от
населенного пункта и в городской черте.
В 1999 г. производственное объединение
«Стрела» преобразовано в Федеральное
Государственное Унитарное Предприятие
«Производственное объединение «Стрела».
В 2006 г. в соответствии с распоряжением
Правительства РФ от 26.08.04 г. №1124-р Федеральное
Государственное Унитарное Предприятие
«Производственное объединение «Стрела»
преобразовано в открытое акционерное
общество «Производственное объединение
«Стрела».
В соответствии с Указом Президента
РФ № 1161 от 13 сентября 2004 г. «Об открытом
акционерном обществе «Военно-промышленная
корпорация «Научно-производственное
объединение машиностроения» в 2007 году
ОАО «ПО «Стрела» вошло в состав Военно-промышленной
корпорации «НПО машиностроения».
Сегодня ОАО «ПО «Стрела» представляет
собой уникальный многопрофильный производственный
комплекс, становление которого неразрывно
связано с историей отечественной авиации
и ракетно-космической техники.
ОАО «ПО «Стрела» выполняет
заказы ОАО «РСК «МиГ». Для многофункционального
фронтового истребителя МиГ-29 на объединении
изготавливаются сложные высокотехнологичные
детали подвесного фюзеляжного бака, блоки
решеток воздухозаборника.
По договорам с Корпорацией
«Иркут» для самолета СУ-30 МКИ изготавливаются
сложные детали из титана - пояса центроплана,
для двухмест-ного учебно-боевого самолета
ЯК-130 - пилоны и подвесные топливные баки.
По заказам ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева»
объединение поставляет детали и узлы
на ракету-носитель «Протон», для ФГУП
«НПО им. С.А. Лавочкина» - детали и узлы
головного обтекателя и разгонного блока
на аппараты для планетных исследований,
в частности для «Фобос-Грунт».
В Настоящее время предприятие
ОАО «ПО «Стрела» выпускает широкий перечень
продукции для военного, авиационного,
гражданского и стороннего назначения:
Противокорабельная
крылатая ракета «Вулкан»
Противокорабельная
крылатая ракета «Малахит»
Противокорабельная
крылатая ракета «Базальт»
Котлы
отопительные газовые и твердотопливные
Печь-камин
«Циркофлам-300»
Теплообменники
пластинчатые разборные
Бороны
дисковые навесные и полунавесные
Сеялки зернотукотравяные стерневые СЗТС-2 и СЗТС-2.9
Спутниковая
антенна САШО
Кузов
к вездеходу «ТРЭКОЛ»
Загазы «РСК «МиГ»
Противокорабельная
крылатая ракета «Гранит»
Противокорабельная
крылатая ракета «Яхонт»
Комплекс
воздушной мишени «Дань»
Многоцелевой
гражданский вертолет КА-226
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ
НА РЫНКЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
В составе авиационной промышленности
созданы следующие основные интегрированные
структуры: ОАО «Объединенная авиастроительная
корпорация» (ОАО «ОАК»), ОАО «ОПК «Оборонпром»,
включающая ОАО «Вертолеты России» и ОАО
«Управляющая компания «Объединенная
двигателестроительная корпорация». В
2011 году подготовлен и внесен в установленном
порядке в Правительство Российской Федерации
проект постановления о включении в состав
ОАО «ОПК «Оборонпром» ФГУП «НПЦ газотурбостроения
«Салют». По организации – это вертикально
интегрированные структуры, обеспечивающие
полный цикл создания, производства и
поддержки эксплуатации конечных изделий.
В стадии формирования находятся
интегрированные структуры в области
основных комплектующих авиационной техники
и вооружений: ОАО «Концерн «Авиаприборостроение»
(авиационные приборы и комплексы радиоэлектронного
оборудования) и ОАО «Концерн «Авиационное
оборудование» (авиационное оборудование
и системы электроснабжения).
Также формируется новая интегрированная
структура государственного сектора авиационной
науки, призванная стать основой инновационного
развития авиастроения. В настоящий период
завершается согласование в федеральных
органах исполнительной власти проекта
федерального закона «О национальном
исследовательском центре «Институт им.
Н.Е. Жуковского».
Интеграция авиастроительных
предприятий в холдинги позволила существенно
повысить экономическую эффективность
их деятельности — в последние годы отмечается
неуклонный рост консолидированной выручки
авиастроительных холдингов. Кроме того,
в соответствии с корпоративными стратегиями
осуществляется внедрение новой индустриальной
модели, предполагающей техническое перевооружение
предприятий отрасли. Основными целями
стратегий являются снижение себестоимости
продукции и повышение конкурентоспособности
отечественной авиационной техники на
внутреннем и внешнем рынках.
Также крупнейшие авиапроизводители
находятся в США, ЕС и Бразилии. Отдельные
фирмы концентрируются на выпуске только
одного вида продукции, а уже вместе они
являются поставщиками деталей для основных
авиастроителей.
Наивысшего расцвета авиационная
промышленность достигла в 70-80-е гг. XX столетия,
когда были созданы лучшие образцы авиационной
техники СССР. Распад Советского Союза
не изменил ориентацию развития авиации,
которая направлена на ее совершенствование,
не смотря на то, что вся авиационная промышленность,
как и страна в целом, оказалась в глубоком
кризисе: выпуск самолетов и вертолетов
уменьшился в несколько раз, закупки со
стороны государства практически полностью
прекратились. Единственным спасением
был экспорт, где Россия оставалась и остается
одним из мировых лидеров. Это в какой-то
мере спасло военную авиационную промышленность.
Гражданское же авиастроение
оказалась в условия жесткой конкуренции
со стороны других мировых авиастроителей,
таких как «Boeing», «Airbus» и др. Самолеты российского
производства не подходили под мировые
стандарты, касающиеся технических характеристик,
безопасности, сервисному обслуживанию
и т.д. А именно эти факторы сегодня являются
определяющими на рынке гражданской авиации.
Переход на рыночные рельсы потребовал
полного изменения в сфере управления
авиационной промышленностью, обновления
инфраструктуры, обслуживания и эксплуатации
самолетов. Появились сотни компаний,
занимающихся авиаперевозками, хотя количество
пассажиров сократилось, что в свою очередь
привело к переизбытку парка самолетов.
Поэтому на рубеже веков самолеты в России
выпускались единичными экземплярами.
На сегодняшний день Правительством разработана
стратегия развития авиационной промышленности
на ближайшие годы. Согласно данной стратегии,
Россия должна стать третей мировой авиационной
державой (после США и ЕС), необходима интеграция
в мировую авиационную промышленность,
с изменением структур организации и управления.
Так была создана Объединенная Авиационная
Корпорация (ОАК). В нее вошли всемирно
известные бренды «Су», «Миг», «Ил», «Ту»,
«Як», заводы, изготавливающие их продукцию,
и лизинговые компании.