Маркетинг наукоемкой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, когда практически перестал существовать, старый экономический механизм, которому были присущи высокая степень централизации планирования, директивное установление двусторонних связей между потребителем и производителем продукции, высокий уровень монополизации научно-технической деятельности, гарантированность сбыта, снимающая ответственность за качество и моральное старение продукции, а новый экономический механизм находится в стадии становления, перед практиками-организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность наукоемкой продукции…………………………..5
1.1 Понятия, связанные с инновационной деятельностью и закрепленные законодательно……………………………………….......……….5
1.2 Остальные термины и определения применяемые в работе…….......7
1.3 Определение понятия "наукоемкость"………………………………11
1.4 Классификация отраслей промышленности по наукоемкости…….12
1.5 Международная классификация отраслей промышленности и продукции по наукоемкости………………………………………….…………17
1.6 Характеристика наукоемких отраслей…………………………........20
1.7 Особенности наукоемкой продукции, содержание управления……………………………………………………………………….23
2 Исследование рынка наукоемкой продукции………………………...27
2.1 Общая характеристика рынка наукоемкой продукции, субъекты рынка……………………………………………………………………………...27
2.2 Общая характеристика ОАО ПО «Стрела»……………….………...30
2.3 Анализ конкурентных сил на рынке авиационной техники.............35
3 Основные условия повышения конкурентоспособности отечественных предприятий авиастроения на мировом рынке………….…...38
3.1 Сдерживающие факторы конкурентоспособности предприятий авиастроения………………………………………………………………...…...38
3.2 Анализ места и роли России на рынке наукоемкой продукции…...41
3.3 SWOT-анализ российской авиапромышленности, выбор стратегии охвата рынка……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………..50
Библиографический список………………………………………….......51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 355.40 Кб (Скачать файл)

Для дальнейшего исследования необходимо также коснуться понятия "международная передача технологии". Международная передача технологии (International Technology Transfer) - это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.

Международные документы (ООН и др.) трактуют понятие "технологии (Technology)" весьма широко: оно включает в себя (1) собственно технологию (dissembled technology), понимаемую как набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг и материализованную технологию (embodied technology), то есть технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т.п. Носителем технологии в чистом виде в процессе ее передачи пользователю могут выступать документация, машинные носители, научно-технические специалисты; носителем материализованной технологии - объекты, передаваемые пользователю (промышленные объекты, комплектное оборудование, приборы).

Передача технологии может осуществляться на некоммерческой основе (безвозмездная техническая помощь по линии государства и международных организаций) и на коммерческой основе (в виде лицензионной торговли, опосредуется международной торговлей товарами и услугами, процессом вывоза капитала, миграцией научно-технических специалистов). Приобщение к зарубежным научно-техническим достижениям может осуществляться не только в результате приобретения технологии за рубежом, но также в процессе международного сотрудничества, под которым понимается такая форма международных экономических отношений, которая предполагает взаимодействие фирм двух или более стран при проведении научно-технической деятельности.

 

1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  «НАУКОЕМКОСТЬ»

 

Общая направленность научно-технического прогресса, возрастание значимости международной передачи технологии объективно обусловили становление специфического рынка техники и технологии (технологического рынка), особенности которого по сравнению с рынком традиционных товаров охватывают практически все аспекты рыночных отношений. Такой рынок технологий выступает как совокупное предложение научно-технических достижений и совокупный спрос на них.

Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных форм и направлений развития науки и техники, с одной стороны, и разных каналов передачи технологий, с другой, обусловили факт неоднородности мирового рынка технологий и привели к формированию таких его сегментов как:

1) рынок патентов и  лицензий;

2) рынок наукоемкой продукции;

3) рынок высокотехнологического  капитала;

4) рынок научно-технических  специалистов.

Кратко остановимся на основных понятиях, связанных с рынком наукоемкой и научно-технической продукции, а также инновационным маркетингом. Прежде всего, на понятии наукоемкости.

В основе этого понятия лежит представление о наличии количественной связи между характеристиками развития науки и результатами функционирования производства. Для планирования и управления необходимо оперировать однозначно трактуемым конкретным показателем, поэтому перейдем от понятия наукоемкости к показателю наукоемкости. Наукоемкость, по мнению Г. Лахтина и Ю. Павленко, можно рассматривать как аналог широко используемых показателей (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость).

Аналогия здесь лишь внешняя. Показатели трудоемкости или материалоемкости характеризуют долевое участие ресурса в производимом продукте, соответственно затраты труда или материалов должны быть отнесены к величине, отражающей прежде всего количественную сторону производства. Результаты науки воздействуют главным образом на качественную сторону последнего, оказывая влияние на создание новой продукции или разработку технологии, то есть на прогрессивное развитие производства.

1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО НАУКОЕМКОСТИ

 

Наиболее оправданным с экономической точки зрения было бы введение показателя, устанавливающего связь между затратами на науку и уровнем научно-технического развития в масштабе, например, отрасли. При этом изучается динамика развития НИР в отдельных народного хозяйства, происходит сравнение отраслей по объему НИР как между собой, так и с одноименными отраслями других стран.

На отраслевом уровне показатель наукоемкости выступает как соотношение объема производства и затрат на науку, призванную непосредственно обеспечивать техническое развитие отрасли, образующую с отраслевым производством единый научно-производственный комплекс.

Отраслевая наукоемкость может использоваться и для межотраслевых международных сопоставлений, она несет в себе существенную информацию для экономического анализа. Практически это означает, что показатель наукоемкости исчисляется как отношение затрат на исследования и разработки к валовой продукции отрасли за год. Наукоемкость, рассчитанную таким способом, называют общей (Об).

Однако, если считать, что наиболее важным параметром развития сферы НИОКР в отрасли является численность персонала, соответственно наукоемкость исчисляется как соотношение численности трудовых ресурсов, занятых в науке и научном обслуживании и на производстве. Наукоемкость, рассчитанную подобным способом, называют трудовой (Т). Возможны две модификации расчета данного показателя: отнесение общего числа работников отрасли, учитываемых в составе категории "наука и научное обслуживание", к численности промышленно-производственного персонала; отнесение численности только научных работников к численности занятых в отрасли специалистов с высшим образованием. Использование натуральных величин позволяет избежать влияния различий в уровнях цен и заработной платы как при межгосударственных сопоставлениях, так и при сравнениях показателей отраслевой наукоемкости в рамках одной страны.

Сравнение наукоемкости по отраслям, рассчитанной изложенными выше двумя способами, то есть общей (Об) и трудовой (Т), показывает, что вторая выше первой, соотношения между ними могут резко колебаться - от двукратного для электронной промышленности до восьмикратного для нефтехимии. Такой разрыв является следствием того, что в науке доля живого труда выше, чем в производстве.

В работе Варшавского А. Е. "Наукоемкие отрасли: определение, анализ, условия ускорения развития" также предлагается несколько различных способов определения наукоемкости как отношения: 1) затрат на НИОКР к объему производства валовой, товарной, условно-чистой продукции, произведенному национальному доходу, объему отгрузок продукции и т.д.; 2) численности занятых в науке и научном обслуживании к промышленно производственному персоналу (ППП) отрасли; 3) затрат на НИОКР к ППП, объему основных производственных фондов отрасли и т.д.

Однако, даже при проведении расчетов, полученные цифры наукоемкости по отраслям не несут никакой полезной информации, до тех пор, пока не будет определен критерий степеней наукоемкости. Обычно, к наукоемким отраслям или производствам принято относить те, для которых характерны повышенные объемы затрат ресурсов на НИОКР по отношению к объему выпускаемой продукции или основным факторам производства. Однако, отнесение отрасли к числу наукоемких, принятое в литературе, достаточно условно.

Например, по результатам исследования инновационной деятельности предприятий, представленного в книге "Технологические инновации в России", под высокой наукоемкостью предлагается понимать долю затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции, составляющую не менее 4 %. Варшавский А.Е. в своей работе "Наукоемкие отрасли: определение, анализ, условия ускорения развития" предлагает считать отрасль наукоемкой, если один из приведенных выше показателей (чаще всего первый или второй) превышает средний или некоторый специально выбранный для промышленности в целом (или только для обрабатываемой промышленности) уровень.

По данным исследования, исследования и разработки, будучи одним из самых распространенных видов инновационной деятельности на промышленных предприятиях, занимают вместе с тем относительно скромное место как в затратах на инновации, так и в общих объемах производства.

Подтверждением тому служит показатель наукоемкости производства. Последний выражен долей затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции, составившей в 1995 г. в среднем по инновационно-активным предприятиям всего 0,8 %.

Уровень наукоемкости производства невысок даже на тех предприятиях, которые выполняют исследования и разработки (учитываются предприятия, как имеющие собственные исследовательские подразделения, так и пользующиеся услугами сторонних организаций): в двух третях случаев она не превышает 1 % и лишь на каждом шестом таком предприятии - достигает 4 % и более (Таблица 1). Данные таблицы 1 позволяют говорить об отсутствии у предприятий достаточной научной базы для осуществления инноваций, способных обеспечить конкурентоспособность производимой продукции.

Из 125 предприятий, имевших наиболее высокую наукоемкость производства (4 % и более), 80 предприятий относились к отраслям, производящим машины, оборудование, приборы и транспортные средства. Более или менее заметное число таких предприятий отмечалось в пищевой и химической промышленности (по 11), в остальных отраслях их число варьируется от 2 до 6.

 

Таблица 1 - Число предприятий по доле затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции по видам экономической деятельности:

 

Согласно отечественной статистике, к наукоемким отраслям (производствам) можно отнести большую часть отраслей машиностроения (за исключением ряда отраслей - таких как автомобильная, подшипниковая промышленность, строительно-дорожное и коммунальное, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, тракторное и сельскохозяйственное, подъемно-транспортное машиностроение, промышленность межотраслевых производств, машиностроение для легкой и пищевой промышленности), а также химическую и нефтехимическую (без сажевой, шинной, резиноасбестовой, горно-химической, бытовой химии), фармацевтическую и микробиологическую промышленность.

Наиболее высокую наукоемкость (исчисленную как отношение объема затрат на НИОКР к общему объему производства товарной продукции) имеют: приборостроение, электротехническая промышленность, химическое машиностроение.

 

 

1.5 МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ  ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРОДУКЦИИ  ПО НАУКОМКОСТИ

 

В зарубежной статистике, в том числе в статистике ООН и ОЭСР, выделяют отрасли "высокой технологии", которые в переводной литературе в большинстве случаев называются "наукоемкими".

Согласно международной классификации ОЭСР, используемой до 1997 года, все технологии делились на три группы: а) высокие, б) среднего и в) низкого уровня. В первую входили аэрокосмические, компьютерные, медицинские, сложные химические технологии, электронные коммуникации, фармакология, научное приборостроение, электронное машиностроение; во вторую — кораблестроение, технологии эластичных материалов, наземного транспорта, производства и обработки стекла и камня, цветных металлов и сплавов; в третью — технологии нефтепереработки, черной металлургии, легкой деревообрабатывающей и бумажной промышленности.

В 1997 году ОЭСР был разработан усовершенствованный метод классификации отраслей по наукоемкости с использованием двух дополняющих друг друга подходов: отраслевого и продуктового. Результатом расчетов показателей отраслевой наукоемкости по данным 20 стран, входящих в состав ОЭСР, стала новая классификация производственных отраслей по степени технологической интенсивности, а также определение списка наукоемкой продукции. Стоит отметить, что в отличие от предыдущих вариантов классификации, все отрасли разделены не на три, а на четыре группы (в скобках дан код стандартной промышленной классификации):

Высокие технологии (High-technology)

1. Аэрокосмические (3845)

2. Компьютерные (3825)

3. Электронные коммуникации (3832)

4. Фармацевтика (3522)

Средне-высокие технологии (Medium-high-technology)

5. Научное приборостроение (385)

6. Технологии наземного  транспорта (3843)

7. Электрооборудование (383-3832)

8. Химические технологии (351+352+3522)

9. Другое транспортное  оборудование (3842+3844+3849)

10. Неэлектрическое оборудование (Non-electrical machinery) (382-3825)

Средне-низкие технологии (Medium-low-technology)

11. Изделия из резины  и пластика (355+356)

12. Судостроение (3841)

13. Другое производство (39)

14. Цветные металлы (372)

15. Неметаллические минеральные  продукты (36)

16. Металлургия (381)

17. Нефтепереработка (351+354)

18. Черная металлургия (371)

Низкие технологии (Low-technology)

19. Бумажная промышленность  и полиграфия (34)

20. Текстиль и одежда (32)

21. Еда, напитки и табак (31)

22. Деревообработка и мебельное  производство (33)

С точки зрения продуктового подхода, к высокотехнологичной продукции были отнесены следующие продукты:

1. Аэрокосмическая продукция

2. Компьютеры

3. Электронные коммуникации

4. Фармакология

5. Научные приборы

6. Электрооборудование

7. Химические продукты

8. Неэлектрическое оборудование

9. Вооружение

На основании приведенных классификаций можно сделать вывод, что "наукоемкая продукция" является продуктом деятельности отраслей с высокой степенью наукоемкости.

Приведенные данные свидетельствуют об аналогичном порядке следования отраслей по мере снижения этого показателя наукоемкости в случае использования, как российской системы классификации, так и международной, что позволяет нам упразднить различия между понятием "наукоемкая" отрасль или продукция и "высокотехнологичная". Изложенное свидетельствует о том, что в каждой отрасли объективно устанавливается в виде тенденции определенное соотношение между развитием науки и производства, способствующее поддержанию производства на уровне современных требований.3

Величина наукоемкости или относительная величина расходов на НИОКР зависит не только от объема выделяемых на науку ресурсов, но также от вида отрасли, структуры затрат на производство продукции и т.д. В частности, для отраслей, имеющих наибольшую долю материальных затрат (около 80 %), таких как, пищевая промышленность и легкая, характерна наиболее низкая величина наукоемкости.

Следует учитывать, что перечень наукоемких отраслей, производств или технологий не может быть стабильным и должен изменяться соответственно появлению новых достижений науки и техники. Предвидеть, какие отрасли могут быть в будущем включены в группу наукоемких, можно с помощью периодически разрабатываемой в рамках Комплексной программы НТП системы приоритетов научных исследований.

Информация о работе Маркетинг наукоемкой продукции